Семинар-практикум для воспитателей на улучшение климата в коллективе
материал

Щукина Анастасия Сергеевна

В данной статье приведен пример семинара-практикума для улучшения климата и сплочение педагогического коллектива. Данный семинар можно использовать не только в работе с педагогическим коллективом. Также к данному семинару были подобраны памятки для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей на улучшение климата в коллективе

Цели: улучшение климата в коллективе, сплочение педагогического коллектива

Задачи:
- исследовать стереотипы и позиции в общении;
- определить жизненные цели и установки на успешность в деятельности;
- проанализировать индивидуальные и профессиональные качества;
- создать благоприятный климат в коллективе.

Этап 1. Разминка

1. Приветствие

2. Упражнение «Чертополох и роза»

Педагог-психолог: Ваша задача подойти к каждому человеку в группе со словами: «Я дарю тебе розу за…». И назовите положительное качество этого человека. Затем «Я дарю тебе чертополох за…». Озвучьте то качество, которое, по вашему мнению, является отрицательным или мешает общению.

Вопросы для обсуждения:

Скажите, что мешало вам дарить чертополох? Розу?
Что было проще дарить?
Что было сложнее дарить? Почему?

Анализ: В общении нам мешают стереотипы, установки и позиции, которые мы занимаем интуитивно. Для того, чтобы быть способным к активному общению, мы должны осознавать самого себя, свои сильные и слабые стороны. Значимы для педагога такие качества в общении: открытость, искренность, социальная адаптированность и способность самостоятельно решать свои проблемы.

Этап 2. Теоретический

Педагог-психолог: Вспомните, как вы реагируете, когда попадаете в сложную ситуацию. Как партнер ведет себя? Отвечая на вопрос «Кто он?» – это значит проанализировать позицию собеседника, его установки и жизненные планы, сильные и слабые стороны.

1. В транзактном анализе есть две позиции – «Я» и «Ты». Позиции имеют две стороны – позитивную и негативную. Тот, кто воспринимает себя более позитивно, более успешен в общении. Рассмотрим четыре вида психологических установок на общение с окружающими (Памятка).

Анализ: Редко кто придерживается одной из установок. Как правило, всегда имеется большая или меньшая доля каждой из них. Чаще всего доминирует какая-то одна установка. Важно осознать доминирующую установку, поверить в то, что ее можно изменить. И укрепить в себе состояние «я о´кей». Кстати, это совсем не означает, что у вас нет никаких проблем в общении.

Педагог-психолог: Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию, то реагируете привычным способом. В транзактном анализе есть три способа реагирования, или три нашего «Я», которое мы проявляем в общении, в трудных или конфликтных ситуациях.

Обсудим материал по карточке «Три состояния нашего “Я”». В карточке узнаем о трех состояниях: «Родительское “Я”»; «Взрослое «Я» и «Детское «Я».

2. Три состояния нашего «Я» (Памятка).

Анализ: Различать эти состояния в себе – важно для успешного общения. Надо уметь почувствовать, кто говорит в вас сейчас: родитель, взрослый или ребенок. И изменить свой способ поведения в зависимости от обстоятельств. При общении с коллегами благоприятной является позиция «Взрослого». Это состояние осознанности, отсутствия импульсивности, способности принимать взвешенное решение, проявления ответственности за свои поступки и равноправия в общении. Физические признаки: спокойный тон, выдержка, солидность.

Этап 3. Диагностический

Педагог-психолог: Коллеги, сейчас исследуем доминирующую позицию в общении. Для этого нам понадобится опросник «Взрослый – Родитель – Ребенок». В опроснике 21 высказывание. Оцените от 1 до 10 баллов. Далее, подсчитайте сумму баллов.

Этап 4. Практический

Упражнение «Давление»

Цель: осознать модели в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.

Педагог-психолог: Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре. Озвучьте друг другу свои впечатления. В какой ситуации вам было комфортно?

Выполните совместные движения обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла. Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? 

Помните, что, стремясь к психологическому давлению на партнера в общении (родитель, коллега, ребенок), вы рискуете вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи он просто откажется от общения с нами.

Этап 5. Завершение

1. Упражнение  «Цепочки»

   Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Психолог: Итак, любой коллектив – это огромный механизм, работа которого зависит от работы каждого человека. С помощью ряда упражнений, мы попытаемся понять как же налажена совместная работа в нашем  коллективе.

2. Рефлексия


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе"

Представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, способствовать сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения....

Семинар - практикум Эмоциональный комфорт ребёнка: дружественные отношения в детском коллективе

Семинар - практикумЭмоциональный комфорт ребёнка: дружественные отношения в детском коллективе...

Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"

Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Презентация "Семинар-практикум, как одна из форм работы с педагогическим коллективом

В презентации рассматривается семинар-практикум, как  форма работы с педагогами. Плюсы и минусы семинара-практикума, его особенности....

«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа

Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...