Познавательно - исследовательский проект "Лаборатория Почемучки" для детей подготовительной группы
проект (подготовительная группа)

Богомазова Алла Юрьевна

Познавательно -  исследовательский проект  "Лаборотория Почемучки" для  детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuchka.docx145.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

                 «Лаборатория Почемучки»

(подготовительная группа)

https://lh5.googleusercontent.com/Pk3QaJTHTzmUx0oaTcYVNkQDtp6vK4xq8Xs77qFxdWwxrONF4Z0hAMaVFtXmaUE3ErKgQyRKv_kFsu8zQ9WPn8V7nuaYBJZIEaXdgJZuQBb-QBRYR0_whTawNpLrrJDWxZ4RQnQl75txKE8FMg

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/cornerexperiments/ugolokeksperementirovaniya10.jpg

2019- 2020 год

                                                               г . Новочеркасск

Содержание.

1. Актуальность проблемы……………………………………………………..3

2.Паспорт проекта……………………………………………………………….5

3.Диагностика……………………………………………………………………9

3.Перспективное планирование через реализуемые образовательные области………………………………………………………………………….. 11

4.Работа с родителями…………………………………………………………..19

5. Ожидаемые результаты……………………………………………………....20

6.Мониторинг реализации проекта…………………………………………….21

7. Литература…………………………………………………………………….29

8.Приложения  (картотека опытов, НОД, мастер – класс) …………………....30

   Консультации для родителей………………………………………………….60

Актуальность проекта

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы  не прошел.

                                                                                                             К.Е.Тимирязев                                                            

         В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

       Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.

     С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

      Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. 

НАЗВАНИЕ

«Лаборатория Почемучки»

Руководитель проекта

Воспитатель МБДОУ д/с  № 47«Радуга»  Богомазова (Косенко)  Алла Юрьевна

Интеграция образователь -ных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Возраст воспитанников

Дети подготовительной группы 6-7 лет

Состав группы

Воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников

Тип проекта

Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Вид проекта

Исследовательский

Срок реализации проекта

Один год

Проблема

Кто такие исследователи?

Актуальность

На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой,  деятельностью огромное значение в развитии личности имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно ребенком или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества. А в сочетании с театрализованной игрой, как одной из разновидностей игровой деятельности, позволяет решать многие задачи, по развитию познавательной активности

Цель проекта

 Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. 

Способствовать развитию творческих способностей дошкольников средствами театрализованной игры.

Задачи проекта

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством;

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

4.Развивать наблюдательность;

5.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

7. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов.

8. Развитие у детей умственных способностей:

развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

формирование способов познания путём сенсорного анализа.

9. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

10. Предоставление возможности для проявления творческих способностей в различных видах деятельности.

Принципы

Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности  процесса поисково-исследовательской деятельности;
-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Методы и технологии реализации проекта

Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности. Театрализованные игры.

Формы работы

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Фронтальные занятия;
  • КВН, развлечения;
  • Наблюдения в природе;
  • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;
  • Беседы по теме эксперимента;
  • Целевая прогулка.
  • Театрализованные игры, мини спектакли, инсценировки, теневой сказки.

Этапы работы над проектом

1 этап: Подготовительный

  • Мотивация детей и родителей.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Анализ имеющихся условий в группе.
  • Разработка комплексно - тематического плана работы.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  • Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
  • создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
  • Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе
  • Составление картотеки театрализованных игр и упражнений .
  • Подобрать сценарий для спектакля.

2 этап: Основной

  • Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности 
  • Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.
  • Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.
  • Инсценировка сказки, Мини спектакли, кукольный театр на магнитах.

3 этап: Заключительный

  • Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской, театрализованной  деятельности детей.
  • Проведение КВН «Мы - экспериментаторы»
  • Итоговое мероприятие. Театрализованная постановка.

Предпола-

гаемые результаты

1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире;

 2.Создание единого инновационного пространства;                        

3.Чёткое выполнение поставленной задачи;                                    

 4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

5 Формирование экспериментальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами  сочетания с театрально-игровой деятельности произойдет более  эффективнее 

Материалы

  • Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
  • Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, фрукты, овощи, семена фруктов и овощей.
  • Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
  • Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди, настольная лампа, теневая ширма.
  • Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная и др.
  • Красители: ягодный сироп, акварельные краски.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, соломинки для коктейля.
  • Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.
  • Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • Клеенчатые передники, полотенца, теневой театр.

Продукт проекта:

- развлечение «Мы - экспериментаторы»

- фотовыставка «Юные исследователи

-Проведение КВН «Мы – экспериментаторы

-Театральная постановка

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

        Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

     Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

 Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму».

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.      Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира

       Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

      Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; научное прогнозирование событий.). Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

 Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Проанализировав уровень исследовательской активности старших дошкольников, разработала проект «Лаборатория Почемучки». Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нем учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствуюсь программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой,

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

     

Диагностика

В начале  учебного года в группе была проведена диагностика уровня знаний характерных особенностей объектов неживой природы, использовались вопросы к детям о свойствах и качествах воды, песка, камней,воздуха. (см. Мониторинг стр.22 и Таблицу №1)                           https://lh3.googleusercontent.com/65xYZgXWg3uxTCFFanroOk0YkgwJh3Sgiwo3poJhInlP2oDaEAVDYaLUcquhf1g9s8N7C4BGq5LMDm0A7EeDGoiNnH7CdI9R_FAQXUdyDfkrWeTmUBZsc2-UzZQn_mhf7g-6ZGyuU87xjQ8QBQ 

     С целью выявления отношения детей к экспериментированию был проведен мониторинг, для этого использовала методику Л.Н. Прохоровой  «Маленький исследователь».    Диагностика проводилась с каждым ребенком отдельно и с помощью ее я определила интересы ребенка.

Ребенку предлагалось посмотреть на картинку и осуществить последовательно три выбора: экспериментирование, игра, изо деятельность.

Из 16 детей 50% предпочли игру, 38% - изо деятельность, и только 12% экспериментальную деятельность.(см. Таблицу №2)

https://lh6.googleusercontent.com/V4fyB5DPtKGb0n52T31dBaydrecVA7zw0Ze-eCLod64Hi3Ko6-ZmLNjCSDVBrX6LbnHb0PjKB7TrTUUm14qWAgbpuDx4dvA3EPvXj31wHn02q3i6QOERm8juLsHfmH6Nyw_2SJFtpiN01pS8xA

  После проведения диагностики, в результате наблюдения и бесед, определила причину низкой потребности  детей в экспериментировании:

  • Дети  малоактивны в выдвижении идей;
  • Пользуются доказательствами с помощью взрослого; 
  • Познавательный интерес неустойчивый.

     С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности  деятельности  экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности, провела диагностику. За основу взяла свободные данные о возрастной  динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования (Иванова А.И.)  (см. Таблица №3)

https://lh6.googleusercontent.com/uOyrCKSHNyKNWsqlcz9blWWPM4NxkEKQwwwycteccKw-DqeHO8fG2O1cxmL_7G0VWrchd4AJFQyVhJF0E_rq7Qt4445Vi_haJSsVGZBWjmgL-Ns6V4gViGkadO-zzlshFZ0RQAglhnml6aak5Q

Из вышеприведенных результатов мы видим, что:

 12%% детей – познавательная потребность выражена сильно.

56% детей – познавательная потребность выражена умеренно.

32% детей – познавательная потребность выражена слабо.

      Из таблицы видно, что в основном  дети имеют средний и низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью. Познавательный интерес неустойчив. Они не всегда понимают проблему. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, затрудняются сделать вывод, рассуждения формальны. Стремление к самостоятельности  не выражено, нет устойчивого интереса.

Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.      

 А так же  свидетельствуют о необходимости целенаправленной, систематической работы по развитию познавательного интереса у детей. Таким образом, на основе диагностического изучения детей разработала перспективный план работы с детьми по развитию познавательной активности через экспериментальную деятельность для старших дошкольников.

 План разработала на основе следующих программ:

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»,

Веракса Н.Е., О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»,

Дыбина, О.В. , Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

 Ожидаемый результат перспективного плана:

  • Повышение познавательной активности через экспериментальную деятельность.

Перспективное планирование

через реализуемые познавательные области

Образовательные области

НОД

Совместная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Итоговое мероприятие

Сентябрь

                                                    1 -15 Диагностика

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Сентябрь

                                                             Человек

Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

Оборудование: стетоскоп, фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.

Познавательное развитие

«Основные системы нашего организма»

Беседа «Зачем нужно беречь уши»

Эксперименты по картотеке: «Узнай по запаху», «Узнай, что звучит», «Узнай по вкусу»

И др опыты смотреть картотеку

создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами»   

Дидактическая игра:

«Определи на вкус», «Определи по запаху

 Создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами»

Дидактическая игра «Полезная еда», «Чудесный мешочек».

Дидактические игры: «Узнай по голосу» «Музыкант»

Просмотр

Презентации

 «Строение

организма»

Речевое развитие

 

Беседы «Зачем нужны уши, глаза, язык, т.д.», отгадывание загадок.

Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза»

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Дидактическая игра «Узнай кто я»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Дети делают зарядку»

Слушание музыки

Игра пантомима «Буратино и Пьеро»,  «Нос, умойся!»

Рассматривание иллюстраций в книгах, лепка, рисование. Художественное творчество «Братья близнецы». (Рисование глаз способом монотипия предметная)

Выставка рисунков  портреты родственников.

Социально-коммуникативное развитие

Инсценировка сказки «Красная Шапочка»          

Игра «Угадай по голосу»

С-р игры «Больница»,

«Семья».

Рассматривание семейных фотоальбомов.

Фотовыставка

«Моя семья»

Физическое

развитие

Утренняя гимнастика «Мой организм»;

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Физ мин «Ладонь в ладонь»

Подвижные игры «Пяточка, носочек», «Угадай, чей голосок».

Развлечение «Чтобы не было беды»

Октябрь

                                                   «Чудеса растений»

Цель: Познакомит детей с тем, что в овощах  и фруктах тоже есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на ткань, то при высыхании жидкость оставляет пятно такого же цвета, как и сам овощ, его сок. Овощи обладают косметическими свойствами и их используют для приготовления косметики.

Оборудование: Фрукты и овощи, сок. Шпажки. Соковыжималка. Фланнелеграф. Салфетки из ткани, влажные салфетки, пластмассовые стаканчики и др.

Познавательное развитие

«Уход за растениями»

Эксперименты по картотеке:

«Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух». “Как увидеть движение воды через корешки?”

Опыт “Как добрые и вредные слова влияют на растение”.

И другие опыты см картотеку

Дидактическая игра «Как растет цветок»

Просмотр презентации «Комнатные растения»

Вкусные истории

мультфильм для детей о пользе овощей и фруктов

«Фиксики – Витамины»

Овощи – развивающая песенка мультик про полезную еду и синий трактор для детей и малышей

Речевое развитие

 

Беседа «Как мы ухаживаем за растениями»

Сказка «Огород»

Дидактические игры: «Что нужно для роста растений», «Садовник»

Короны на голову ребятам с изображением овощей и фруктов для самостоятельного придумывания диалога между ними

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Цветок для мамочки»

Слушание П. Чайковский «Вальс цветов», «Красные маки» Полька желтых фруктов. А. Чугайкина

Игра пантомима «Жарим картошку»,  «Едим щи», «Попалась вкусная косточка», «Как варили суп», «Был у зайца огород» 

Рассматривание иллюстраций; рисование растений.

Раскраски для детей по теме "фрукты, овощи", цветные карандаши, бумага для рисования.

Коллективная аппликация

Выставка поделок из овощей.  Дети совместно с родителями!

Настольная сказка: «Сказка про овощи

«Теремок» из овощей.

Социально-коммуникативное развитие

Организация огорода на окне.

       

Дежурство в уголке природы.

Викторина:  «Фруктово -овощной карнавал»

Консультация для родителей

 «Делаем поделки из овощей и фруктов»

Игры на кухне: веселые опыты для детей. овощи и фрукты

Физическое

развитие

Дыхательное упражнение «Вкусный запах»

Утренняя гимнастика «Мир растений»;

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Подвижные игры «Елочки, пенечки»

Эстафеты:

«Варим борщ и компот». «Собери урожай»

«Вылови овощ из воды».

Ноябрь

                                                 «Вода – волшебница»

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;

Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Познавательное развитие

 «Волшебница вода»

«Вода – наше богатство» 

Эксперименты по картокете: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей»,

«Как разделить смеси».

И др опыты смотреть картотеку

Дидактическая игра «Свойства воды».

Рассматривание схемы «Круговорот воды в природе»

Просмотр

презентации

«Круговорот воды

 в природе»

Просмотр мультипликационного обучающего фильма «Секреты Воды».

Речевое развитие

Беседа

«Кому нужна вода»

Пословицы

Вода – это жизнь.

Без воды – земля пустырь.

Была бы водица, а зелень народится.

«Экологическая сказка «Ручеёк» (Воронкевич стр.241

Чтение сказки «Федорино горе», «Мойдодыр»

А .Введенский «Песенка о дожде»,Н.Заболоцкий «На реке» Чтение стихотворений о воде.

Отгадывание загадок о воде.

Рассказ «Поэзия дождя» К. Паустовский.

Рассказ «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвин.

Сказка «Живая вода» (сказки народов Сибири)

Чтение экологической сказки «Жила-была речка» Н.А.Рыжова

К.И. Чуковский «Федорино горе»

Н.Болтачев «Сказка о круговороте воды»

Чтение: Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды» 

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Рассматривание иллюстраций и чтение книги Корнея Ивановича Чуковского: «Мойдодыр»

Рассматривание фотографий (где в природе существует вода)

Разыгрывание сказки про капельку

Театр на фланелеграфе

«Мойдодыр»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Идет дождь»

Художественное творчество  «Волшебная вода» («Красочные

брызги»).

Рисование акварельными красками, раскрашивание раскрасок

Оригами «Жители пруда» 

Прослушивание аудиокассет: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки моря», «Звуки воды»

Мини спектакль для средней группы «Круговорот воды в природе».

Социально-коммуникатив-ное развитие

С- р игры «Стирка», «Мы готовим обед»

Трудовое поручение «Мытье игрушек».

 С/р и «Семья» сюжет : «Купание куклы»

Фотовыставка      

  « Мамины

 помощники»

Физическое

развитие

Самомассаж «Мойдодыр

Дыхательные  упражнения «Водичка»

Утренняя гимнастика «Волшебница вода»;

Пальчиковая гимнастика «Большая стирка», «По воду»

П/и «Тушение пожара»

Подвижные игры «Ручеек», «Путешествие капельки»

“Экспериментируем с водой дома”

Игра-забава «Выдувание мыльных пузырей» 

Декабрь

                                              «Снег – снежок»

 Цель: Познакомить детей со свойствами снега, льда, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Грязный , чистый ; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, снег, лед. Лупы, дощечки, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, гуашь.

Познавательное развитие

Беседа: кто такие учёные; что такое эксперимент

Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.

Эксперименты по картотеке: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни» ».

И др опыты смотреть картотеку

Дидактическая игра «Свойства снега и льда».

Рассматривание снежинок через лупу;

Просмотр

презентации

«Снег»

Речевое развитие

Беседа «Защитные свойства снега»

Чтение сказок «Снегурочка», «Морозко», стихов И. Суриков «Белый снег пушистый», К.Бальмонт «Снежинка»

Рассматривание иллюстраций в книгах, снега, снежинок ,картин зимы

Беседа «Что лежит в  морозильной камере холодильника».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Белый снег пушистый»

Изготовление елочных игрушек «Ледяные фигурки»

Театр игра пантомима «Снеговик», «Лепим снежки»,  «Сугроб»

Рисование снежинок

Аппликация «Снежинка».

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Социально-коммуникативное развитие

Инсценировка сказки     « Снегурочка»

Рассматривание следов на снегу; Лепка снеговиков, постройка снежной крепости

Фотовыставка

«Снеговики»

Физическое

развитие

Упражнение «Сдуй снежинку с ладошки».

Утренняя гимнастика «Зимние забавы».

Дыхательная гимнастика «Снежинки», «Снег»

Подвижные игры «Снежинки»,

«Меткие стрелки»

Игры – эстафеты.

«Покорение снежной крепости». «Волшебный с «Взятие снежного вала», « Нежный ком».

Январь

                                            « Эта загадочная Тень»

Цель: выяснить с детьми, что такое тень; показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Оборудование: Теневой экран , настольные лампы, свечи,  фигурки теневого  театра.

Познавательное развитие

Беседа «Как появляется тень, что такое тень?»

Всегда ли можно увидеть тень?»

 «Эксперименты и игровые упражнения с тенью»

Эксперименты по картотеке: Чем отличается солнечная сторона от теневой?

Почему тени перемещаются? «Солнечные часы»

«На что похожа тень

«Секрет перемещения тени»

Дидак игра «Найди тень от предмета»

Существование света и тени:

А) измерение тени взрослого и ребенка,

Б) солнечные зайчики в тени и на свету.

В)Почему тени перемещаются?

«Посчитай тени»

  «Найди тень больше, меньше»,

«Найди тень уже, шире»  

 «Найди похожую тень»

Просмотр Мультфильма « Фиксики».

Театр теней - 93 серия

Просмотр презентации «Теневой театр»

Фото – выставка « Мы играм в теневой театр».

Речевое развитие

Беседы: «Есть ли тень в пасмурный день», Тень Сладков Н.И.

Разыгрывание теневых сказок по желанию детей

Сказка «Репка»  теневой театр

Художественно-эстетическое развитие

Изготовление фигурок  и декораций для театра теней.

Постановки сказок с использованием плоскостных фигур (театр теней)

Изготовление Макета «Земля и спутник Луна»

Показ теневой сказки по желанию детей.

Показ теневой сказки « Лягушка путешественница»

Социально-коммуникативное развитие

Игры: «Тень» «Тень пробежала» «Чья это тень?»

Викторина:

Игра:« Покажи нам тень, а мы ее угадаем»

Физическое

развитие

Игра повтори  «Тень»

«Обводим тени»

Физкультминутка, ритмические движения в соответствии с текстом народной песенки «Тень потетень…»  

«Тень потетень…»         

Игры с театром  ручных теней

Февраль

«В гостях у Гвоздика Гвоздикова» 

«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Познавательное развитие

«Познание: Определение частей света с помощью компаса на прогулке, выявить материалы, которые могут стать магнетическими

Эксперименты по картотеке:

«Притягивание предметов к магниту»,  «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы», Как достать скрепку из воды, не замочив рук

 И др опыты смотреть картотеку

Дидактическая игра «Рыбалка»

«Волшебные свойства магнита»

Просмотр

 презентации «Магнит»

Создание мини-лаборатории «Мир магнитов

Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование

Речевое развитие

 

Беседа «Какие предметы притягиваются магнитом».

Дидактические игры: «Что лишнее», «Магнитная азбука»

Магнитный театр «Репка», «Теремок», Красная шапочка».

Художественно-эстетическое развитие

Изготовление игры «Магнитная рыбалка» 

Совместное создание кукольного театра на магнитах.

Рисование «Компас», «Магнит на холодильник»

Художественное творчество: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске) 

«Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками)

Выставка

Театров на магните

Социально-коммуникативное развитие

   Дидактическая игра «Магнит»

       

С-р игры «Моряки», «Путешественники»

Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него.

Совместное создание  и показ кукольного театра на магнитах.

Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей».

Физическое

развитие

Утренняя гимнастика «Мой организм»;

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Подвижные игры «Пяточка, носочек», «Угадай, чей голосок».

Март

                                                     «Воздух – невидимка»

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Познавательное развитие

Закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.

Эксперименты картотеке: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».

Дидактическая игра «Свойства воздуха».

Просмотр презентации «Охрана воздуха»

Речевое развитие

  Беседа «Чистый воздух».

Беседа «Воздух – невидимка»

Чтение сказки «Соломинка, пузырь и лапоть»; С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»

рассказ «Воздух» Ю. Ефремова

  "Закончи рассказ"      

«Игры с воздухом»

Видим воздух при помощи трубочек и емкости с наполнителями

«

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Полет на воздушном шаре»

Рисование (нетрадиционное): выдувание через соломинку.

Художественное творчество «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку).

 «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.

вееров.

Социально-коммуникативное развитие

Инсценировка сказки   « Соломинка, пузырь и лапоть»

Игра пантомима

«Насос и надувная кукла»

Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.  Во время игр и проведения опытов.

Фотовыставка «Где работает воздух»

Придумать с родителями сказку «О воздухе» Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.

Физическое

развитие

Здоровье: Дыхательная гимнастика. Песня ветра и др

Динамическая пауза

Игра «Парашютист»

Утренняя гимнастика «Шарики»;

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

 Закаливание с помощью воздушных ванн.

Безопасность: Соблюдать правила безопасности при работе.

Подвижные игры «Пузырь»;

Игры «Надуй шарик»; эстафеты с воздушными шариками

Физ минутка «Ветер»

Дыхательная гимнастика

 «Парусные гонки»

Буря в стакане воды.

Апрель

                     22 апреля день земли   «Земля – наш общий дом

Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления.

Познавательное развитие

ФЦКМ

«Земля – наш общий дом»

 «Где лучше расти»

Эксперименты по картотеке: «Вращение Земли вокруг Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».».

Дид игра «Земля наш дом»

И др опыты смотреть картотеку

Дидактическая игра «Живое – неживое» Рассматривание  глобуса. Как макета нашей планеты «Земля»

Просмотр презента-ции «Глина, песок»»

Консультация: «Организация детского экспериментирования в весенний период»

Речевое развитие

 «Наша планета – Земля».

Беседы «Почему происходит смена времен года», «Почему бывает день и ночь»

Произношение скороговорки «Роет землю старый  крот , разоряет огород» с разной интонацией (громко, тихо, быстро, медленно). 

Закончи рассказ"      

Дидактические игры: «Времена года», «Части суток»»

Рассматривание энциклопедии

«Красная книга» 

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Глобус»

Слушание песен «Земля в иллюминаторе»

«Украсим землю цветами» 

Рассматривание иллюстраций, глобуса, карты полушарий.

Рисование радуги

  Развлечение «День земли»

Социально-коммуникативное развитие

С–р игры: «Космонавты», «Полет на Луну».

«Мои соседи по планете»

Рассматривание иллюстраций, с-р игры.

Командная игра «Знатоки природы»

Физическое

развитие

Безопасность: Формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею

Утренняя гимнастика «Планета»;

Пальчиковая гимнастика «Планеты» .

Физ минутка. «По дорожке ты шагай»

Подвижные игры «Море волнуется», «День – ночь».

Труд в уголке природы. Рыхление почвы разными способами.

Работа на грядке (подоконник)

Станция «Спортивная»

 игры: «Мусоробол», «Дупло совы», «Сумей-ка».

Май

                                 «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Цель: Познакомить детей со свойствами солнца. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства .Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Оборудование: Разноцветные стеклышки, лупы.Солнцезащитные очки. и др

Познавательное развитие

ФЦКМ «Солнце-звезда»

Как получается свет? Значение света в жизни человека?

Эксперименты по картотеке: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем.

«Солнечные часы»

 И др опыты смотреть картотеку

Дидактическая игра «Горячо – холодно»

Просмотр презентации «Значение Солнца»

Речевое развитие

 

Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

«День да ночь - сутки прочь»

Дидактические игры: «Кому нужно солнце»

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

«Солнечный день»

Слушание песен «Светит солнышко для всех», «Солнышко-ведрышко»

Песни «Пусть всегда будет солнце»

Песня «Красно солнышко» муз. П. Аедоницкого, сл. И Шаверана

Рассматривание иллюстраций.

 Разыгрывание сказки «У солнышка в гостях»

Социально-коммуникативное развитие

 «У солнышка в гостях».

       

Рассматривание иллюстраций.

с-р игры.

Инсценировка сказки «У солнышка в гостях».

Физическое

развитие

Подвижная игра «Солнышко... 

Утренняя гимнастика «Солнечные зайчики»,

Пальчиковая гимнастика «Солнышко», «Лучик солнышка»  Гимнастика для глаз «Лучик солнца»

Подвижные игры «Солнышко и дождик»,

«День – ночь».

«Солнце воздух и вода наши лучшие друзья!» 

Мониторинг

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей.

2. Консультации:

  • «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,
  •  «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,
  • «Научите ребенка любить живую природу»,
  • «Значение экспериментальной деятельности для детей»,
  • «Экспериментируем дома».

3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ(подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).

4. Наглядная информация ( подборка иллюстраций, картин; сбор информации;

5. Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;

6. Обмен опытом.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Это поможет воспитателям определить уровень организации развивающей среды в семье. Спасибо за сотрудничество!

 1. Подчеркните предметы развивающей среды, которые есть у Вас дома.

 а. книги о живой природе

б. книги с волшебными сказками в. журналы по интересам г. цифры, буквы

2. Проводите ли с ребенком совместные наблюдения за животными и растениями? (да нет)

3. Читаете вместе познавательные книги, журналы? (да нет)

4. Приносите домой интересные вещи, книги? (да нет)

 5. Знакомите ребенка со своими увлечениями? (да нет)

6. Заботитесь вместе о домашнем животном или комнатном растении? (да нет)

 7. Какие формы помощи педагогов по развитию познавательной активности ребенка хотели бы получить? (лекции, памятки)

Ожидаемые результаты.

  • Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
  • Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
  • У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
  • Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
  • Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

           Новизна опыта представлена разработкой

  • проекта «Лаборатория Почемучкина» , где представлено комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы;
  • «Картотеки  опытов по загадкам, поговоркам, сказкам»;
  • Мастер-класса по экспериментированию «Приключения Буратино»;
  • Изготовление магнитных игр «Рыбалка»,  «Красная Шапочка»;
  • Создание компьютерных презентаций «Загадки о воде, снеге, льде», «Что лишнее».

Сильные стороны – использование метода проекта.

         "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где ,и как я могу эти знания    применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно -исследовательский проект "Лаборатория -Почемучкина"

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необх...

Долгосрочный познавательно - исследовательский проект «Лаборатория удивительных наук» (средняя - старшая группа)

Направление реализации проекта: построение в дошкольном учреждении целостной системы формирования у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлен...

Познавательно – исследовательский проект «Лаборатория чудо крышечек»

Находить разные варианты использования пластмассовых крышек, учиться познавать и конструировать....

Познавательно-исследовательский проект "Лаборатория огородных наук"

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А ...

Образовательная деятельность в рамках познавательно-исследовательского проекта "Лаборатория профессий: Медицина"" "добрый доктор стоматолог"

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возрастапо теме: «Добрый доктор стоматолог».Цель: расширять знания детей о медицинских профессиях, формировать представления дете...

Конспект беседы в рамках познавательно-исследовательского проекта «Лаборатория профессий: Медицина»»«Зачем человеку кожа»

Конспект беседыв рамках познавательно-исследовательского проекта «Лаборатория профессий: Медицина»» «Зачем человеку кожа»...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Лаборатория неживой природы»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Лаборатория неживой природы»...