Выступление на педагогическом совете «Развитие воображения в дошкольном возрасте»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Капустина Надежда Михайловна

Развитие способностей неотделимо от гармонического развития всех сторон личности ребенка. Важно предоставить ребенку больше самостоятельности, инициативности, поощрять его творчество, поддерживать всякое полезное начинание ребенка, особенно если в нем проявилась смекалка, новшество, изобретательность. Только при общем гармоническом развитии ребенка можно выявить задатки, склонности, интересы и уже на их основе развивать те или иные способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_kapustina.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете «Развитие воображения в дошкольном возрасте»

Воспитатель ГБОУ «Школа №718» Зеленоградского округа г. Москвы Капустина Надежда Михайловна

        Дошкольный период наиболее благоприятен для проявления и развития способностей ребёнка. Как известно, способности проявляются и формируются лишь в деятельности и при правильно организованной деятельности детей дошкольного возраста, можно выявить, а затем и развить детские способности.

        Задача взрослых включить дошкольника в разнообразные виды деятельности, позволить проявиться всем его задаткам и склонностям. С этой целью педагогам необходимо в группах создать такую развивающую предметно-пространственную среду, которая поможет детям раскрыть творческие способности.  

        В жизни дошкольника большое значение имеет игра как средство умственного, нравственного, эстетического и физического развития. В игре ребенок – сама непосредственность, в игре во всей полноте проявляется его воображение, творчество, сообразительность, внимание.

        Развитие способностей неотделимо от гармонического развития всех сторон личности ребенка. Важно предоставить ребенку больше самостоятельности, инициативности, поощрять его творчество, поддерживать всякое полезное начинание ребенка, особенно если в нем проявилась смекалка, новшество, изобретательность. Только при общем гармоническом развитии ребенка можно выявить задатки, склонности, интересы и уже на их основе развивать те или иные способности.

        В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность. Воображение позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала.

        Возникновение и развитие воображения является социально-обусловленным процессом. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения и только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов.

        В общих чертах воображение можно определить как способность к «перекомбинированию» образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельной детали строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняют по-разному.
        
Так, З .Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно З. Фрейду, сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и направлено на удовлетворение его желаний и влечений.

        Данную позицию поддерживал и развивал Ж. Пиаже. Учёный считал, что сходной точкой развития ребенка является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.

        В соответствии этой позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно: подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов); направлено на собственное удовольствие, а не на реальную деятельность в окружающей действительности; не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.

        Л.С. Выготский подчёркивал, что мощный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи. Исследования учёного показали, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами.
        Отметим, что главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатам его психического и речевого развития.

        А.Н. Леонтьева в своих исследованиях пишет, что воображение ребенка гораздо богаче, чем у взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами. Однако все элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы или из их опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, или случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни.         Новые объединения и комбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность. Но все детские фантастические комбинации построены на основе реального опыта ребёнка.

        Воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно легкий «уход» от действительности. Вместе с тем дети верят в то, что придумывают, воображаемый и реальный мир не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых.

        Происходящее в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у детей сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для ребёнка реальной угрозой или спасением.

        Согласимся, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или Бабайку, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут добрую фею. Жестокие шутки старших детей вызывают слезы и панику у дошкольника. Даже дома, в безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий.         Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения. Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.
        Воображение начинает развиваться уже в 2–3 года, подлинного же расцвета оно достигает в старшем дошкольном возрасте. Максимально ярко и интенсивно воображение проявляется в сюжетно – ролевой игре. В этой деятельности воображение работает в нескольких направлениях:
        - дети по-новому используют предметы и придают им разнообразные воображаемые функции. На протяжении одного часа предмет может приобретать до 10 разных значений. Так, обычный кусок ткани может быть флагом, змеей, фатой для невесты, одеялом, цветком, шарфиком и т.п.         Необыкновенную изобретательность дети проявляют и в создании игровой обстановки. Одна и та же комната превращается в океан, в поле сражения, в магазин, в дремучий лес. При этом стоящая в ней мебель каждый раз приобретает новое значение. В таких воображаемых преобразованиях предметной среды проявляются элементы технического творчества: «Если к маленькой машинке приделать сверху палочки, то будет троллейбус».
        -
огромное влияние на ребенка оказывает образ воображаемой роли. Стоит какое-либо скучное занятие перевести в план ролевого действия, как оно охотно выполняется ребенком. Очень ярко воображение дошкольников проявляется в режиссерской игре, утверждает С.С. Литвин. Дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты.
        
Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника: наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинениях сказок и стихов. Дети не слишком требовательны к качеству рисунка, их фантазии гораздо богаче, чем изображения.

        Словесное творчество открывает более богатые возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами. Дети совершенно искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире, считает Т.Г. Казакова.

        У детей дошкольного возраста развитие воображения нуждается в особой заботе, так как этот возраст является чувствительным. И цель педагогов и родителей – различными методами совершенствовать активность этой функции. Для того, чтобы воображение развивалось, необходимо накопление собственного опыта малыша и увеличение его кругозора. Данный опыт приобретается посредством как личных наблюдений детей, так и через общение со взрослыми, которые передают ребёнку знания об окружающем мире, явлениях и собственный творческий опыт.

        Список источников

  1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2011. 60 с.
  2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.
  3. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л.Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2006. 46 с.
  4.  Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 41-43.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. 276 с.
  6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2009. 193 с.
  7. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 73-75.
  8. Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2006. 274 с.
  9. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: Сфера, 2010. 188 с.
  10. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 255 с.
  11. Карпенко Л.А. Словарь: психология. М., 1990.
  12. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. М., 2008. 90 с.
  13. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2009. 128 с.
  14. Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 - 7 лет. М., 2009. 86 с.
  15.  Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 2009. 56 с.
  16. Лилов А. Природа художественного творчества. М., 2003. 184 с.
  17. Лук А.Н. Психология творчества. Наука, 1978. 125 с.
  18. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. М., 2010. 144 с.
  19. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступени творчества. М., 1987. 194 с.
  20. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. Рига: Эксперимент, 1994. 62 с.
  21. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 2011. 187 с.
  22. Полуянов Д. Воображение и способности. М.:3нание, 1985. 50 с.
  23. Потапова Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. №1. С. 90-93.
  24. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2007. 202 с.
  25. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством. 2-е издание исп. и доп. М: Мозаика - Синтез. 2005. 210 с.
  26. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. М., 2010. 172 с.
  27. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М., 2010. 132 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста

Текст выстпуления на педагогическом совете по теме "Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста"...

Педагогический совет "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Педагогический совет станет хорошим подспорьем для педагогов...

Выступление на педагогическом совете «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете «Основы безопасности детей дошкольного возраста»...

Выступление на педагогическом совете "Методы закаливания детей дошкольного возраста в летний период"

Осуществлять комплексный подход  к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья...

Выступление на педагогическом совете "Умственное воспитание детей дошкольного возраста"

Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности и интересов детей, способов умственной деятельнос...

Выступление на педагогическом совете «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»

Выступление на педагогическом совете «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»...