Рабочая программа кружка "Юный исследователь"
рабочая программа (средняя группа)

Губанова Наталья Николаевна

Рабочая программа составлена для детей 3-4 лет, в соответствии с их возрастными особенностями. Программа направлена на потребность ребенка  в познании окружающего мира. В основе программы лежит экспериментирование.Цель программы: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx53.27 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « СОШ с.Яблоновый Гай» Саратовская область Ивантеевский район

                     

Рабочая программа

Кружка «Юный исследователь»

Возраст: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

Руководитель:

воспитатель

младшей группы

Губанова Н.Н.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса.

Огромный потенциал развития познавательной активности детей имеет детская экспериментальная деятельность. Потому что все усваивается крепко и надолго только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.

В процессе экспериментальной деятельности познавательная активность идет от самого ребенка. Он выступает как её полноценный субъект. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы и в то же время познает мир.

Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит  метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков,  К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.

Задачи:

1 . Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов.

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект

5. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.

6. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.

7. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:

• О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

• О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).

• О мире растений (способы выращивания растений).

• О человеке.

• О предметном мире.

Основными условиями реализации детского экспериментирования являются:

- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);

- использование разных видов деятельности;

- четкое определение содержания экологического воспитания;

- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);

- экологическая грамотность самих взрослых.

Приёмы реализации рабочей программы:

Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:

- создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности:

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- решение проблемных ситуаций;

Приёмы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.

Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги, ткани;
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Организационно-методическое обеспечение:

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.

Возраст детей 3-4 года.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 15 -20 минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования

Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей

будет проводиться в 2 раза в год: сентябрь и май

Предполагаемые результаты:

  • В группе используются детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детская лаборатория «Я - исследователь»;
  • Родители принимают участие в пополнении оборудованием детской лаборатории;
  • Дети проявляют активный интерес к познанию окружающего мира;
  • Дети самостоятельно проявляют познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности.

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ;

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;

- навыки исследовательской деятельности;

- необходимые знания об объектах и их свойствах.

Общие правила техники безопасности

ИНСТРУКТАЖ (БЕСЕДА) № 1«Охрана жизни и здоровья для воспитанников при проведении игр-экспериментов с зеркалами, увеличительными стеклами»

Хранить зеркала, увеличительные стекла в коробке с закрывающейся крышкой. Знать их количество, написать его на коробке. Во избежание порезов, следить, чтобы все зеркала и увеличительные стекла были целыми, с обработанными краями. Во время пускания солнечных зайчиков напоминать детям о правилах пользования зеркалами:

1. Не стучать по зеркалу, увеличительному стеклу.

2. Не бросать на пол, на стол, в товарища.

3. Не брать в рот.

4. Не направлять луч света в глаз товарищу, взрослому.

5. Пользоваться только по назначению.

6. Во время игр с увеличительными стеклами во избежание возгорания не ловить прямые солнечные лучи.

7. После игры убрать все на место.

8. В случае незначительного ранения обратиться к воспитателю.

ИНСТРУКТАЖ (БЕСЕДА) № 2«Охрана жизни и здоровья для воспитанников при проведении игр-экспериментов с мыльными пузырями»

1. Разводить мыльную воду в определенной посуде под руководством воспитателя.

2. Для надувания мыльных пузырей использовать только пластмассовые соломинки.

3. Следить за тем, чтобы мыльная вода не попала в рот, глаза.

4. Мыльный раствор и соломинки использовать по назначению.

5. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

-Пить мыльную воду

–Направлять  соломинкой в товарища

–Пускать мыльные пузыри в лицо другим детям

6. После игры вымыть руки и убрать все на место, протереть очки (для тех, кто их носит).

7. В случае попадания мыльного раствора в рот, глаза немедленно обратиться к воспитателю.

ИНСТРУКТАЖ (БЕСЕДА) № 3«Охрана жизни и здоровья для воспитанников при проведении игр-экспериментов с резинкой»

1. Не стягивай и не отпускай резинку резко в сторону товарища, особенно в сторону лица.

2. Во избежание удушья и омертвения у себя или другого ребенка частей тела, нельзя накручивать резинку вокруг шеи, рук, ног, пальцев.

3. Во время игр соблюдать дистанцию между друг другом во избежание травмы.

4. После игры резинки убрать на место.

5. Хранить игры на резинке в специально отведенном для них месте.

6. В случае даже незначительной травмы сразу обратиться к воспитателю

.

ИНСТРУКТАЖ (БЕСЕДА) № 4 «Охрана жизни и здоровья для воспитанников при проведении игр-экспериментов на улице»

1. Для игр брать чистую воду, приготовленную воспитателем.

2. Не брызгать воду в лицо, на одежду товарища. Не брать воду в рот.

3. После игры убрать инвентарь на место, отдельно от других игрушек.

4. В любом случае травматического характера (попадании предмета в глаза, ушиба, падения) обратиться к воспитателю.

ИНСТРУКТАЖ (БЕСЕДА) № 5 «Правила техники безопасности при проведении опытов с песком»

1.  Перед опытом надень фартук.

2.  Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.

3.  Не бросай  песок, не пересыпай его высоко, можешь попасть в глаза себе и товарищам.

4.  Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.

5.  Ничего не бери в рот.

6.  Набирай песок мерной ложечкой, перемешивай палочкой.

7.  Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.

8.  Содержи свое рабочее место в чистоте.

9.  Если каждый проводит опыт самостоятельно, то располагаться необходимо на расстоянии друг от друга на 0,5-1 м. Если работаете в парах (подгруппами), то необходимо заранее договориться о последовательности и распределении действий.

10.  Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на место. Приведи рабочее место в порядок.

11.  По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом, вытри на сухо полотенцем.

12.  Приведи в порядок свою одежду.

13.  В случае даже незначительной травмы, ссадины обязательно обратись к воспитателю.

ИНСТРУКТАЖ (БЕСЕДА) № 6 «Правила техники безопасности при проведении опытов с водой»

1.  Перед опытом надень фартук.

2.  Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.

3.  Не брызгайся водой, она может попасть в глаза и дыхательные пути.

4.  Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.

5.  Ничего не бери в рот.

6.  Не пей воду, она не предназначена для питья.

7.  Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.

8.  Содержи свое рабочее место в чистоте.

9.  Если каждый проводит опыт самостоятельно, то располагаться необходимо на расстоянии друг от друга на 0,5-1 м. Если работаете в парах (подгруппами), то необходимо заранее договориться о последовательности и распределении действий.

10.  Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на место. Приведи рабочее место в порядок.

11.  По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом, вытри на сухо полотенцем.

12.  Приведи в порядок свою одежду.

13.  В случае даже незначительной травмы, ссадины обязательно обратись к воспитателю.

ИНСТРУКТАЖ (БЕСЕДА) № 7«Правила техники безопасности при проведении опытов с магнитом»

1. Перед опытом надень фартук.

2. Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.

3. Не перекидывайте магниты друг другу, передавайте спокойно из рук в руки, чтобы не упали на ноги.

4. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.

5. Ничего не бери в рот.

6. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.

7. Содержи свое рабочее место в чистоте.

8. Если каждый проводит опыт самостоятельно, то располагаться необходимо на расстоянии друг от друга на 0,5-1 м. Если работаете в парах (подгруппами), то необходимо заранее договориться о последовательности и распределении действий.

9. Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на место. Приведи рабочее место в порядок.

10. По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом, вытри на сухо полотенцем.

11. Приведи в порядок свою одежду.

12. В случае даже незначительной травмы, ссадины обязательно обратись к воспитателю.

ИНСТРУКТАЖ (БЕСЕДА) № 8«Правила техники безопасности при проведении опытов с почвой, глиной»

1.  Перед опытом надень фартук.

2.  Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.

3.  Не кидай почву, глину, не пересыпай его высоко, можешь попасть в глаза себе и товарищам.

4.  Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.

5.  Ничего не бери в рот.

6.  Набирай почву, глину мерной ложечкой, перемешивай палочкой.

7.  Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.

8.  Содержи свое рабочее место в чистоте.

9.  Если каждый проводит опыт самостоятельно, то располагаться необходимо на расстоянии друг от друга на 0,5-1 м. Если работаете в парах (подгруппами), то необходимо заранее договориться о последовательности и распределении действий.

10.  Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на место. Приведи рабочее место в порядок.

11.  По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом, вытри на сухо полотенцем.

12.  Приведи в порядок свою одежду.

13.  В случае даже незначительной травмы, ссадины обязательно обратись к воспитателю.

Список детей посещающих дополнительное занятие

Фамилия Имя

Дата рождения

Планирование кружка

№        №

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

Методы и приемы

Дидакт.

материал, инструментарий материал, инструментарий

1

История воды и воздуха.

Неуловимый воздух

Познавательная, коммуникативная,

игровая

1.Познакомить детей со свойствами воздуха

2.Обучение исследованию  свойств воздуха.

3.Формировать интерес к объектам исследования.

1.Создание проблемной ситуации.

