Доклад на педагогическом совете в ДОУ: «Логоритмика, как современная образовательная технология при формировании речи у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Жданович Евгения Сергеевна

Способствовать  повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на  использование новых технологий в  своей практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_v_dou_publikatsiya.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Жданович Евгения Сергеевна, муз. руководитель.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11 «Яблонька»

Россия, г. Канск, Красноярский край.

Доклад на педагогическом совете в ДОУ:

«Логоритмика, как современная образовательная технология при формировании речи у детей дошкольного возраста»

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это технология,  включающая  в  себя  средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение.

        Действительно,  в  последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Если обратиться к истокам появления логоритмики, то нужно сказать, что изначально создатель знаменитого метода ритмического воспитания Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950), внедряя свою  новую методику, стремился сломать  укоренившиеся устои музыкального воспитания, выступал, своего рода, новатором в системе воспитания и развития творческой музыкальной личности. Вся система Далькроза построена на полном отрицании дрессуры, тупого заучивания, это увлекательная игра, в   которой ни взрослые, ни дети, не чувствуют усталости. Постепенно ритм у Далькроза перерастает своё «узкоцеховое» музыкальное значение, становясь универсальным символом всеобщей упорядоченности и организованности. Упражнения на телесное переживание музыки, первоначально имевшие исключительно прикладную цель - помочь будущим музыкантам в освоении музыкального ритма, - превращаются в жизнестроительный эксперимент, призванный преобразовать мир и создать «нового человека»,  способный менять его психику и физику.

Жак-Далькроз  создал  систему приобщения учеников к музыке путём передачи её динамики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластических движений под музыку, a также разработал систему тренировок, содействующих выработке абсолютного слуха, способности к музыкальной импровизации.  Жак Далькроз стремился развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приобретения ими чувства музыкально-пластического ритма.

Вся система Далькроза построена на полном отрицании дрессуры, тупого заучивания, одним словом – всего того, чем грешила любая педагогика во все времена. Ритмика Далькроза – это урок, где нет деления на сидящих на первой парте и учеников с галёрки. Поэтому и дети, и взрослые после занятий становятся не только музыкальнее, но и меняются внутренне: воспитывается внимание и воля, коммуникабельность, оздоровляется психика.

В настоящее время в логопедии разработан целый ряд авторских методик по логопедической ритмике, которые используются практиками в системе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи (Г. А. Волкова, Н. А. Рычкова, Г. Р. Шашкина и др., М. Ю. Картушина).

Итак,  любые ритмические движения (хлопки, прыжки, притопы, махи руками и т.д.) активизируют деятельность мозга человека.

 Мозг имеет ключевое значение в организме. Он выполняет ряд важных функций. Основные функции мозга включают в себя обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями,  положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшую функцию — мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие  слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной его части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и слухового восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может воспринимать  информацию на слух или глазами, позднее читать и писать.

С помощью лоритмики, логоритмических игр и упражнений мы активизируем работу обоих полушарий головного мозга, в частности запускаем и развиваем речь ребёнка, учим контролировать свое тело, координировать его движения, что в дальнейшем благотворно скажется на его обучении в школе.

Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логопедическая ритмика может включаться в коррекционный педагогический процесс при любом виде речевого расстройства. Занятия  включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Доступность  игр подтверждает возможность их  применения не  только  специалистами дошкольных учреждений (музыкальными руководителями, логопедами), но и воспитателями, что в свою очередь, способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на  использование новых технологий в  своей практике.

ПРИМЕРЫ  ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ  ИГР  И  УПРАЖНЕНИЙ.

Игры на развитие слухового внимания.

Контрастный музыкальный материал – различные движения (ходим-бегаем, танцуем – стоим и т.д.). Воспитываем чувства темпа и ритма в движении. Учим осознавать своё тело. Способствуем творческому развитию детей. Ведь они сами придумывают движения на смену частей.

«Лягушки и цапли».

Под медленную музыку дети передвигаются по кругу приседом, на быструю - двигаются легким бегом с движением рук вверх - вниз.

Игра на развитие координации движений и речи (физминутка).

«Снежинки».

Мы снежинки, мы пушинки      ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон

                                                                  головы вправо и влево

Покружиться мы не прочь         поворот на 360 градусов

Мы снежинки - балеринки         наклоны туловища вправо и влево

Мы танцуем день и ночь            приставной шаг вправо и влево

Мы деревья побелили                подъем на носочки с подниманием рук,

                                                                   возврат в и.п

Землю бархатом укрыли            приседание с разведением рук

И от стужи сберегли                   возврат в и.п. с разведением рук с стороны

                                                     и   вниз

 Игры на  развитие речевого внимания. Такие игры помогают детям вслушиваться в инструкцию, понимать и удерживать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

«Жуки и шмели».

