Статья "Мастер - класс для воспитателей"
статья (младшая группа)

Егорова Юлия Викторовна

Развитие речи детей раннего возраста, по средством использования народного фольклора в режимных моментах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: представление опыта использования в работе педагога конкретного метода.

Задачи:

Распространение результатов образовательной деятельности работников.

Мотивация педагогов на саморазвитие.

Содействие формированию и развитию профессиональной компетентности педагогов.

Обмен опытом применения эффективных методов в образовательном процессе.

Участники: педагогические работники.

Этапы:

1 Подготовительный

Добрый день уважаемые коллеги! Уважаемые члены жюри! Хотим представить Вам мастер – класс на тему: «Устное народное творчество и развитие речи в режимных моментах».

В соответствии с ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, но и самостоятельной деятельности и в режимных моментах.

По нашему мнению, одна из главных задач педагога в группе младшего возраста – помочь детям в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития детской речи являются произведения устного народного творчества.

Исходя из вышесказанного, мы выбрали тему.

Проблема

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Применяя в своей работе с детьми устное народное творчества, мы поняли, что оно создаёт уникальные условия для развития речи, мышления, памяти, мотивации поведения, накопление положительного опыта в отношениях.

Целью нашей работы стало: Формирование правильной, красивой речи у детей через устное народное творчество.

Свою работу мы строим на методических принципах:

-учет возрастных особенностей детей,

-доступность материала,

-постепенность его усложнения.

Методы и приёмы:

1. Использование потешек, песенок, прибауток, закличек.

2. Чтение художественной литературы.

3. Проведение русских народных игр.

4. Представления кукольного театра

5. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

Задачи работы:

1. Формирование звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.

2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.

3. Воспитание интереса к художественной литературе.

4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

Устное народное творчество, включает в себя большое количество жанров:

сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни – это неоценимое богатство народа.

Режимные моменты - это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. Замечая интерес малышей к потешкам, мы решили, что они помогут и «разговорить» детей.

2 Основной

Начиная с утреннего приёма детей, используем играм с пальцами («Сорока-ворона»«Этот пальчик в лес ходил»«Этот пальчик – дедушка»). Всё это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Утреннею гимнастику, сопровождаем художественным словом: «Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Вот так, вот так головой своей крутили. Медвежата мед искали, дружно дерево качал. Дружно дерево качали. А потом они ходили. И из речки воду пили. Вот так, вот так, и из речки воду пили. А потом они плясали, лапы выше поднимали. Вот так, вот так, Лапы выше поднимали.»

Чтобы вызвать положительные эмоции у малышей в процессе умывания и привлечь внимание к этому процессу читаем потешки, и дети с удовольствием осваивают навыки гигиены. («Водичка-водичка»«Кран откройся», «Знаем, знаем, да, да, да. Где тут плещется вода, выходи водица, мы пришли умыться», «Закатаем рукава, открываем кран - вода. Моем глазки, моем щечки, Моем уши и ладошки! Посмотрите, крошки, на свои   ладошки. Ах, какие! Чистые ладошки», «Мы чисто умываемся, сухо вытираемся»)

Еда покажется вкуснее и аппетитней, если мы сопровождаем её потешкой с «вкусным» содержанием. Потешка помогает в процессе кормления. «Каша из гречки, варилася в печке, варилась, упрела, чтобы Машенька ела?» «Тили-тили-тили-час, подоспел обед у нас», «А у нас есть ложки Волшебные немножко. Вот — тарелка, вот — еда. Не останется следа».

Услышав стихотворение «Раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять», дети уже знают, что мы убираем игрушки и идём одеваться на улицу. Перед прогулкой, обязательно посидеть на горшочках: «Это что стоит? Горшок! Раз – два – три – четыре – пять – Будем мы штаны снимать! Присядем аккуратно. Знают все детишки: Очень неприятно писаться в штанишки!» Процесс одевания будет интересным и забавным, если будете приговаривать«Наша Маша маленька, на ней шубка аленька», «Вот они, сапожки: этот с левой ножки, этот с правой ножки», «Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться, дверцу шкафа открывай, по порядку одевай. Собери носок в гармошку, и надень его на ножку. Ты другой носок возьми, точно так же натяни. Посмотри, на улице стало холодать. Пришло время кофточку деткам одевать», что помогает сформировать навыки самообслуживания.

Во время наблюдения на прогулке мы обязательно предлагаем различные песенки-заклички: «Дождик, дождик, недожди…» Важнейшим компонентом прогулки является наблюдение за живой и неживой природой. Чтение стихов о том, за чем наблюдаем (о природных явлениях, животных) расширяет кругозор, способствует активизации и обогащению словаря детей. 

Используем потешки и при проведении хороводных и подвижных игр: «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Зайка серенький сидит…», «Вот сидит лохматый пёс», «Вот сидит петушок, свесил свой гребешок, Петя глазки открой, громко песенку спой! Кукареку, я ребяток догоню!», «У медведя во бору…», «Кошка мышек сторожит, претворилась будто спит. Тише мышки, не шумите, Кошку вы не разбудите»

Проводятся они в разные промежутки времени: утром, вовремя прогулок-днём и вечером. Многократное повторение способствует развитию связной речи. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Словарный запас значительно обогащается из-за обилия слов-признаков предметов, образных сравнений, множества синонимов, антонимов.

Простота и мелодичность звучания колыбельных песен позволяет детям легко и быстро запоминать звуковой и словесный ряд: «Котя, котенька, коток…»«Ой, люли, люли, прилетели к нам гули…», «Тишина у пруда…»

Просыпающемуся малышу дарим улыбку, и встречаем его весёлой потешкой. Пусть пробуждение будет радостным! («Потягушеньки»)

Эмоции у детей раннего возраста яркие, но легко переключаемы. Все капризы можно побороть с помощью хорошо подобранной и выразительно сказанной потешки, уговорушки, прибаутки. («Не плачь, не плачь детка»«Все капризы у Оксанки Соберём в большие санки», «Что ты плачешь «ы» да «ы»«Хнык, хнык, хнык, хнык, кто к нам в комнату проник?»«Не плачь, не плачь, куплю калачь»«Ах, кокля-мокля, глазоньки промокли».)

А как влияет устный народный фольклор на развитие детей, мы предлагаем вам испробовать на себе и поучаствовать в нашем мастер классе. Вы готовы? (Да) Сказка, путем уподобления животных людям, показывают ребенку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. (См. приложение)

Проверим насколько хорошо вы знаете сказки. Вам даны сказочные вопросы напишите к ним ответы.

У сказочных героев иногда бывают двойные имена. На листочках написана первая половина имени, напишите вторую.

А пословицы и поговорки учат детей народной мудрости. У меня есть к вам вопрос, кто пословиц знает воз. Допишите пословицу.

Загадки – это эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга. Разгадывание загадок тренирует его умственные силы. Отгадайте загадки.

Скороговорки направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

Предлагаю вам попробовать прочитать в слух скороговорки.

3 Рефлексия. А закончить мастер – класс мы предлагаем частушками.

У родителей ни часа

Нет, с ребенком пообщаться,

Кто в саду общается

Быстро развивается!

В детском саде веселится

Незатейливый народ,

В тихий час ему не спится,

Он в полголоса поёт.

Кормят в садике ребят

Словно в ресторане,

Я рецепты разузнаю

Принесу их маме.

Наши воспитатели –

Добрые, красивые,

Любят каждого они

Ребенка шаловливого.

А заведующая наша

Самая активная,

И поэтому её

Работа эффективная.

Всем спасибо за внимание,

За любовь, переживания,

Ну а садик, процветай,

Добро детям прививай!

А теперь, мы хотим, чтобы то добро, которое послали вам в зал, осталось у вас. Повернитесь к своей соседке и улыбнитесь друг другу. Мира, счастья и добра вам! Спасибо за внимание!

Приложение.

Ответь на сказочные вопросы:

•        Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата?

•        Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка?

•        Где находится смерть Кощея Бессмертного?

•        Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием?

•        Какая курочка снесла золотое яичко?

•        Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби?

•        В кого превратился Иванушка, испив воды из лужи?

•        Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем?

Допиши вторую половину имени сказочного героя:

Кошей…

Баба …

Дед …

Винни …

Доктор …

Муха …

Красная …

Змей …

Братец …

Папа …

Дядя …

Крокодил …

Почтальон …

Домовёнок …

Добрыня …

Оле …

Карабас …

Железный …

Соловей…

Допиши пословицу.

•        Волков бояться – …

•        Делу время – …

•        За двумя зайцами погонишься – …

•        Без труда – …

•        Работа не волк – …

•        Не имей 100 рублей – …

•        Долг – …

•        Лучше синица в руке –...

•        Что ни делается –...

Отгадай загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Два конца, два кольца

В середине гвоздик.

Крашенное коромысло

Через реку повисло.

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки на нее воют,

А достать не могут.

Шар воздушный золотой

Над рекой остановился,

Покачался над водой,

А потом за лесом скрылся.

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь,

А слышно там.

Течет – течет-

Не вытечет,

Бежит – бежит

Не выбежит.

Прочитайте в слух скороговорку:

Наши руки были в мыле

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме!

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубики сломали.

Встретил в чаще еж ежа

Как погода еж? Свежа.

И пошли домой дрожа

Сгорбясь, съёжась два ежа.

Ехал Грека через реку

Видит Грека – в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап.

Дядя Коля дочке Поле

Подарил щеночка Колли,

Но щенок породы Колли

Убежал от Поли в поле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?» Подготовила :Ботнарчук А.И. воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ №26

В материале показаны разные варианты педагогического  сопровождения сюжетно-ролевой игрры в зависимости от возраста детей дошкольного возраста в ДОУ.Содержит коммуникативные игры на социализацию....

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"...

Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.

14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ»  воспитателя МБДОУ №25 &laq...

Конспект Мастер – класс для воспитателей «Экологическая компетентность воспитателя «Расширять и систематизировать экологические знания педагогов »

мастер -класс для воспитателей "Экологическая компетентность  воспитателя"Расширять и систематизировать экологические знания педагога""...

Мастер - класс для воспитателей и помощников воспитателей дошкольных учреждений на тему: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей дошкольников»

Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не все...