Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему ««Дикие и домашние животные»».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №266»

(МАДОУ «Детский сад №266»)

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе

на тему ««Дикие и домашние животные»».

Разработала: воспитатель

 старшей группы №8

                                                                                                Давыдова А.В.

Барнаул 2022 

Цель: обогащать и систематизировать знания детей по теме «Домашние и дикие животные»; обогащать представление детей о животных; отмечать характерные признаки животных.

Задачи:

1. Образовательные:

Продолжать уточнять и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных. Отмечать характерные признаки животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло, необходимая среда обитания.

2. Развивающие:

 Развивать связную речь. Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке, побуждение после весны и т.д. Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

3. Воспитательные:

 Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы: картинки с животными: корова, лошадь, собака, кошка, волк, медведь, лиса, еж, белка, заяц; раздаточный материал (карточка №1, карточка №2); изображение надворных построек, жилица диких животных; аудиозапись голосов животных; тубы.

Предварительная работа: Просмотр изображений диких и домашних животных, их детёнышей, беседа о жизни животных, составление рассказов по картинкам. Чтение литературы по данной теме. Проведение дидактических игр: «Угадай по описанию», «Кто спрятался», «Кто, где живёт», «Кто лишний». Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике»».

Ход занятия:

I. Организационный момент

"Доброе Животное"

 Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Представите, что мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.

- Сегодня мы с вами будем, говорит о животных. И тема нашего занятия «Дикие и домашние животные»

- И наше занятие мы начнем с отгадывания загадок. Слушаем внимательно, не выкрикиваем, а поднимаем руки и отвечаем.

1. Отворилась тихо дверь

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко.

И умылся серой лапкой. (Кошка)

2. С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)

3. Быстрее ветра я скачу,

''Цок-цок,'' – копытами стучу,

Я громко ''иго-го'' кричу,

Садись на спину – прокачу! (Лошадка)

- Как всех можно назвать, одним словом?

- А какие это животные? (Домашние)

- Почему их называют домашними животными?

Без человека они могут погибнуть: их кормит, поит, лечит человек. Заготавливает корм, строит жилища, в котором они могут спрятаться от ветра, холода и дождя.

- Каких еще домашних животных вы знаете?

- Какие еще животные есть? Давайте их тоже назовем.

1. Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб, то острый нож! (Волк)

2. Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь)

3. Белым был зимою снежной,

Летом он сменил одежду:

Серым стал косой зверёк.

Кто узнал, пусть назовёт. (Заяц)

- Как можно, назвать, одним словом этих животных? (Дикие)

- Почему они дикие?

- Нужна ли диким животным забота человека?

- Как их еще можно называть? (Звери)

II. Пальчиковая гимнастика «Колючий шарик»

Мы нашли колючий шарик,

Нам его не удержать.

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать.

Шарик наш живой и теплый,

На кого же он похож?

Прыгнул шарик на дорожку –

Оказалось…это еж!        Дети крутят между ладонями массажные мячи.

Смотрят на мяч, держа его в ладонях.

Дети опускают руки, мячи падают и катятся по столу.

«Где, чья мама. Лабиринты».

 У вас на столах лежат, разные цвета карандаши и карточка №1 используя их, соедините маму со своим детёнышем.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Все ли правильно соединили? Поменяйтесь листочками с соседом, и проверти, его работу.

- Как называют детёныша кошки? Котенок. У коровы – (теленок), у собаки – (щенок), у волка – (волчонок), у зайца – (зайчонок), у лисы – (лисенок), у белки – (бельчонок), у лошади – (жеребенок).

Игра «Чья тень».

Возьмите в руки карточку №2. В этом задании нужно найти тень животного и положить цветные изображения на чёрные (или наоборот). Молодцы, вы справились с заданиями. А сейчас я вам предлагаю отдохнуть и пройти на нашу полянку.

Физминутка. Изобразить повадки животных. «Лесные жители»

(Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)

У нас славная осанка, мы свели лопатки,

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.

И как серый волк-волчище, и как заинька-трусишка.

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся.

III. Основная часть

- Вот мы и вспомнили многих животных.

- А теперь скажите, чем отличаются домашние животные от диких?

- Домашние животные живут рядом с человеком, которые заботятся о них, а дикие самостоятельно добывают себе пищу, строят жилища.