Почему пакет оказался на дереве?

2.Демонстрация надутых пакетов.

3.Эксперимент по изучению свойств воздуха.

4.Игра: «Почувствуем воздух»

5.Итог занятия.

Лупы, полиэтиленовые пакеты.

2

Чудеса света и тени.

Познавательная, коммуникативная,

игровая

1. Познакомить детей  с понятиями «Солнечная и теневая сторона»

3.Продолжать обучать способам исследования.

4.Развивать мыслительные процессы.

5.Учить анализировать обобщать результаты экспериментирования

6.Оценить  деятельность детей.

1.Мини–путешествие по участку.

2.Мотивация к деятельности детей.

Почему на теневой стороне темнее и прохладнее , чем на  солнечной?

3.Эксперименты по определению различий света и тени, быстроты  испарения воды.

4.Игра «Сыщики».

5.Эксперимент со своей тенью .

6.Итог  эксперимента.

Лупы ,ведерко с водой, широкая малярная кисть.

3

Что  на поверхности? Песочные пироги

Познавательная, коммуникативная,

игровая

1.Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка.

2.Способствовать развитию наблюдательности детей.

3.Учить выделять свойства изучаемого объекта.

4.Поддерживать стремление к самостоятельному поиску решения проблемы

. 5.Учить анализировать обобщать результаты экспериментирования

6.Оценить  деятельность детей.

1.Проблемная ситуация.

 Из какого песка получится постройка ?

 Что для этого нужно проделать с песком?

2.Моделирование ситуации. Постройка для мишки и зайчика.

3.Наблюдение за песком через лупу.

4.Эксперимент по определению свойств  сухого и мокрого песка.

5.Изготовление фигурок из мокрого песка.

6.С.Р.И. «Песочные пироги»

Лупы, лейка с водой, формочки для песка, пластмассовые игрушки: мишка и зайчик.

4

Что на поверхности? Волшебная глина.

Познавательно- исследовательская , игровая, коммуникативная.

1.Познакомить детей со свойствами сухой и влажной глины.

2.Учить использовать полученные знания в практической деятельности.

3.Формировать умение самостоятельно выделять свойства изучаемого  объекта.

4.Развивать любознательность у детей.

5.Подвести итоги опытной деятельности.

1.Проблемная ситуация. Определить ,почему глина для лепки стала твердой.

2.Наблюдение за состоянием глины.

3.Эксперимент с глиной.

4.Лепка фигурок из глины

5.Фиксация результатов исследования.

Лупы, сухая и мягкая глина, миска.

5

Предметы с секретом. Бумажная история.

Познавательно- исследовательская , игровая, коммуникативная

1.Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (сгибается, мнется, рвется)

2.Включать детей в совместные с взрослыми практические  познавательные действия

3.Учить выделять свойства изучаемого объекта

4.Развивать познавательный интерес и к практическим действиям.

5.Обобщить результаты исследования.

1.Проблемная ситуация: определить, как сминается и сгибается бумага

2. Опыты с бумагой.

3.Наблюдение за созданием  из бумаги  «оригами».

4.Подведение итогов занятия

Листы бумаги, бумажные фигурки, игрушки (оригами), лупы «Сыщиков»

6

Чудеса света. Светло - темно.

Познавательно- исследовательская, игровая, коммуникативная

1.Познакомить детей с понятием « источник света», с естественными и искусственными   источниками света.

2.Учить использовать полученные знания в самостоятельной практической деятельности.

3.Развивать интерес к практическим действиям.

4.Выявить  значения источников света.

5.Подвести итоги исследований.

1. Проблемная ситуация: разгадать секрет «темного ящика»

2.Эксперимент по определению понятия « источник света»

3.Игра «Чья тень»

4.Театр теней с игрушками.

5.Анализ  и обобщение результатов  экспериментирования

Непрозрачный  ящик с узкой прямоугольной прорезью в одной  стенке, карманный фонарик.

7

Что на поверхности? Куда исчезла лужа?

Познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная

1.Познакомить детей с одним из свойств  почвы – проницаемость.

2.Расширять представления о том, что растениям необходима вода

3.Развивать интерес детей  к совместному познанию.

4.Воспитать любовь к труду.

5.Учить анализировать обобщать результаты экспериментирования

6.Оценить  деятельность детей.

1.Проблемная ситуация: определить, куда и почему исчезла лужа после дождя.

2.Эксперимент по определению свойства почвы.

3.Игра «Назови водных обитателей»

4.Уход за комнатными растениями.

