Использование ковролинографа для развития детей раннего возроста
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Терехова Елена Валентиновна

Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, а следовательно, и речевого развития является метод ковролинографии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Использование ковролинографа в работе с детьми раннего возраста

Автор: Терехова Елена Валентиновна

Должность: воспитатель МДОУ «Колосок»

Проблема.

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие.

Наиболее популярной проблемой является отсутствие разговорной речи у ребенка раннего возраста. Недоразвитие речи может усугубить упрямство, своеволие и истерические реакции малыша. С целью развития речь необходимо применение различных методик.  

Цель: использование ковролинографа для развития детей раннего возраста.

Задачи:

- изучить литературу, Интернет-ресурсы по данному вопросу;

- сделать ковролинограф и дидактический материал и к нему;

- научить детей самостоятельно пользоваться ковролинографом.

Еще Павлов говорил об использовании мышечных ощущений, которые ведут от речевого органа к коре головного мозга. Так ребенок, повторяя мимику матери, начинает говорить. Но после семи месяцев имитация мимики у детей начинает ослабевать, поэтому в более старшем возрасте нужно искать другой путь. Было замечено, что развитие движений пальцев рук (которое не всегда совпадает с развитием общей моторики) всегда совпадает с речевым развитием. Когда отстает развитие моторики пальцев, отстает и развитие речи.

Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, а следовательно, и речевого развития является метод ковролинографии.

Для детских игр и занятий ковролинограф более удобен по нескольким причинам: Липучки легко пришиваются, клеятся или крепятся степлером на картинки или плоские игрушки. Картинки легко крепится на ковролин, не падает, чтобы ее оторвать необходимо приложить усилия. Для активных малышей с пока еще несовершенными движениями очень удобно и важно, чтобы то, что они сделали, не ломалось от нечаянного движения. Традиционный ковролинограф - это кусок петельчатого однотонного ковролина, прибитый к стене и оформленный рамкой из деревянных реек.

Использую ковролин как в организованной деятельности, так и в свободное от занятий время, в ходе режимных моментов.

Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию малышей.

Начинала свою работу с детьми, именно по развитию их речи. Для этого были сшиты из фетра, персонажи любимых сказок детей: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Колобок» и «Заюшкина избушка».

Когда рассказываешь сказку и тут-же показываешь героев, детей это очень привлекает. Постепенно они сами стали рассказывать сказки используя ковролинограф тем малышам, которые еще не разговаривают. Эмоций очень много у малышей.

В ходе работы, не только по развитию речи, но и другим направлениям стали применять ковролинограф.

Ковролинограф позволяет организовывать образовательную работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально.

С помощью ковролина я провожу игры и занятия по всем разделам: по формированию сенсорных эталонов  (дидактические игры «Сделай по образцу», «Что ещё такой же формы» и др.), по ознакомлению с предметным миром и миром природы, по развитию речи: «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Чей хвостик», «Кто что ест», «Чьи детки», по изобразительной деятельности: «Заборчики», «Дорога для паровозика», «Длинная дорога Колобку», «Иголки ёжику», «Лучики для солнышка», «Травка зеленеет», «Цветы на поляне». Причем все это происходит динамично и наглядно, что очень привлекает внимание малышей. Ребяткам очень нравиться сам процесс прилипании- отлипания липучек с картинками. Большое пространство позволяет нескольким малышам сразу работать на ковролинографе, действовать сообща, последовательно.

На ковролине также можно отразить реальные пространственные отношения между предметами. Ребенку раннего возраста понять это трудно. Этому могут помочь дидактические игры на ковролине. 

Несомненно, количество игр и заданий, которые могут быть придуманы, значительно больше и разнообразнее. И необходимость их будет определяться целью проводимого занятия и содержанием программного материала; уровнем развития детей, их подготовки; творческим потенциалом педагога.

Таким образом, использование ковролинографа для развития детей раннего возраста, показало целесообразность его применения. Дети лучше пересказывают сказки, показывают и рассказывают по картинкам.

Совместные игры детей с педагогом, самостоятельные игры и выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий полноценно развивает ребенка и делает обычное занятие намного интересней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Использование игры в развитии детей раннего возраста».

Целью опыта  работы является оптимизация процесса воспитания и обучения детей раннего возраста при проведении различных мероприятий. Актуальность данной темы обусловлена тем, что испол...

"Использование игрушек для развития детей раннего возраста"

Издавно для развития детей раннего возраста использовали игрушки, которые являлись и объектами их забав и игр, и важным средством развития......

Сенсорное развитие детей раннего возроста

Именно сенсорное развитие состовляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшого обучения. С восприятия предметов и явлениий окружающего мира начинается познание. От того,...