Главные вкладки

    Образовательная область «Социализация». Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Богатыри земли русской».
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Сенина Лилиана Николаевна

    Дать детям знания о былинах, как о жанре народного творчества;сообщить детям элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов);закрепить названия оружия русского воина  (копье, щит, меч, стрелы, булава, лук);воспитывать интерес к истории России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_konspekt.docx29.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    города Москвы «Школа Перспектива»

    Дошкольное отделение «Знайки», ул. Синявинская, дом 11 Д.

    Образовательная область «Социализация».

    Непосредственная образовательная деятельность

    по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе  

    Т е м а: «Богатыри  земли  русской»

    Программное содержание: 

    дать детям знания о былинах, как о жанре народного творчества;

    сообщить детям элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси                   (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов);

    закрепить названия оружия русского воина  (копье, щит, меч, стрелы, булава, лук);

    воспитывать интерес к истории России.

    Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич», «Садко» и другие. Рассматривание картины В.Васнецова «Три богатыря», иллюстрации с изображением богатырей, картинки с изображением оружия, элементов одежды.

    Ход  Н О Д .

    Дети сидят полукругом на стульях.

    Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие, и велась наша беседа речью плавную. А поговорим мы с вами о былинах, о богатырях русских.

    Широка ты Русь по лицу земли!

    В красе царственной развернулася!

    У тебя ли нет богатырских сил

    Старины святой, громких подвигов?

    Уж и есть за что Русь могучая,

    Полюбить тебя, назвать матерью,

    Стать за честь твою против недруга,

    за тебя в нужде сложить голову!

    Воспитатель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

    Дети: (ответы детей).

    Воспитатель: Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы. Какие пословицы вы знаете?

    Дети: (ответы детей).

    Воспитатель: Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именуют Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Отчизна там, где говорят на родном языке, сообща трудятся, а при опасности все вместе, не жалея жизни, защищают родину – край отцов. Но, живя на русской земле, считая её своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто жил на ней раньше нас, и для кого она была тоже родной? Ведь они пахали  поля деревянной сохой, по которым сейчас ездят тракторы, комбайны; плавали по тем рекам и давали им свои имена, по которым сейчас плавают корабли и современные яхты. Но за каждым из них своя история, свой подвиг. История нашей страны никогда не была спокойной и мирной. Ее просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути вставали защитники земли русской. Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о подвигах складывали былины. А что такое былина?

    Дети: (ответы детей).

    Воспитатель: Действительно, былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.

    Кто является героями былин? (Богатыри).

    А кто такие богатыри?

    Дети: (ответы детей).

    Воспитатель: Да, герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек – невиданной силой, безграничной храбростью, каким – либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т.д.). Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть. А какие пословицы и поговорки вы знаете про богатырей?

    Дети: (ответы детей).

    Воспитатель: Молодцы! Много знаете пословиц и поговорок. Но вернемся к богатырям русским. Самые известные богатыри – Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. (Выставить картину Виктора Васнецова «Три богатыря» - рассказ по картине)  «Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – мощная песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.

    Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только эти черты не бытовые, не жанровые, а героические.

    В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильным телом, он, не смотря на грозный вид – в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, а в другой копье, - исполнен «благости, великодушия и добродушия».

    Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу у него прикреплены гусли.

    Третий богатырь – Добрыня Никитич – а в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Богатырей видишь всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.

    Художник не поскупился на подобности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе и поля и леса. Прекрасные мастер «одухотворенного» пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся по ветру гривам, вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

    Воспитатель: кто из богатырей вам понравился больше всего? Какие впечатления у вас вызвала картина «Три богатыря»?

    Дети: (ответы детей).

    Воспитатель: А теперь, ребята, давайте соберем богатыря в дорогу, на подвиг героический. (Д / и «Собери богатыря в дорогу» - дети выбирают соответствующие картинки с изображением оружия, одежды, объясняя значение каждой детали).

    Воспитатель: Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.

    Ф и з м и н у т к а.

    Дружно встанем – раз, два, три –

    Мы теперь богатыри!

    Мы ладонь к глазам приставим,

    Ноги крепкие расставим,

    Поворачиваясь вправо, и еще, через левое плечо.

    И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

    И направо, и еще, через левое плечо.

    Буквой «Л» расставим ноги,

    Точно в танце руки в боки,

    Наклонились влево, вправо –

    Получается на славу!

    (дети садятся на места, занятие продолжается).

    Воспитатель: А теперь проведем викторину по русским былинам-старинам, которые мы с вами читали. (Показ картинок с изображением колодца и печки, за каждый правильный ответ – ребенок получает фишку. В конце викторины подсчитывается количество фишек – определяется победитель викторины).

    1. Угадайте, к какой былине принадлежат эти предметы? (былина «Илья Муромец»).
    2. Почему Илью назвали Муромцем?  (Родом из Мурома).
    3. Каким недугом страдал Илья Муромец?  (Ноги не ходили).
    4. Кто помог исцелиться Илье Муромцу?  (Калики перехожие).
    5. Расскажите о самом первом подвиге Илье Муромца? (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем Разбойником).
    6. Каких богатырей, помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича вы знаете?  (Волга, Микула Селянович, Святогор-Колыван, Садко, Василий Буслаев и другие).
    7. Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей - Разбойник, Тугарин Змееевич, Змей Огненный).

    Воспитатель: Молодцы! Хорошо, знаете былины и главных героев.                      А теперь давайте вернемся в наше время.

    Как вы считаете, есть богатыри в наше время? (ответы детей).

    Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).

    Где их можно встретить? (Пожарники, врачи, космонавты, пограничники).

    Воспитатель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, Матушка - Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.

    г. Москва, 2017

    C:\Users\T\Desktop\БОГАТЫРИ\i.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".

    Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Молочные продукты"

    В данном занятии детям дается представление о том, какую роль играют молоко и молочные продукты в нашей жизни. Как они влияют на состояние здоровья человека. Формируют основы здорового образа жизни....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Во саду ли во городе"

    В данном занятии детям даётся представление о том, какую роль играют в нашей жизни овощи и фрукты....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе . Тема : «Зимушка-зима».

    Уточнять и расширять представление детей о зиме : состояние погоды , длительность дня , типичные осадки (снег , хлопья , «крупа») ; явления природы (метель , вьюга , позёмка).    Закреп...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Я на представлении".

    Предлагаемый план-конспект способствует расширению представлений детей о творческих профессиях, обогащению словаря по данной теме, воспитанию навыков правильного поведения в местах проведения культурн...

    Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. «Богатыри земли русской»

    Программное содержание: дать детям знания о былинах, как о жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился бога...