- Зачем люди разводят домашних животных?

- Чем же так полезны домашние животные?

- Например: корова – Что корова нам дает? (Молоко)

- Что можно сделать из молока? (Сметану, кефир, сливки, ряженку, сыр, творог, масло).

- Овца, чем полезна она? (Шерсть) Можно связать шарф, кофту.

- Почему нам нужна собака? Сторожит дом.

- Кошка? Защищает жилища человека от грызунов.

- А где домашние животные живут? Дома вместе с человеком? Нет и да, у них свои дома, но есть животные, которые могут проживать с человеком, это например кошка и собака.

Д/игра «Кто, где живет»

- А как называется дом собаки? Будка.

- Где живут корова, лошадь, свинья, овца, как их дом называется? Сарай.

Домашние животные живут рядом с человеком.

- А где живут дикие животные? (в лесу)

- У каждого животного есть дом в лесу.

- Посмотрите, кто на картинке? (Медведь)

- Где живет это животные? Медведь – в берлоге. На зиму медведи укладываются туда спать. Вход в берлогу заваливается ветками и землей, а зимой присыпается снегом.

Лиса живет в норе. У него есть несколько входов и выходов, чтобы она могла легко убежать от врагов.

Ёжик – тоже живет в норе. Белка – в дупле. Она устилает его мягким пухом, шерстью, перьями птиц и листьями.

А у зайца нет своего жилища. Он спит под кустиками. Там же он может спрятаться от ветра, от дождя и от хищников.

Жилище волка называется – логово.

- Правильно, молодцы!

Д/игра «Кто, что ест»

- Что нужно для того, чтобы жить любому животному? Еда

- Дикие животные сами добывают себе еду?

- Да правильно дикие животные сами себе добывают пищу. Лиса ловит мышей и рыбу. Белка собирает орешки и грибы, питается семенами сосны и ели. Любит белочка и ягоды. Заяц ест капусту и морковку. Медведь питается рыбой, грибами и ягодами.- А чем питаются домашние животные?

- Домашние животные сами добывают себе еду? Нет. Правильно, их кормит человек. Корова ест сено и траву. Лошадь ест овес. Собака грызет косточки и ест мясо. Кошка пьет молоко.

- Дикие животные сами добывают себе пищу, а домашних кормит человек, у которого они живут.

- Все мы знаем, что животные не могут разговаривать, но они могут издавать различные звуки. Давайте вспомним какие.

Д/игра «Голос»

- Разделимся на две группы мальчики и девочки.

(Включается аудиозапись животных дети, отгадывают)

VI. Закрепление материала

1. Сейчас вы должны догадаться, о ком вы рассказывается. Внимательно слушайте и думайте.

Игра «Какое это животное?»

Умная, сторожевая, злая, лает, живет в конуре – собака.

Рыжая, пушистая, прыгает, грызет орешки, живет в дупле – белка.

Злой, зубастый, ищет, воет, рычит, он всегда голодный, хищник – волк.

Большая, пёстрая, мычит, живет в сарае, дает молоко – корова.

Большая, рыжая, быстрая, ржёт, живет в сарае – лошадь.

Пушистая, ласковая, играет, бегает, мурлычет – кошка.

Длинноухий, белый, дрожит, скачет, прячется, он живёт под кустом – заяц.

- Вам понравилось играть? Молодцы ребята! 

2. Сейчас я буду называть различных животных. Если вы услышите название домашнего животного – хлопайте в ладоши, а если дикого животного – топайте ногами.  (Корова, медведь, лиса, кошка, лошадь, ежик, волк …)

4. Игра «Собери животного» 

- Я вам раздаю конверты с разрезными картинками животных. Вы должны собирать картинку и назвать животного.

- Это домашнее животное или дикое? 

VII. Подведение итогов

- О чем мы с вами сегодня беседовали на занятие?

- Каких животных мы называем домашними?

- Каких животных мы называем дикими?

- Какая разница между дикими и домашними животными?

Домашние животные живут около человека, человек их кормит, строит им жильё. Дикие животные живут в лесу, они сами ищут еду, сами строят жильё.

- Что вам понравилось на занятие больше всего? Что не понравилось?

- Ребята вот и закончилось наше занятие, мне очень понравилось, как вы работали, отвечали на вопросы. А теперь давайте попрощаться с нашими гостями.

 До свидания.