Предметно-пространственная среда (старший дошкольный возраст)
консультация

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с введением  ФГОС, вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам  эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста»

          Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с введением  ФГОС, вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам  эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

         Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую,  творческую, конструктивную, двигательную и трудовую активность.

  В соответствии с ФГОС среда должна быть: насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.

          Все групповое пространство распределяется на центры и уголки:

функциональное помещение «кабинет»  работает по разделам: сенсорика, математика, развитие речи, природа.

Кабинет сенсорика, математика оснащен дидактическими играми с математическим содержанием:

«Математическое лото»; «Веселый счет»; «Аналогии»; «Шашки»;«Подбери фигуру»;  «Назови и сосчитай»; «Вчера, сегодня, завтра»; «Посчитай птичек»; «Тренажер на развитие внимания»; пазлы, мозаики.

          Центр природы, который оснащен всем необходимым для экспериментирования и познания окружающего мира соответственно возрасту:

-календарь наблюдений;

-материалы для опытов  и экспериментов (игры с песком , водой, воздухом, красками, пеной);

-простейшие технические средства (лупа, магнит, весы, часы песочные, наборы для экспериментирования);

-гербарии;

-фотографии животных разных природных зон земли;

-фотографии растений, животных;

-фотографии объектов живой и неживой природы;

-семена и плоды различных растений;

-ёмкости для экспериментирования.

Центр  развитие  речи

Кабинет оснащен дидактическими играми:

-шумовые шарики на развитие фонематического слуха;

-игры на развитие воздушной струи;

-рассказы по картинкам;

-картотека  пальчиковых и артикуляционных игр;

-Д/И «карусель слов»; «слоги, ребусы, загадки»;  «О чем речь? Культпоход»; «О чем речь? Транспорт»; «О чем речь? Природа»;  «Куча мала»;  «Расскажи мне, расскажи » и др.

          Функциональное помещение  «мастерская»

работает по разделам:

- пространственная  ориентировка

- конструирование

В «мастерской» по пространственной ориентировке размещены :

-карта города, области;

-компас;

-альбомы, книги с фотографиями  города;

-план группы;

-план спальни;

-план раздевалки.

       Мастерская по конструированию:

-разные виды конструктора;

-рисунки частей построек, колон, башен.

        Уголок изобразительной деятельности.

Дети знают, где взять бумагу, краски, пластилин, карандаши для творчества. Самостоятельно подбирают материалы и средства для выражения своих творческих замыслов.

         Функциональное помещение «Центр искусств» работает по разделам: литература, развитие речи, музыка.

В «центре искусств» размещена литература по программе, различные виды театра, музыкальные инструменты, условные заместители для разыгрывания сюжетов сказок, элементы костюмов для спектаклей. Так же  имеется гримерная, трансформируемый подиум для свободного самовыражения детей.

        Уголок сюжетно-ролевых игр

Содержание предметно-развивающей среды в группе соответствует интересам мальчиков и девочек, которое периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на интересы детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития» и на индивидуальные возможности ребят.

       Уголки оборудованы конструкторами, ширмами, объёмными модулями, машинами.  Необходимыми атрибутами к играм:

- «больница»;  «дом»;  «парикмахерская»;   «строитель»; «военный»; «полицейский. Это позволяет детям самостоятельно   развивать сюжет , брать на себя разные роли, тем самым  социализироваться через игру.

     Физкультурный уголок оснащен спортивным инвентарем для физической активности: мячами, кеглями, скакалками, обручами, кольцебросами,  конусами, гимнастическими палками.

       В группах необходим   «уголок уединения»,  в котором ребенок может  полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, т. е. создать "своё" личное пространство. А также очень хорошо иметь в группе для  каждого ребенка индивидуальное место в специальном шкафу, для  личных вещей малыша, это могут быть семейные фото, творческие рисунки,  игрушки и т.д. (принцип индивидуализации ).

       В приемной  на шкафчиках экспонируются детские фотографии, где ребенок индивидуален, он  личность и не ассоциирует себя с картиной на шкафчике (это тоже принцип индивидуализации, основной принцип при реализации ФГОС ). В приемной помимо фотографий также экспонируются работы совместного творчества всех участников образовательного процесса детей, родителей и педагогов в соответствии с тематическими неделями. Что тоже является неотъемлемой частью развивающей среды и реализации принципа индивидуализации


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста МДОУ № 57 «Ладушки» подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Патароча Е.Н. Подольск 2019

Слайд 2

Актуальность организации развивающей предметно- пространственной среды введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Слайд 3

