Методическая разработка для детей средней группы на тему: «День удивительных звуков»
методическая разработка (средняя группа)

Мулявко Елена Владимировна

Тематический день «День удивительных звуков» с детьми среднего возраста

Целевая аудитория:

  1. Дети (4-5 лет) средней общеразвивающей группы, списочный состав – 32 (17 девочек, 15 мальчиков);
  2. Родители группы.

Условия проведения: групповое помещение («центр экспериментирования», «центр художественно-творческой деятельности», «центр книги»), музыкальный зал, территория участка детского сада.

Используемое оборудование и средства:

  1. интерактивная доска;
  2. магнитофон, CD-диск (Звуковое сопровождение к программе О. В. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»);
  3. детские музыкальные инструменты (дудочки, гармошки, губная гармошка, деревянные ложки, трещотки, барабаны, металлофон, бубны);
  4. игрушка - кукла с колпачком на голове (мальчик-колокольчик из города Динь-Динь);
  5. коллекция колокольчиков (металлические, медные, керамические, глиняные, стеклянные, пластмассовые);
  6. большая ёмкость для экспериментирования;
  7. камешки, кубики, деревянный конструктор, мягкие тряпичные мячики с колокольчиком внутри (мячики-погремушки).

Цель: формирование представлений о разнообразии звуков в природном и рукотворном мире; развитие познавательно - исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • продолжать формировать представление о понятии «природа»;
  • формировать умение различать на слух звучание музыкальных инструментов из «центра музыки» и называть основные музыкальные инструменты «детского оркестра».

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
  • воспитывать самостоятельность, творчество.

Развивающие:

  • развивать слуховое внимание, умение наделять звуки настроением и характером;
  • развивать познавательно-творческую активность;
  • способствовать развитию умений группировать материалы на рукотворные и природные.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mulyavko_metod_razrabotka_den_udivitelnyh_zvukov.docx45.08 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Санкт-Петербурга

Logo-APPO

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

«Деятельность педагога ДОО по проектированию и реализации

образовательного процесса в контексте ФГОС ДО»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4-5 ЛЕТ)

НА ТЕМУ:

«День удивительных звуков»

                                       Автор методической разработки:

Мулявко Елена Владимировна

куратор группы:

старший преподаватель

кафедры дошкольного образования

Лагутина Юлия Викторовна

Санкт-Петербург

2020 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тематический день «День удивительных звуков» с детьми среднего возраста

Целевая аудитория:

  1. дети (4-5 лет) средней общеразвивающей группы, списочный состав – 32 (17 девочек, 15 мальчиков);
  2. родители группы.

Условия проведения: групповое помещение («центр экспериментирования», «центр художественно-творческой деятельности», «центр книги»), музыкальный зал, территория участка детского сада.

Используемое оборудование и средства:

  1. интерактивная доска;
  2. магнитофон, CD-диск (Звуковое сопровождение к программе О. В. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»);
  3. детские музыкальные инструменты (дудочки, гармошки, губная гармошка, деревянные ложки, трещотки, барабаны, металлофон, бубны);
  4. игрушка - кукла с колпачком на голове (мальчик-колокольчик из города Динь-Динь);
  5. коллекция колокольчиков (металлические, медные, керамические, глиняные, стеклянные, пластмассовые);
  6. большая ёмкость для экспериментирования;
  7. камешки, кубики, деревянный конструктор, мягкие тряпичные мячики с колокольчиком внутри (мячики-погремушки).

Предварительная работа:

  • сбор информации о звуках окружающего мира,
  • подбор фонотеки: «Звуки нашего дома», «Прогулки по нашему городу», «Звуки детского сада», «Звучание музыкальных инструментов»;
  • изготовление шумовых инструментов;
  • информирование родителей о проекте «День звука».

Цель: формирование представлений о разнообразии звуков в природном и рукотворном мире; развитие познавательно - исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • продолжать формировать представление о понятии «природа»;
  • формировать умение различать на слух звучание музыкальных инструментов из «центра музыки» и называть основные музыкальные инструменты «детского оркестра».