Дети делятся на две подгруппы. Одна из них - жуки, другая - шмели. По команде «Жуки летают, шмели гудят» - первая подгруппа свободно двигается по залу, размахивая руками, другая протяжно произносит звук «Ш». По команде «Шмели летают, жуки жужжат» - первая подгруппа произносит звук «Ж», вторая свободно двигается по залу, поднимая и опуская руки. Повторяется несколько раз. 

Пальчиковая гимнастика – развитие мелкой моторики.

Речевые упражнения. Речевые упражнения используются на логоритмических занятиях с музыкальным сопровождением и без него. Речевые упражнения с музыкальным сопровождением - это мелодекламации.

Для детей дошкольного возраста более удобны стихотворные мелодекламации, где стихотворной строке соответствует музыкальная фраза. Темп и ритм произнесения стихотворения должен соответствовать ритму музыки.  «Мяч» А.Барто – Полька

       «Барабан» А.Барто – Марш

«ЗВЕРИ»

ритмическая игра для младшего возраста

Кот, белка, козлик, стриж.

Мишка, заинька, малыш.

  1. Дети называют зверей на картинках, закреплённых на магнитной   доске  на фоне метрического пульса (притопов).
  2. Исполнение ритма  слов в хлопках или шлепках (дети сами придумывают, как озвучить)

Подвижные  ритмические  игры. Такие игры способствуют развитию ритмического, интонационного слуха; координации движений; готовят голосовой аппарат к пению; побуждают к импровизации детей.

Игра «ЦВЕТОК»

Все стоят в кругу, в середине один ребёнок-цветок (может быть и дерево, например)

       Тарара, тарара, начинается игра     сходимся в ритме стиха в центр

                                                                                   к ребёнку, а цветок – «растёт»

Наш цветочек растет, распускается расходимся

А цветочек наш называется озвучиваем любыми «звуковыми жестами»

После ребёнок, стоящий в центре произносит название любого цветка (дерева, своё имя), с озвучкой жестами, пропев его, промаршировав, с танцевальными движениями и т.д.

Игра «МЫШКА-МЫШКА, НЕ ЗЕВАЙ!»

Каждому ребёнку выдаём киндер-яйцо, наполненное крупой. При этом одно яйцо должно оказаться пустым.  Дети на полу садятся в круг на колени. Один ребёнок изображает спящего кота и находится вне круга. Дети рассказывают стихотворение.

Мышка-мышка, не зевай!

В норку быстро убегай!

А не то голодный кот

Здесь тебя сейчас найдёт!

На каждое речевое ударение дети передают  киндер слева направо, кладя их на пол. Когда стихотворение окончено, каждый берёт пластиковое яйцо и играет возле уха. Тот, у кого оказался пустой киндер, быстро встает и бежит вокруг детей, а кот его ловим. После этого они меняются ролями.

Список литературы:

1.Орф-фокус 2015. Сборник Российской Орф-Шулверк Ассоциации (RusFOSA). – Педагогическое общество России, 2016.

2. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в обучении английскому языку детей дошкольного возраста.

В методике обучения иностранному языку дошкольников разработано множество разнообразных игр и красочных пособий, но нет целостной системы предъявления этого материала в условиях  ДОУ, к тому же т...

"Современные образовательные технологии в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"

На современном этапе развития дошкольного образования  происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования ...

Целевой образовательный проект «Математика – это интересно!» «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста к деятельности, направленной на формирование элементарных математических предст

Образовательный проект включает в себя план  обновления содержания математического образования в конкретном ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и "Концепцией развития математического образования в ...

«Логоритмика, как одно из средств образовательных технологий при формировании речи у детей дошкольного возраста»

laquo;Логоритмика, как одно из средств  образовательных  технологий при формировании речи у детей дошкольного возраста»...

Использование современных педагогических технологии при формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, т.е. сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с роди...

Использование современных педагогических технологии при формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых...

Школа молодого педагога Семинар на тему «Современные образовательные технологии в социально-коммуникативном развит детей дошкольного возраста»

Школа молодого педагога Семинар на тему «Современные образовательные технологии в социально-коммуникативном развит детей дошкольного возраста»...