Среда содержательно: насыщена трансформируема полифункциональная вариативна доступна безопасна

Слайд 4

Все групповое пространство разделено ЦЕНТРЫ УГОЛКИ

Слайд 5

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ «КАБИНЕТ» РАБОТАЕТ ПО РАЗДЕЛАМ: МАТЕМАТИКА, СЕНСОРИКА ПРИРОДА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Слайд 6

КАБИНЕТ МАТЕМАТИКИ И СЕНСОРИКИ Кабинет оснащен дидактическими играми: «Математическое лото» «Веселый счет» «Аналогии» «Шашки» «Подбери фигуру » «Назови и сосчитай » «Вчера, сегодня, завтра » «Посчитай птичек » «Тренажер на развитие внимания» Пазлы , мозаики и другие.

Слайд 7

КАБИНЕТ МАТЕМАТИКИ И СЕНСОРИКИ

Слайд 8

ЦЕНТР ПРИРОДЫ Календарь наблюдений материалы для опытов и экспериментов (игры с песком , водой, воздухом, красками, пеной) Простейшие технические средства (лупа, магнит, весы, часы песочные, наборы для экспериментирования) Гербарии Фотографии животных разных природных зон земли Фотографии растений, животных Фотографии объектов живой и неживой природы Семена и плоды различных растений Ёмкости для экспериментирования и др.

Слайд 9

ЦЕНТР ПРИРОДЫ

Слайд 10

ЦЕНТР РАЗВИТИЕ РЕЧИ Кабинет оснащен дидактическими играми: - Шарики на развитие фонематического слуха Игры на развитие воздушной струи Рассказы по картинкам Картотека пальчиковых и артикуляционных игр Д/И «Карусель слов» Д/И «Слоги, ребусы, загадки» Д/И «О чем речь? Культпоход» Д/И «О чем речь? Транспорт» Д/И «О чем речь? Природа» Д/И «Куча мала» Д/И «Расскажи мне, расскажи » И др.

Слайд 11

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ «МАСТЕРСКАЯ» РАБОТАЕТ ПО РАЗДЕЛАМ: Пространственная ориентировка конструирование

Слайд 12

МАСТЕРСКАЯ ПО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ Карта города, области Компас Альбомы, книги с фотографиями города План группы План спальни План раздевалки

Слайд 13

МАСТЕРСКАЯ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ Разные виды конструктора Рисунки частей построек, колон, башен Схемы построек

Слайд 14

УГОЛОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Альбомы Трафареты Восковые мелки Цветная бумага Клей Краски Пластилин Альбомы Листы бумаги для рисования Карандаши Фломастеры Раскраски и другое

Слайд 15

ЦЕНТР ИСКУССТВ Работает по разделам: литература, развитие речи, музыка: Литература по программе Различные виды театра Музыкальные инструменты Условные заместители для разыгрывания сюжетов сказок Элементы ля спектаклей

Слайд 16

УГОЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В уголках есть оборудование для с/р игр: «больница» «дом» «парикмахерская» «строитель» «военный» «полицейский» Ширмы Предметы-заместители

Слайд 17

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК Уголок оснащен: Мячи Кольцебросы Конусы «дорожка здоровья» Обручи Гимнастические палки и другое

Слайд 18

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК

Слайд 19

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ Уголок уединения позволяет ребенку создать «своё личное» пространство Индивидуальное место в специальном шкафу для личных вещей ребенка (семейные фото, творческие рисунки, игрушки)

Слайд 20

ПРИЁМНАЯ

Слайд 21

БЛАГОДАРЮ за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание развивающей предметно-пространственной среды, для детей дошкольного возраста с ОВЗ посредствам альтернативных средств коммуникации»

На современном этапе развития общества в связи с вступлением  ФГОС   дошкольного образования,   вопросы  организации предметно-развивающей среды стало одной из приоритетн...

Презентация. Тема: "Организация предметно-пространственной развивающей среды старшей группы".

Цель:  создание условий направленных на развитие личностных особенностей детей, инициативы творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.Задачи: Обеспечить возможно...

Предметно-пространственная развивающая среда старшая группа Ягодка

Предметно-пространственная развивающая среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Она содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, до...

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе дошкольного возраста от 6 до 7 лет в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе дошкольного возраста от 6 до 7 лет  в соответствии с ФГОС дошкольного образования»Направление деятельности и развитие ребен...

Предметно-пространственная развивающая среда старшей группы

Оформление ППРС старшей группы на 2021-2022 учебный год...

Предметно – пространственная развивающая среда старшей группы «Затейники».

Предметно пространственная развивающая  среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта....