Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Путешествие в прошлое часов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Егорова Наталья Николаевна

Познакомить детей с историей часов.

Формировать умение  изготавливать простейшие виды часов.

Воспитывать интерес к познанию нового.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_egorova_n.n.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Выездновский детский сад №1

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

 на тему

«Путешествие в прошлое часов»

Подготовила воспитатель

МБДОУ Выездновский

детского сада №1

Егорова Н.Н.

Цель: сформировать у дошкольников представление о часах.

Задачи:

1.Познакомить детей с историей часов.

2. Формировать умение  изготавливать простейшие виды часов.

3.Воспитавать интерес к познанию нового.

       Предварительная работа: Беседа на тему: «Что такое время?», «Времена года», «Дни недели»,  рассматривание сюжетных картинок с частями суток, д/и «Что ты сейчас делаешь?», «Что наступило?», «Назови все части суток».

       Материалы: Пластиковые бутылки, картон, карандаши, маркеры, ножницы, конверты с разрезными картинками, мяч, презентация, запись мультфильма «Почемучка. Способы измерения времени»

Ход занятия.

Воспитатель:

Утро наступает, солнышко встает,

Всех ребяток будит, в детский сад зовет.

День уж наступает, много дел у нас:

Погулять, покушать и настал сончас,

А потом мгновенно вечер подойдет,

Нас домой из сада мама заберет.

Вскоре ночь наступит, всем нам спать пора,

И спать мы будем крепко до самого утра!

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворение?

Дети: В этом стихотворение говорится о времени.

        Воспитатель: Мы с вами уже говорили о времени, давайте вспомним, что это такое?

       Дети: Время – это продолжительность.

Воспитатель: А в чем измеряется время?

       Дети: Время измеряется в секундах, минутах, часах, сутках, неделях, месяцах, годах.

Воспитатель: А с помощью чего мы можем определить время?

Дети: Время можно узнать с помощью часов.

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет, если у нас не будет часов?

       Дети: Мы не будем знать времени, можем проспать, опоздать в детский сад, в школу, на работу.

Воспитатель: А как вы думаете всегда ли были часы?

Дети: Нет.

Воспитатель:  А как же люди определяли время?

        Дети: Люди определяли время с помощью солнца, с помощью пения птиц, с помощью растений.

        Воспитатель: Правильно, раньше люди измеряли время очень приблизительно. Ребята, я предлагаю отправиться вам в прошлое часов и посмотреть с помощью чего люди раньше измеряли время.

Просмотр отрывка из мультфильма «Почемучка. Способы измерения времени».

Воспитатель: Что нового мы узнали?

        Дети: Какие способы измерения времени раньше были, как человек изобретал часы, какие часы раньше были. Мы познакомились с солнечными, водяными, песочными, механическими, электронными и атомными часами.

Воспитатель: А какие из этих часов вы видели?

Дети: песочные, механические, электронные.

Воспитатель показывает детям песочные часы.

Воспитатель: глядя на эти часы, что можно сказать о времени?

Дети: Время течет, бежит.

        Воспитатель. Молодцы ребята. Теперь я предлагаю отдохнуть, давайте встанем и немножко разомнемся.

Физкультминутка.

Кто там ходит влево-вправо ?

Это маятник в часах .

Он работает исправно

И твердит : Тик-так, тик-так .

(Руки на поясе, наклоны вправо и влево.)

 А над ним сидит кукушка .

Это вовсе не игрушка .

Птица дверцу отворяет ,

Время точное сообщает .

(Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны.)

А часы идут, идут ,

Не спешат, не отстают .

Мы без них не будем знать ,

Что уже пора вставать . (Ходьба на месте.)

Дети садятся. За дверью слышен плач.

Воспитатель: Ой, ребята, там кто- то плачет.

В группе появляется гном.

Воспитатель: Кто ты такой? Почему ты плачешь?

        Гном: Я гном Тик – Так, я попал к вам сюда из прошлого времени,  подул сильный ветер и принес меня сюда, все мои часы сломались, а карта перепуталась, теперь я никак не могу вернуться обратно домой.

        Гном: Ребята, может вы мне поможете распутать карту и найти дорогу назад?

Дети: Поможем!

Гном: Чтоб распутать карту, вы должны выполнить мои задания.

       Задание 1 Загадки  на экране появляется картинка с правильным ответом.

На руке, и на стене,

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до восхода. (Часы)

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом:

Коротышка — только раз,

Та, что выше — каждый час. (Стрелка часов)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать,

Когда вставать,

Когда работу начинать. (Будильник)

Две груши

С дерева свесились,

Одна вниз спешит,

Другая вверх ползёт.

На ветке птичка

Каждый час поёт. (Часы с кукушкой)

Он взлетает на забор,

Но не думайте, что вор,

Песню громкую поет,

Тотчас солнышко встает.

Кто же солнечный пастух?

На забор взлетел… (Петух)

Гном: Молодцы! С первым задание вы справились, первая дорожка распутана. Переходим к следующему заданию.

Задание 2 Игра с мячом «Когда это бывает»

        Гном: Вставайте в круг, я вам буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы мне должны вернуть мяч с ответом: « когда это бывает?»( утром, днем, вечером или ночью).

Когда мы чистим зубы? ( утром)

Когда мы идем в детский сад? (утром)

Когда мы возвращаемся домой из детского сада? (вечером)

Когда мы делаем зарядку? (утром)

Когда мы ходим гулять? (днем)

Когда мы спим?  (ночью)

Когда мы будем ужинать? (вечером)

Когда мы будем обедать? (днем)

Когда мы завтракаем? (утром)

Когда мама уходит на работу? (утром)

Когда мама возвращается с работы? (вечером)

Когда у нас будет тихий час? (днем)

Когда садится солнце? (вечером)

Когда встает солнце? (утром)

        Гном: Молодцы! Вы помогли мне распутать еще одну тропинку. переходим к следующему заданию.

Задание 3 «Собери картинки»

        Гном: У меня есть два конверта с картинками, но картинки разорвались и я сам не могу их собрать. Поможете?

Дети: Поможем.

Дети делятся на 2 команды, первая получает конверт №1, вторая конверт № 2 . На все детям дается 2 минуты.

Гном: Быстро вы справились с задание. Что у вас получилось?

Дети: Картины с изображением солнечных и песочных часов.

        Гном: Ребята, вы смогли распутать мне последнюю тропинку, но я не могу вернуться к себе, ведь у меня все часы сломались, мне трудно будет без них  

Воспитатель: Как нам помочь гному?

Дети: Можно сделать для него часы.

Воспитатель: А какие часы мы сможем сделать?

Дети: Солнечные, водяные.

Воспитатель: Что нам понадобится для изготовления водяных часов?

Дети: Пластиковая бутылка, вода, ножницы.

Воспитатель: А из чего мы сделаем шкалу?

Дети: Нарисуем маркером.

Воспитатель: А из чего мы сможем сделать солнечные часы?

Дети: из картона и карандаша.

Воспитатель: а как мы сделаем циферблат?

Дети: тоже нарисуем маркером.

Воспитатель: Давайте разделимся на две групп. Первая группа будет делать водяные часы, а вторая солнечные.

Дети делятся на группы.

Воспитатель: Но прежде чем начать работу, что мы должны сделать?

Дети: нужно приготовить рабочее место и все то, что необходимо для работы; острые предметы нужно держать в положении от себя; необходимо правильно расположить предметы на столе.

Дети берут необходимые предметы для рабы и располагают их на столе.

Воспитатель:  У нас все готово, осталось размять наши пальчики.

Вышла мышка как-то раз (пальцы обеих рук «бегут» по столу)

Поглядеть, который час. (поворачивают руки ладонями вверх-вниз)

Раз, два, три четыре (сжимают кулак)

Мышка дернула за гири. (выбрасывают пальцы из кулаков)

Вдруг раздался страшный звон, (соединяют пальцы рук, слегка нажимая кончиками друг на друга)

Убежала мышка вон. (прячут руки за спину).

Воспитатель: А теперь приступим.

Самостоятельное выполнение работы, контроль и помощь со стороны воспитателя.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же у нас получилось.

Рассматривают готовые часы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы помогли гному распутать дорогу домой и изготовили для него часы, теперь он не потеряется.

Гном: Спасибо вам, ребята. Мне пора возвращаться к себе в прошлое, был рад с вами познакомиться. До свидания!

Дети: До свидания!

Гном уходит

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Светофор». Перед вами лежат три карточка: красного, желтого и зеленого цвета. Если вам сегодня все понравилось, поднимите карточку зеленого цвета. Если что-то не очень понравилось, поднимите карточку желтого цвета, а если совсем не понравилось, поднимите карточку красного цвета.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня были очень хорошими помощниками, дружно и старательно работали!

Литература.

1.Андреева М.И., Гальперштейн Л.Я. Новая энциклопедия для любознательных/ Науч.-поп.издание для детей. – М. : РОСМЭН, 2018. – 200с.

2.О.В.Дыбина «что было до…», творческий центр «Сфера», Москва 2010 год

3.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. «Мозаика-Синтез» 2010 год.

4. https://www.youtube.com/watch?v=lO4zUyMUE6E


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну комнатных растений»

Цель:дать детям знания о том, что комнатные растения не только оздоравливают наши дома, но и оздоравливают человека.Программное содержание:·...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "Путешествие по историческим местам Республики Татарстан".

- ознакомление с историческими местами РТ;- приобщать детей к духовным традициям и культуре татарского народа;- обогащать и активизировать словарный запас;- развивать интерес к изучению родного края;-...

Конспект непосредственно образовательной деятельности По познанию окружающего мира в старшей группе.

Тема НОД: «В гостях у гномика»(ознакомление с лекарств. растением - обыкновенной календулой).Программное содержание: Образовательные задачи: Познакомить с новым лекарственным растением- календулой, за...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию окружающего мира в старшей группе

Жизнь человека связана с природой, а значит и с жизнью растений. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища, святыни. В процессе данного занятия дети  знакомятся с разнообразие...

План-конспект организации и проведения занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк»

План-конспект организации и проведения занятия по окружающему миру в старшей группе.  Тема: «Путешествие в зоопарк»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Ознакомление с окружающим миром в старшей группе «Я - человек»

Цель:Ознакомление детей с внешним и внутренним строением человеческого организма....