Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию для детей подготовительной группы Тема: «Богатыри земли Русской»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ружьева Марина Витальевна
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_konkurs.docx483.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №133 «Почемучка» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

организованной образовательной деятельности

по духовно-нравственному  развитию

для детей подготовительной группы

Тема: «Богатыри земли Русской»

Разработал и провел: воспитатель

МБДОУ «Детский сад №133 «Почемучка»

города Чебоксары Чувашской Республики

Ружьева Марина Витальевна

город Чебоксары

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

  • закреплять название элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина;
  • развивать интерес к истории России;
  • активизировать и обогащать словарь по теме Отечество, Отчизна, Русь, славяне, кольчуга, палица, булава и др.;
  • воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;  развивать интерес к творчеству художника В.М. Васнецова.

Предварительная работа: рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря», чтение отрывков былин о героях: «Илья Муромец и соловей разбойник»«Добрыня Никитич и Змей Горыныч», слушание в записи «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», заучивание пословиц об Отчизне, Родине, рассматривание костюмов русских богатырей, раскрашивание раскрасок о богатырях, беседы с детьми о Древней Руси, о русских богатырях.

Оборудование: экран, проектор, головные уборы (или картинки с головными уборами) следующих профессий – космонавта, милиционера, шахтёра, строителя, моряка;  альбомный ватман,конверты с деталями костюма богатыря; аудиозапись «Богатырская наша сила»  А. Пахмутова.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы!С древних пор на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте  друг с другом поздароваемся и поклонимся, как в старину.

(Дети говорят друг другу приветственные слова с поклоном.)

Дети садятся на стулья.

Водная беседа

Воспитатель: Традиция защиты Отечества существует с давних пор. В давние-давние времена наша страна называлась Русь. Когда на Русь нападали враги, на её защиту вставали самые смелые, самые отважные, самые храбрые, решительные, мужественные защитники. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

СЛАЙД:  картина “Три богатыря”.

Воспитатель: Эту картину написал художник Виктор Михайлович Васнецов. Кого мы здесь видим?

Дети: Мы видим трёх богатырей.

Воспитатель: Богатыри - слово древнее. Что оно означает?

Дети: Богатырь - сильный, смелый, удачливый воин, счастливый в бою.

Воспитатель: Правильно. Так выглядели защитники земли русской. Каким должен быть богатырь, как вы думаете?

Дети: Богатырь должен быть сильным, отважным, бесстрашным, решительным, героическим, храбрым, мужественным, доблестным, справедливым, мудрым, стойким, суровым и беспощадным к врагам, умным, смекалистым и т. д.

Воспитатель: Верно, именно таким и должен быть богатырь. Вспомните, пожалуйста, как их зовут?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Воспитатель: Что делали богатыри?

Дети: Богатыри защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на Илью Муромца. Куда он так внимательно смотрит, как вы думаете?

Дети: Он смотрит, не идёт ли где враг.

Воспитатель: Давайте рассмотрим, что на них одето. Я показываю указкой, а вы называете.

Дети: Шлем, кольчуга,

Воспитатель: Что в руках у богатырей?

Дети: У Добрыни Никитича – меч и щит, у Алёши Поповича – лук, у Ильи Муромца – палица.

Воспитатель: Правильно. Почему они так одеты?

Дети: Они готовы к бою, готовы защищать.

Воспитатель: А мы сейчас поиграем в игру.

Игра «Будь внимателен»

Воспитатель: Встаньте все в круг. Я буду называть разные качества воинов. Если они подходят богатырям, то вы делаете шаг вперед, а если нет, то шаг назад.

 

Храбрый

Трусливый

Сильный

Хвастливый

Справедливый

Слабый

Мужественный

Скромный

 Воспитатель:А теперь я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей:

- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

- Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)

- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)

Воспитатель: Кто из богатырей вам больше нравится?

Дети:

-Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех.

-А мне нравится Алеша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший. Врага побеждает не

богатырской силой, а хитростью да ловкостью.

-Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он

красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.

-А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

Воспитатель:  но так выглядели и таким оружием пользовались русские воины-богатыри в глубокой древности. А потом их одежда и оружие изменили свой вид и выглядели они вот так.