5. Анализ  и обобщение результатов  экспериментирования

Лупы, лейки с водой, резиновые игрушки

(лягушата)

8

Предметы с секретом. Свойства дерева.

Познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная

1.Познакомить детей с качеством деревянной поверхности( гладкая, твердая)

2.Расширять представления о свойствах дерева как материала( не тонет в воде, не бьется)

3.Обучать основным приемам обследования предметов и материалов.

4.Совершенствовать восприятия (учить активно включать при исследовании все органы чувств).

5.Обобщить  изученный материал.

6.Подвести  итоги опыта

1.Игра «Сыщики»

2.Задание для

«сыщиков»: определить качество материала.

3.Определение свойства, качества древесины и металла.

4.Эксперементы:« тонет- не тонет», «попробуй сломать», «бьется - не бьется»

5.Определили «какие предметы в группе сделаны из древесины?»

6.Оценка деятельности детей.

.

Лупы, деревянные предметы, металлический брусок такой же формы, деревянная миска и ложка, емкость с водой.

9

Чудеса света и тени. Теневой театр.

Познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная

1.Закрепить  у детей понятия «свет» и «тень»

2.Продолжать учить обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни.

3.Формировать интерес к объектам исследования.

4. Закрепить знания о происхождении тени,  о роли света в образовании тени

5.Оценить деятельность детей.

1.Инсценировка сказки с помощью теневого театра.

2.Создание проблемной ситуации: изучить принцип работы теневого театра.

3.Эксперимент по изучению теневого театра.

4.Обобщение изученного материала.

5.Подведены итоги  деятельности детей.

Оборудование для теневого театра, настольная лампа.

10

История воды и воздуха. Что спряталось в воде.

Познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная

1.Познакомить детей с одним из свойств воды – растворимостью в ней веществ.

2.Закрепить умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических и познавательных действий.

3.Развивать интерес к объектам исследования.

4.Провести анализ.

5.Обобщить  изученный материал и сделать вывод

1.Привлечение внимания детей  к объекту исследования.

2.Опыты по растворимости  воды.

3.Дети растворяют соль и сахар в воде.

4.Пробуют на  вкус растворы.

5.Подведение  итогов опытов.

Лупы на каждого ребенка, 2 прозрачные емкости с водой, чайная ложка, соль, сахар.

11

Предметы с секретом (бумага, ткань , древесина, пластмасса, магнит). Металлическая история.

Познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная

1. Познакомить детей со свойствами металла.

2.Продолжить самостоятельно учить выделять свойства предмета с помощью практических и познавательных действий  экспериментального характера.

3.Развивать любознательность.

4.Провести анализ металлических предметов.

4. Обобщить  изученный материал и сделать вывод

1.Проблемная ситуация.

2.Определение качества материала предметов.

3.Эксперименты :    « тонет- не тонет», «попробуй сломать», «бьется - не бьется» 4.Определение  «Какие предметы в группе сделаны из древесины?»

5.Оценка деятельности детей

Лупы «Сыщиков»,

коробка с металлическими предметами, детали конструктора разной формы, ложка, посуда, игрушка, емкость с водой.

12

Предметы с секретом.  «Ткацкое дело»

Познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная

1. Познакомить детей со свойствами ткани.

2.Закрепить умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

3.Развивать интерес к объектам исследования.

4.Провести анализ.

5.Обобщить  изученный материал и сделать вывод

1.Проблемная ситуация.

2.Определение качества материала предметов.

3.Эксперимент для определения некоторых свойств  ткани. Нахождение различий между тонкой  и плотной тканью.

4. Подведение  итогов  деятельности детей

Лупы «Сыщиков»,

емкость с водой, шкатулка с тканью разной фактуры, емкость с водой.

13

Предметы с секретом.

Теплый- холодный

Познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная

1.Продолжать знакомить детей с определением  температуры твердых предметов осязательным  способом

2.Продолжить учить обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни.

3.Развивать интерес  к объектам  исследования.

4.Провести анализ.

5.Обобщить  изученный материал и сделать вывод

1.Проблемная ситуация: разгадать секрет большого ящика.

2.Эксперимент по определению свойств металла и древесины в сравнении.

3.Выявление отличия между материалами.

4.Определили «какие предметы в группе сделаны из древесины и из металла?»

5.Оценка деятельности детей

Лупы, металлические и деревянные предметы, большой ящик, емкость с водой.

14

Чудеса света и тени. Луч света.

Познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная

1.Продолжить знакомить детей со свойствами света (проникновение луча света сквозь разные по плотности и структуре предметы)

2.Закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических  познавательных действий

3.Развивать интерес к объектам исследования.

4. Провести анализ.

5.Обобщить  изученный материал и сделать вывод

1Проблемная ситуация: определить, какие материалы пропускают свет, а какие- не пропускают и с чем это связано.

2.Эксперимент, выявляющий способность луча света проникать или не проникать через предметы.

3.Установление связь между плотностью (толщиной) предметов и способностью к светопропусканию.

4.Оценка деятельности детей

Карманные фонарики, коробка из плотного картона, различные материалы: древесина,  ткань, полиэтилен, стекло и др.

15

История воды и воздуха. Талая вода.

Познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная

1.Продолжить учить детей устанавливать взаимосвязь между состоянием воды.

2.Учить выделять свойства изучаемого объекта.

3.Формировать понятие о том что, талая вода не пригодна для питья.

4.Провести итоги эксперимента .

1.Проблемная ситуация: определить, куда исчезли снежки из помещения.

2.Экперимент для определения свойств снега.

3.Изучение свойств снега с помощью лупы.

4.Оценка деятельности детей.

Две прозрачные емкости ,комок снега, лупы « сыщиков»

16

Чудеса света и тени. Луч света.

Познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная

1.Продолжить знакомить детей со свойствами света.

2.Закрепить умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

3.Развивать интерес к объектам исследования.

1.Создание проблемной ситуации: определить, какие материалы пропускают свет , а какие нет и с чем это связано.

2.Проведение эксперимента, выявляющий  способность луча проникать или не проникать через предметы.

3.Игра «Сыщики»

4.Оценка деятельности детей

Карманные фонарики, коробка из плотного картона, различные материалы, пропускающие и не пропускающие свет (древесина, пластмасса, ткань,

полиэтилен, стекло и др.)

17

История воды и воздуха. Живая вода

Познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная

1.Познакомить детей со значением воды для роста растений

2.Формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего мира.

3.Учить формулировать выводы.

4.Развивать интерес  к совместной деятельности с взрослыми  и самостоятельному познанию.

5.Учить анализировать обобщать результаты экспериментирования

6.Оценить  деятельность детей.

1.Создание проблемной ситуации: выявить, что необходимо для выращивания комнатных растений.

2.Проведение эксперимента по выявлению значения воды для роста растений.

3.Игра «Сыщики»

4.Оценка экспериментальной деятельности детей.

Лупы «Сыщиков», ваза с водой, ветка дерева,лейка.

18

История воды и воздуха.

Мыльные чудеса.

Познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная

1.Учить устанавливать взаимосвязь между объектами окружающего мира с помощью практических действий.

2.Познакомить детей со способом  изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла.

3.Развивать интерес к познавательно – исследовательской деятельности

.4.Обобщить  изученный материал.

5.Подвести итоги опыта.

1.Создание проблемной ситуации: научиться изготавливать раствор для мыльных пузырей

2.Проведение эксперимента по определению одного из свойств воды: при соединении с мылом становится мыльной.

3.Дети самостоятельно замешивают мыльный раствор и пробуют пускать мыльные пузыри.

4.Оценка деятельности детей.

Лупы «Сыщиков», две широкие емкости с водой, жидкое мыло, флакончики для мыльных пузырей, пластмассовые стаканчики.

19

Предметы с секретом. Ты плыви, плыви!

Познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная

1.Познакомить детей со свойствами материалов – плавучестью.

2.Формировать умение опытно-экспериментальным путем  выделять определенное свойство

3.Формировать понятие о зависимости качества материала и его способности держатся на воде

4.Развивать наблюдательность.

5.Определить зависимость нахождения предмета в воде от его веса.

6.Провести анализ опытной деятельности и обобщить изученный материал.

1.Создание проблемной ситуации: определить какое количество предметов влияет на их состояние в воде.

2. «Сыщики» определяют, какие предметы тонут в воде, а какие удерживаются на поверхности.

3.Определения веса предметов ( какой тяжелее, какой легче)

4.Дети  должны догадаться,  какой предмет утонет.

5.Воспитанников благодарят за проделанную работу.

Лупы «Сыщиков»,

емкость с водой, различные материалы: древесина, стекло, резина, метал, ,бумага.

20

История воды и воздуха.

Живая вода.

Познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная

1.Продолжить  знакомить детей со значением воды для роста растений

2.Формировать  умение выявлять отношения между объектами  окружающего мира

3.Учить формулировать выводы.

4.Развивать интерес к совместной деятельности с взрослыми  и самостоятельному познанию.

5.Обобщить  изученный материал.

6.Подвести итоги опыта.

1.Создание проблемной ситуации: выяснить значение воды для роста и развития растений.

2.Продолжение эксперимента по выявлению воды для роста и развития  растений .

3.Выявление изменений у веточки дерева, поставленного в вазу.

4.Работа по уходу за комнатными растениями

5.Оценка деятельности детей.

Лупы «Сыщиков» ,ваза с водой, ветка дерева, лейка.

21

История воды и воздуха.

Водичка, прием!

Познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная

1.Обобщить знания о свойствах воды  - растворять некоторые  вещества.

2.Учить определять свойства изучаемого объекта.

3.Формировать умения самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта.

4.Развивать познавательный интерес

5.Провести анализ опытной деятельности и обобщить изученный материал.

1.Создание проблемной ситуации: выяснить, какое  из предложенных веществ может раствориться в воде.

2.Проведение опытов для определения свойств песка и сахара.

3.Игра «Съедобное  и несъедобное»

4.Обобщение изученного материала  о свойствах воды.

5.Выявлены общие и отличительные особенности  песка и сахара.

6.Итоги экспериментирования и дана оценка деятельности детей

Лупы сыщиков, две широкие емкости с водой, чашка с сахаром, чашка с песком, пластиковые ложки.

22

История воды  и воздуха. Такая  полезная вода!

Познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная

1.Обобщить знания детей о свойствах воды

2.Выявить новое свойство – вода может склеивать бумагу.

3.Закреплять умения исследовать  явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

4.Развивать интерес к объектам исследования.

5.Обобщить ранее изученный материал.

6.Подвести итоги.

1.Создание проблемной ситуации: найти способ склеивания  бумаги при отсутствии клея.

2.Проведение эксперимента для определения свойства -склеивать водой листы бумаги.

3.Обобщенная беседа об известных детям свойствах воды.

4.Вывод о том, что вода может склеивать листы бумаги.

Емкость с водой ,листы бумаги квадратной  формы ( по два на каждого ребенка)

23

История воды и воздуха.

Пенный замок .

Познавательно - исследовательская,

коммуникативная, игровая

1.Учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.

2.Закрепить знания о свойствах воздуха.

3.Получить знания о том, что воздух надувает пузыри из мыльной пены.

4.Обобщить  изученный материал.

5.Подвести итоги опытных действий.

6.Дать оценку деятельности детей.

1.Создание проблемной ситуации- найти необходимые для купания принадлежности.

2.Проведение эксперимента, в ходе которого при помощи воды, жидкого мыла и выдуваемого воздуха был построен  пенный замок.

3.Включение  детей в игровую, познавательно- исследовательскую деятельность.

4.Итог занятия.

Лупы « Сыщиков», две широкие емкости с водой, жидкое мыло, коктейльные трубочки, сумка с банными принадлежностями, игрушки, набор детской посуды.

24

Предметы с секретом.

Птичья радость

Познавательно - исследовательская,

коммуникативная, игровая

1.Познакомить детей со свойствами магнита притягивать металлические предметы.

2.Включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия.

3.Учить выделять свойства изучаемого объекта

4.Развивать познавательный интерес

5.Дать оценку деятельности детей..

1.Создание проблемной ситуации- найти способ для быстрого сбора металлических деталей.

2.Проведение эксперимента для изучения свойств магнита.

3.Дети включены в игровую, познавательно- исследовательскую деятельность.

4.Итог занятия.

Лупы «Сыщиков», магнит в мешочке, магниты по количеству детей, широкая емкость с крупным зерном, небольшие металлические гайки.

25

Что на поверхности? Песочные струйки.

Познавательно - исследовательская,

коммуникативная, игровая

1.Продолжать знакомить со свойством  песка- сыпучесть

2.Учить осуществлять самостоятельно практические действия опытного характера

3.Развивать познавательный интерес.

4.Обобщить  изученный материал.

5.Подвести итоги опытных действий.

6.Дать оценку деятельности детей.

1.Создание проблемной ситуации: выявить опытным путем

свойство песка – сыпучесть.

2.Дети включены  в игровую, познавательно – исследовательскую деятельность.

3.Эсперимент для определения свойств сухого песка и влажного.

4.Итоги экспериментирования и дана оценка деятельности детей

Лупы «Сыщиков», большая

емкость с водой,

пластиковая емкость меньшего размера, совок, воронки.

26

Чудеса света и тени. Что ярче светит?

Познавательно - исследовательская,

коммуникативная, игровая.

1.Продолжать учить сравнивать свойства и качества объектов исследования.

2.Развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение

3.Включать детей в практические познавательные действия экспериментального характера

4.Развивать интерес к совместной деятельности с взрослыми  и самостоятельному познанию.

5.Обобщить  изученный материал.

6.Подвести итоги опыта.

1.Создание проблемной ситуации: определить наиболее яркий источник света.

2.Дети включены  в игровую, познавательно – исследовательскую деятельность.

3.Эсперимент для определения и сравнения яркости свечения различных источников света отмечены  их необходимость и польза для человека

4..Итоги экспериментирования и дана оценка деятельности детей

Персонажи  в одежде из бумаги и ткани, лоскуты ткани (х/б), бумага, емкость для воды,  лупы сыщиков.

27

История воды и воздуха. Водичка на прогулке.

Познавательно - исследовательская,

коммуникативная, игровая.

1.Продолжить  знакомить детей со свойствами воды

( текучесть)

2. Формировать понятие «течение».

3.Учить детей формулировать  вывод  в ходе совершения практических действий.

4.Развивать  познавательный интерес.

4.Обобщить  изученный материал.

5.Подвести итоги опытных действий.

1.Привлечение внимание детей к объекту исследования – воде.

2.Поставлены цели исследования- определить  «течение» воды.

3.Эксперимент для определения одного из свойств воды- текучесть.

4.Дети включены  в игровую, познавательно – исследовательскую деятельность.

5.Дана оценка деятельности детей

Лупы для каждого ребенка, бумажные кораблики разного цвета и размера  по количеству детей.

28

История воды и воздуха

.Ароматный воздух

Познавательно - исследовательская,

коммуникативная, игровая.

1.Продолжить  знакомить детей со свойствами воздуха –передавать запахи, ароматы

2.Продолжатьучить делать выводы в процессе исследовательских действий

3.Развивать познавательный интерес.

4.Обобщить  изученный материал.

5.Подвести итоги опытных действий

1.Создание проблемной ситуации–определить источник запаха

2.Дети включены  в игровую, познавательно – исследовательскую деятельность.

3.Эсперимент по изучению свойств воздуха.

4.Опыты по изучению источников запаха  по удаленности и приближению к нему.

5.Дана оценка деятельности детей

Лупы «Сыщиков», две тарелки с цитрусовыми  фруктами, завязанный пакет, наполненный воздухом,  дезодорант.

29

Чудеса света и тени. Зазеркалье.

Познавательно - исследовательская,

коммуникативная, игровая

1.Продолжить  знакомить детей со свойством зеркала отражать предметы.

2.Подолжатьобучать способам исследования

3.Развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение.

4.Подвести итоги опытных действий

1.Создание проблемной ситуации – узнать предмет в коробке.

2.Дети включены  в игровую, познавательно – исследовательскую деятельность.

3.Эсперимент по изучению способности зеркала  отражать предметы.

4.Обнаружение  множественного отражения при использовании  двух зеркал.

5. Дана оценка деятельности детей

Коробка с крышкой, два средних по размеру зеркала, зеркала по количеству детей, мелкие игрушки и предметы.

30

Предметы с секретом.

Магнитное притяжение.

Познавательно - исследовательская,

коммуникативная, игровая

1.Продолжить  знакомить детей с магнитом ,с его свойством притягивания металлических предметов

2.Учить детей обобщенным способом исследования различных объектов.

3.Развивать интерес к объектам исследования.

4.Развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение.

5.Подвести итоги опытных действий

1.Создание проблемной ситуации – найти способ , как достать упавшие в емкость  с подкрашенной  водой булавки. 2.Дети включены  в игровую, познавательно – исследовательскую деятельность.

3.Опыт для определения магнитных свойств, притягивать металлические детали сквозь воду.

4. Оценка деятельности детей

Пластиковая прозрачная емкость  с темной подкрашенной водой, булавки, магниты

31

Чудеса света и тени. Солнечные зайчики.

Познавательно - исследовательская,

коммуникативная, игровая

1.Формировать у детей понимание способности света отражаться  от зеркальной поверхности

2.Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

3.Дать оценку деятельности детей..

1.Создание проблемной ситуации – определить источник «солнечного зайчика»

2.Проведение эксперимента  по изучению свойств солнечного света.

3.Итоги экспериментирования.

Небольшие пластиковые зеркальца по количеству детей.

32

Предметы с секретом. Пластмассовый мир.

Познавательно - исследовательская,

коммуникативная, игровая

1.Познакомить детей со свойствами пластмассы.

2.Закрепить умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

3.Развивать интерес  к объектам исследования..

4.Провести анализ опытной деятельности и обобщить изученный материал.

1.Создание проблемной  ситуации- определить  свойства и качества материала, находящегося  в коробке.

2.Проведение  эксперимента по изучению и выявлению свойства пластмассы.

3.Включение детей в игровую, познавательно – исследовательскую деятельность.

4.Подведены итоги опытной деятельности детей.

Лупы «Сыщиков»,

коробка с отверстием сверху, емкость с водой , предметы из пластмассы.

33

Что на поверхности. Что содержит почва?

Познавательно - исследовательская,

коммуникативная, игровая

1.Познакомить детей с взаимосвязью почвы  и воздуха

2.Продолжать учить осуществлять самостоятельно практические действия.

3.Развивать познавательный интерес.

4.Провести анализ опытной деятельности и обобщить изученный материал.

1.Создание проблемной  ситуации–выяснить ,что содержится  в почве.

2.Проведение  эксперимента по определению наличия воздуха в почве.

3.Закрепление знаний о свойствах и качествах почвы.

4. Дана оценка деятельности детей

Лупы «Сыщиков»,

большая

емкость с водой, влажные салфетки для рук, палочки для рисования на земле.

34

Предметы с секретом. Металл или пластмасса

Познавательно - исследовательская,

коммуникативная, игровая

1.Продолжить учить сравнивать свойства различных материалов.

2.Закреплять умения исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

3.Развивать интерес к объектам исследования

4.Развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение.

5.Подвести итоги опытных действий

1.Создание проблемной  ситуации –выяснить и сравнить свойства пластмассы и металла.

2.Проведение  эксперимента по определению свойства пластмассы и металла в сравнении.

4.Определена необходимость металлов для создания нужных и полезных предметов.

5.Подведены итоги опытной деятельности детей

Лупы «сыщиков», тарелки из металла и пластмассы, емкость с водой.

35

Предметы с секретом. Что узнали «сыщики».

Познавательно - исследовательская,

коммуникативная, игровая

1.Обобщить знания об изученных веществах и материалах, их свойствах, качествах и материалах.

2.Закреплять умения исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

3.Развивать интерес к объектам исследования

4.Развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение.

5.Подвести итоги опытных действий

1.Создание проблемной  ситуации – «раскрыть секреты сыщиков» об  изученных веществах и материалах.

2.Обобщение и систематизация знаний детей по каждой теме.

3.Показ итоговой презентации  для закрепления изученного в течении  года.

4.Дана оценка деятельности детей

Лупы «сыщиков», презентация об изученных веществах и материалах, проектор, экран

Литература:

1.Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского  сада. .- М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ, 2008.- 112с.

2.Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. .- М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ, 2016.- 176с.

3.Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог».Для  работы с детьми 3-7 лет. .- М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ, 2016.- 112с

4.О.А.Соломенникова Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада.    Конспекты занятий. -М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ, 2007 –  48 с

5. О.А.Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа

и методические   рекомендации. .- М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ, 2008. -112с.

6. О.А.Соломенникова Занятия по формированию элементарных

экологических   представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. –

М.:  МОЗАИКА-СИТЕЗ, 2010 –  80 с.

7. Комплекты для  познавательно-исследовательской   деятельности:

-Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты и эксперименты. Лето (3-4г)

-Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты и эксперименты. Весна (3-4г)

-Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты и эксперименты. Зима (3-4г)

-Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты и эксперименты. Осень. (3-4г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Юный исследователь"

Данная рабочая программа направлена на разработку специфических особенностей содержания, организации и методики применения исследовательского обучения в  детском саду....

Рабочая программа "Юные исследователи" средняя группа

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практическ...

Рабочая программа «Маленькие исследователи»

Основываясь на целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования, рабочая программа «Маленькие исследователи» имеет цель: способствовать развитию у детей по...

Рабочая программа «Маленькие исследователи» Образовательная область «Познавательное развитие» (для детей дошкольного возраста 3-7 лет)

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Образовательный процесс в ДОУ немыслим бе...

Рабочая программа «Маленькие исследователи» Образовательная область «Познавательное развитие»

Перспективное планирование по экспериментированию в старшей группе (5-6 лет)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Маленькие исследователи» (возрастная категория 4- 5 лет)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Маленькие исследователи»  (возрастная категория 4- 5 лет)...

Рабочая программа "Юный исследователь" 2021-2022г.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности....