Рекомендации для родителей на тему "Характеристика речи детей 4 - 5 лет"
материал (средняя группа)

Червинская Мария Сергеевна

Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx436.09 КБ

Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Становление        нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).

ИНТОНАЦИЯ, ВЫСОТА, СИЛА ГОЛОСА

Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая        сказку.        Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

Становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. Звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для ребенка.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается        количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи        сложносочиненные        и сложноподчиненные предложения.

Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье — одежда), то есть достигают второй степени обобщения.


ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

В возрасте от четырех до пяти лет ребенок усваивает основные

грамматические формы: предложно- падежные формы имен

существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное упот-

ребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях. К пяти годам ребенок в

своей речи пользуется сложноподчиненными

предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на

вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с

придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы.

Дети умеют не только слушать и понимать приказания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.

В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно расска- зать о событиях из собственной жизни, описать животных или заме- няющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возра- ста является постоянное сочетание действия и речи.


ИТОГИ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

  • Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной        и        логической последовательности.
  • Начинает        формироваться внутренняя речь.
  • Значительно        обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
  • Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при постро- ении сложных предложений.
  • Звукопроизношение полностью нормализовалось.
  • Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов.
  • Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.


МБДОУ «ДС №481 г.Челябинска»

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!

Подготовил воспитатель 4

группы «Солнышко»:

Червинская Мария

Сергеевна

г. Челябинск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию речи детей и приобщению к чтению

Памятки  для родителей по развитию речи  детей дошкольного возраста и приобщеню детей старшего дошкольного возраста к чтению....

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста....

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет...

Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего возраста

Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего возраста...

«Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»

Данные рекомендации  направлены на профилактику и преодоление задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста....

рекомендации для родителей по развитию речи детей 3-4 лет

"Веселая артикуляционная гимнастика"Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык ...

"Рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста"

В материале представлены советы для родителей по развитию речи дошкольников....