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
  • воспитывать самостоятельность, творчество.

Развивающие:

  • развивать слуховое внимание, умение наделять звуки настроением и характером;
  • развивать познавательно-творческую активность;
  • способствовать развитию умений группировать материалы на рукотворные и природные.

Тема недели: «Природный и рукотворный мир»

Тема дня: «День удивительных звуков»

Время дня

Совместная деятельность с детьми

Непрерывная образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность

Прогулка

Индивидуальная работа

Утро

Утренняя гимнастика «Звонкие кубики»; «Послушаем радио в наушниках» (Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева); музыкально-ритмическое упражнение: «Веселый ветер» (Комплекс ОРУ №1. «Потанцуем!» - Утренняя гимнастика / Г.А. Прохорова).

Игровые упражнения 

«Дни недели»

Цель: закрепление знаний о последовательности дней недели, развитие координации «речь-движение»; формировать навыки двигательной активности, развивать внимание

«Ветер, ветер…». Цель: формирование речевого дыхания. (Имитация дуновения ветра в разное время года; у весны -нежный (ф-ф-ф), у лета-жаркий (х-х-х), у осени-прохладный (с-с-с), у зимы -холодный (в-в-в)

КГН: Практическое упражнение «Надо, надо, умываться».

Цель: закрепление умений правильно умываться; действовать аккуратно, насухо вытираться полотенцем; формирование осознанного отношения к своей внешности, стремления к опрятности

Общение с детьми на тему: «Мы помощники»,

беседа о помощи взрослым;

закрепление правил дежурства; формирование умений, необходимых для выполнения обязанностей дежурных; воспитывать ответственное отношение к поручению – подготовка к

познавательно-исследовательской деятельности: «Звуки в воде». Формирование представлений об особенностях передачи звука (Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ /

Л. А. Королёва)

Игровая деятельность: «Тишина у пруда». Снятие общего утомления, моторной напряженности, «Дудочка» – инсценировка русской народной потешки (Картотека Н.В. Нищева), стимулирование творческих проявлений; формирование доброжелательных отношений между детьми

1.Познавательное развитие

Тема: «Встреча с мальчиком-колокольчиком из города Динь-динь»

Цель: формирование представлений о понятии «природа»; подведение к пониманию того, что одни материалы встречаются в природе, а другие - производятся людьми;

развивать умение группировать материалы на рукотворные и природные;

упражнять в умении различать виды материалов по звуку; развивать слуховое внимание, умение соотносить звучание предметов (колокольчиков) с материалами из которого они сделаны (стекло, металл, пластмасса, глина, дерево)

(конспект разработан на основе  материала: «Комплексные занятия по программе «Детство»/

авт.-сост. З.Ф. Ефанова; «Природный и рукотворный мир»; «Из чего сделаны предметы» / О.В. Дыбина)

2.Художественно-эстетическое развитие

Музыка. Тема «Такие разные звуки»

Цель: развитие умений распознавать звучание разных предметов, наделять звуки настроением и характером; способствовать импровизированной игровой деятельности на музыкальных инструментах, придумывая свою мелодию

Игра-экспериментирование «Почему всё звучит?»

Цель: формирование представлений о причине возникновения звука.

Конкурс на лучшего исполнителя упражнения «Такие разные звуки»- способствовать проявлению творческой активности,  умению входить в игровой образ.

(Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А., Образовательная область музыка. Как работать по программе «Детство») 

Познавательно-исследовательская деятельность:

Слушание: CD-диск Звуковое сопровождение к программе О.В. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» аудиозапись со звуками весеннего леса: треск веток, рёв медведя, журчание ручейка-формировать познавательный интерес к окружающему миру.

Прослушивание в аудиозаписи театрализованной постановки сказки В. Бианки «Музыкант»

Двигательная деятельность:

музыкально-ритмическая:

Пляски под русские народные песни с платочками и колокольчиками.

Самостоятельная игровая деятельность в «центре физической культуры» игры детей со «звучащими»

мячами: Игровое упражнение «Бросай-лови». Развивать координацию движений, звуковое внимание

Продуктивная деятельность:

Конструирование: Городок Динь-Динь с башенками-колокольнями и домиками.

Сюжетно-ролевая игра по выбору, желанию детей.

Свободная игровая деятельность в центрах активности по желанию, выбору детей - побуждение детей проявлять инициативу, активность, развитие умений договариваться со сверстниками для решения возникающих задач; развитие самостоятельности, уверенности в себе

Наблюдение за птицами «Чей голосок?»

Цель: формирование представлений о птицах ближайшего окружения; вспомнить, с какими птицами дети уже знакомы; уточнить, что птиц можно узнать не только по внешнему виду, но и по голосу.

Послушать, какие звуки издают воробей, синица, ворона.

Чтение художественной литературы:

И. Тургенев «Слышу я: звенит синица»; Ю.Никонов «Смастерили мы кормушки». Познавательно-исследовательская деятельность:

Посчитать птиц на участке, отметить как ведут себя птицы (ссорятся, перелетают с ветки на ветку, поют песни)

Эксперимент: «Как сделать звук громче»

(Л.А. Королева;-Познавательно-исследовательская деятельность )

Трудовая деятельность: Почистить кормушки; насыпать корм; украсить территорию участка; по окончании прогулки собрать оборудование

Игровая деятельность:

«Кормушка», «День»

(Н.В. Нищева., Картотека подвижных игр)

Подвижные игры

Цель: формирование навыков двигательной активности, развитие правильного дыхания при беге, внимания; умение сочетать слова с движением «Воробышки и автомобиль», «Самолёты», «Совушка»;

хоровод «Ходит Ваня»

Подвижно-дидактическая игра «Комарики».

Упражнять в определении пространственных направлений от себя, и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу; развивать фонематический слух, закреплять произношение звука «з»

Вечер

Бодрящая гимнастика после сна «Весёлый зоопарк» с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики.

(Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников)

КГН: Игровая ситуация «Самые аккуратные».

Цель: закрепление правил личной гигиены: умение пользоваться индивидуальной расческой; отворачиваться при кашле, чихании, закрывать рот платком.

Беседы «Моя любимая музыка», «Ушки на макушке» (что может выражать голос)

Малоподвижные игры: «Угадай, кто позвал?», «Ау». Формировать умение различать голоса на слух, побуждать выступать в роли организатора игры; формировать начало досуговых компетенций

Познавательно-игровая деятельность «Экскурсия в мини-музей «В мире звуков» и

развлечение «Будет музыка звучать, будем петь, играть, стучать»

Цель: создание условий для развития познавательно - игровой деятельности;

проявления познавательно-творческой активности; коллективного творчества, импровизационно-ритмических навыков; воспитание доброжелательных отношения между детьми; создание условий для обогащения способов их игрового взаимодействия.

Речевое развитие

3.Чтение художественной литературы.

«Часы с кукушкой»

 С.Л. Прокофьева

Цель: формирование интереса и любви к сказкам; вовлечение детей в игровое и речевое взаимодействие по сюжету сказки. Развивать умение делиться впечатлениями от прослушанного, рассуждать, оценивать поступки героев.

(«Хрестоматия для дошкольников от 4 до 5лет».

Составитель Н.Борисова / «Планета детства»)

Дидактические игры: «Чей голос?», «Кто как разговаривает». Развитие у детей навыков общения, закрепление представлений о различии голосов животных

(Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками)

Трудовая деятельность: Расстановка музыкальных игрушек в центре музыки

Музыкально-художественная деятельность:

Шумовой оркестр «Наши любимые песенки»

Игровая деятельность:

Малоподвижные игры «Где позвонили?», «Испорченный телефон».

Продуктивная деятельность в центре художественно-творческой деятельности

Рисование «Украшаем колокольчики».

Приобретение опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности

(рисование с помощью поролоновых тампонов, «печаток» из пробок и трубочек)

Коммуникативная деятельность в центре книги. Выставка «Говорящие книжки»

Ситуативные беседы во время рассматривания книг

Наблюдение за ветром. («Кто же воет за окном?»)

Цель: формирование понятий о ветре, его свойствах; способствовать развитию наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности; познакомить с правилами безопасности

Чтение: Н. Шибаев «Кто там ходит, кто там бродит, Кто же воет и рычит».

М. Исаковский «Осторожно ветер из калитки вышел…»

Исследовательская деятельность

При помощи султанчиков, лент, вертушек определить силу и направление ветра. «Где можно услышать как ветер поёт?»

Продуктивная деятельность Изготовление детьми шумового музыкального инструмента «Музыка ветра» (из бросового материала;  трубочек, баночек, флакончиков; пластиковых и металлических бутылочек)

Цель: развитие творчества, фантазии и любознательности

Игровая деятельность

Самостоятельная игровая деятельность

Подвижные игры – формирование навыков двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной, с учетом безопасности жизнедеятельности; побуждать выполнять имитационные движения, демонстрируя красоту, выразительность, пластичность движений.

«Воздушный шар», «Море волнуется», «Солнце и ветер», «Давайте вместе с нами», «Тишина»

«Ветер, ветер…». Цель: формирование речевого дыхания, правильной артикуляции при произнесении звуков (Имитация дуновения ветра в разное время года; у весны - нежный (ф-ф-ф), у лета -жаркий (х-х-х), у осени-прохладный (с-с-с), у зимы -холодный (в-в-в)

Работа с родителями:

  • информировать родителей о проекте «День звука»;
  • предложить принять участие в организации выставок для детей: «Чудесные колокольчики», «Говорящие книжки» (воспроизводящие звуки природы, голоса птиц, животных, насекомых, звуки музыкальных инструментов, звуки улицы и дома);
  • предложить изготовить дома вместе с детьми атрибуты для шумового оркестра, принять участие в организации мини-музея «В мире звуков»;
  • ознакомить родителей с достижениями детей посредством фото и видеоотчёта, организации выставки продуктов детской деятельности по теме дня.

Список использованной литературы:

  1. Бабаева Т.И., Грядкина Т.С., Крулехт М.В., Маневцова Л.М., Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Гогоберидзе А.Г., Грядкина Т.С., Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
  2. Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
  3. Ефанова З.А., Елоева А.В., Планирование комплексных занятий по программе «Детство». Средняя группа – Волгоград: Учитель, 2015.
  4. Королева Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  5. Шипицына Л.М., Защиринская  О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия в средней группе на тему: Мой любимый город - Самара.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство челове...

Методическая разработка для детей средних групп на тему: "Воспитаем пешехода!"

    Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма – в чём проблема?4-х летний ребенок знает, что дорогу надо переходить на зеленый свет. Знает – и что же!?- а мама бежит с...

Методическая разработка мероприятия в подготовительной группе: на тему «День матери»

Методическая разработка мероприятия в подготовительной группе:на тему«День матери»...

Методическая разработка(для детей средней группы).На тему:"Перелётная птица- аист".

Данная методическая разработка даёт возможность расширить представление детей о аисте, особенностях их жизни.Здесь также представлено поэтапное выполнение аппликации....

Конспект методической разработки для детей подготовительной группы по теме «1 сентября – день Знаний»

День Знаний – удивительный и прекрасный праздник. После долгой разлуки, отдыха и путешествий с родителями, после летних развлечений дети вновь встречаются со своими друзьями и со ...

Методическая разработка Для детей подготовительной группы На тему: «День Конституции»

Цель тематического дня: формирование представления о том, что Конституция РФ является основным законом государства, который необходимо соблюдать....

Методическая разработка для детей средней группы (4 - 5 лет) на тему: "Экологический день: знакомство с дубом"

Показать взаимосвязь живой природы с окружающим миром,  дать ребёнку возможность открыть для себя волшебный мир деревьев...