СЛАЙД: фигуры русских воинов.-

Своими богатырями славилась и чувашская земля. Одним из героев является Улып. Переводится как «вождь» и как «великан». Чуваши наделили героя неимоверным ростом и необычайной силой, который выполнял роль покровителя и защитника народа.

СЛАЙД: чувашский богатырь Улып. 

Физкультминутка

Дружно встанем раз-два-три                           (Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри!                                  (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам приставим,             (Руку правую подносим козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим,                                               (Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво        (Поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть

из-под ладошек                   (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)

Наклонились влево – вправо                           (руки на поясе наклоны влево – вправо)

Получается на славу!                                                              (Руки вверх)

Воспитатель: Ребята, а разве в мирное время не бывает богатырей? Ведь не только военные, но и космонавты, моряки, лётчики, пожарные и другие люди мужественных и отважных профессий имеют право называться богатырями. Все ребята любят мечтать, играть в военных, изображать лётчиков, моряков, космонавтов. Кем бы вы хотели стать, когда станете взрослыми? Есть ли среди вас ребята, которые мечтают о таких профессиях?

Ответы детей

                                          ИГРА «Угадай-ка!»

На столе в закрытых коробках лежат головные уборы (или картинки с головными уборами) космонавта, полицейского, шахтёра, моряка, строителя, пожарного. Дети по очереди подходят к коробке, достают головной убор, угадывают -  чей он. Все дети учили стихи про эти профессии, чью профессию назвали,  тот ребёнок рассказывает стихотворение.

Воспитатель: Как мы с вами видим, в нашей стране живёт немало людей, достойных называться богатырями России.

А сейчас я вам предлагаю мальчикам самим смастерить богатырей.А так как наши девочки не могут быть богатырями, они будут украшать платочек-оберег.

( На подносах: контуры богатырей, одежда и оружие).

Во что мы  «оденем»  богатыря?

( Рубаху, штаны, сапоги, кольчугу, шлем).

Какое оружие «дадим»?

( Копье, щит, меч).

Дети приклеивают одежду и оружие, дорисовывают лицо.

Оформление  панно «За Русь святую».            

Самостоятельная работа детей

Воспитататель: Напоследок мы с вами,ребята, поиграем в игру.

Игра «Да-нет»

Наша Родина сильна? (Да)

И у нас она одна? (Да)

На Руси богатыри есть? (Да)

Им всегда хвала и честь? (Да)

Илья Муромец герой? (Да)

Он был самый молодой? (Нет)

Соловья он победил? (Да)

Из автомата подстрелил? (Нет)

Алёша Попович тоже герой? (Да)

Он сильный, смелый, молодой? (Да)

Карабаса в бою победил? (Нет)

На танках боролись богатыри с врагом? (Нет)

Они воевали с мечом и копьём? (Да)

Добрыня Никитич был слабым и хилым? (Нет)

Он змея сумел победить своей силой? (Да)

Гордимся мы нашими богатырями? (Да)

Хотим ли быть такими же сами? (Да)

Воспитатель: Наше знакомство с прошлым подходит к концу. Желаю, что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской. Я вам предлагаю листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете раскрасить их дома со своими родными и друзьями и рассказать всем о том, что сегодня узнали и запомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Познание» старшая возрастная группа Тема: «Богатыри земли русской»

Цель:Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русскойЗадачи: -Закрепить названия элементов костюма русского бога...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы, тема «День Земли».

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы, тема «День Земли».Программное содержание. Образовательные задачи: * Оживить знания детей о природе, полученные в рамках...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: « Богатыри земли русской»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: Формировать представление о богатыре как героическ...

Конспект НООД по рисованию для детей подготовительной группы Тема: «Богатыри земли русской»

Конспект занятия знакомит детей с картиной художника В.М. Васнецова "Богатыри" Далее дети от полученного впечатления просмотра картины, рисуют богатырей....

Образовательная область «Социализация». Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Богатыри земли русской».

Дать детям знания о былинах, как о жанре народного творчества;сообщить детям элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о бо...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы Тема"Защитники Земли русской".

Тема "Защитники Земли русской". Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы....