Проект для детей 4-5 лет на тему "Первые шаги в мир хороших манер"
проект (средняя группа)

Гельманова Мира Тагировна

Формирование навыков этического поведения и умения самостоятельно соблюдать определенные правила. Закрепление знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визитка исследования

Образовательное учреждение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 24

Авторы

Гельманова Мира Тагировна

Рухлядко Людмила Владимировна

Тема исследования

Первые шаги в мир хороших манер

Творческое название

Хорошие манеры

Категория
участников

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Образовательные задачи

-формирование навыков этического поведения и умения самостоятельно соблюдать определенные правила;

-закрепление знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

Развивающие задачи

- развитие познавательного интереса к этическим правилам и нормам;                   -интеллектуальных и познавательных способностей, с опорой на

возрастные и индивидуальные особенности;

-навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;

- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

-развитие навыков самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

Воспитательные задачи

- способствование воспитанию интереса к окружающим людям;

-воспитание уважение к окружающим людям;

- способствование воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.

Основополагающий вопрос

Образовательная деятельность детского сада должна способствовать морально-нравственному развитию личности ребенка. 

Проблемный вопрос

Как сформировать представления о культуре общения у дошкольников

Этапы реализации

Подготовительный этап

Цель: Определение проблемы, отвечающей потребностям детей и их родителей. Доведение до детей важности данной проблемы.

Срок – 3 дня

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

- Изучение методической литературы по теме.                                                          - Составление перспективного плана проектной деятельности.                              

- Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).                      

-Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).

Формирование интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта

Проектировочный этап

Цель: Планирование  деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств и способов реализации проекта

Срок – 3 день

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

- Информирует родителей о задачах и содержании проекта.

- Обсуждает с детьми проблемную ситуацию.

- С целью выявления знаний по теме проекта использовалась развивающая игра: «Путешествие в страну этикета»

Обсуждают тему. Демонстрируют знания по этой теме. Задают вопросы.

Практический этап

Цель: Реализация проекта через организацию разных видов деятельности при дифференцированной помощи взрослого.

Срок –  1.5месяца

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Наблюдает, советует, направляет и контролирует деятельность детей.

Организует учебную и совместную деятельность детей:

Образовательная деятельность:

Беседы с детьми:

-Беседа «Что такое вежливость?».

-Беседа «Как вести себя в гостях»

-Беседа «Как вести себя в театре

- Беседа «Как вести себя в детском саду»

-Беседа «Как вести себя в транспорте».

Чтение худ. литературы

- Чтение стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»  

- Чтение сказки «Чаепитие в лесу»

- Чтение произведения М. Александровой «Что взяла - клади на место!».

- Чтение «Правила поведения в транспорте в стихах».  

- Чтение “Уроки этикета”

С.А. Насонкина

Просмотр мультфильма                    -«Смешарики». Серия - «Обещание»

- Просмотр мультфильма «Винипух в гостях у Кролика».  

- Просмотр видеоурока для дошкольников «Правила поведения в театре для малышей» 

 Дидактические и словесные игры:

- Д/и «Волшебное слово».

- Д/и «Приятного аппетита».  

- Д/и «Можно – нельзя».

- Д/и «Сервировка стола»

-Рассматривание наглядно-дидактического материала «Правила поведения в театре», «Правила поведения за столом»,

«Правила поведения в транспорте», «Правила поведения в гостях».

- Д/и «Светофорик».

Проведение консультации для родителей.

«О культуре поведения и этикете»

«Правила поведения

в общественном транспорте»

«Шпаргалка для родителей»

Проигрывание проблемных ситуаций:

“Как принимать подарки”

“Я прошу разрешение пройти к выходу в автобусе”

«Разговор по телефону»

«Вежливый хозяин

С.Р.И.

- «Угостим куклу Катю чаем»  

- «Детский сад».

- Показ спектакля «Теремок» .

Рисование «Подарок для друга».

Раскраски альбома «Правила поведения в транспорте».

Дать понятие вежливости, уважительному отношению к людям.

Познакомить детей с правилами поведения в гостях.

Познакомить детей с правилами поведения в театре.

Продолжать знакомить детей с правилами поведения в детском саду.

Познакомить детей с правилами поведения в транспорте.

Знакомства детей с произведением и многообразием вежливых слов.

Познакомить детей с новым произведением. Уточнить правила поведения за столом, изученные ранее и познакомить с новыми.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Закрепление знаний о правилах поведения в транспорте.

Проявление доброты, заботы, уважительного отношения к сверстникам и взрослым.

Воспитывать у детей умение выполнять свои обещания, быть ответственными

Анализирование поведения героя мультфильма в гостях.

Продолжать закреплять правила поведения в театре.

Учить детей отличать вежливые просьбы.

Закрепить с детьми слова вежливости; сервировка стола.

Закрепление правил поведения в детском саду.

Закрепление знаний правил сервировки стола к завтраку, обеду, ужину.

Закрепление полученных знаний.

Закрепить с детьми знание сигналов светофора

Овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения

Закрепить знание столового этикета.

Ознакомить детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развивать способности взять на себя роль.

Закрепление полученных знаний на практике.Быть ответственными, исполнительными.

Закрепление знаний о правилах поведения в транспорте.

Овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения; Создание собственных правил поведения, само и взаимоконтроль за соблюдением правил, присвоение нравственных и социальных норм поведения; появление способности анализировать собственные поступки и поступки детей группы; овладение знаниями результатов нежелательного поведения в различных ситуациях;

проявление доброты, заботы, уважительного отношения к сверстникам

и взрослым.

Заключительный этап

Цель: Представление коллективного и индивидуальных продуктов деятельности

Срок – 1 день

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Помогает детям в инсценировке сказки «Теремок»

Родительское собрание «Азы воспитания» ( деление опытом)

Оформление материалов проекта в виде фотографий.

Учавствуют в инсценировке сказки «Теремок»

Формироване норм культуры поведения ребёнка,доброжелательности, честности, правдивости, воспитании культуры общения.

Аналитический этап

Цель: Обобщение и обсуждение результата,  хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

Срок: 1 день

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Разработка дидактических пособий для ознакомления детей с книжками.

Пополнение для родителей методических рекомендаций и информации по теме.

Оформление книжного уголка.

Благодаря полученным в ходе реализации проекта знаниям у детей обогатился словарный запас, в самостоятельной деятельности активизировалось речевое общение со сверстниками.

Повысился уровень взаимодействия между детьми, совместные со сверстниками игры стали более продолжительными.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Беседа «Что такое вежливость?»

Цель: Дать понятие вежливости. Учить уважительному отношению к людям.

Ход беседы: Ребята, посмотрите к нам в гости пришёл Зайка. Что нужно ему сказать? (Ответы детей).

- Правильно, с ним нужно поздороваться. – Здравствуй Зайка.

- Зайка хочет рассказать вам стихотворение. (Воспитатель держит Зайку в руке и читает стихотворение)

Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть

. Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-

За помощь поблагодарить, Обычное слово «спасибо»Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все «до свидания»

 Друг другу всегда говорим,

 «Пожалуйста»-если желанье

Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым - обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

- Ребята, о чём это стихотворение? (Ответы детей). – Да, это стихотворение о доброте, о вежливости. И сегодня мы с вами поговорим о вежливости и вежливых словах.

- А что такое вежливость? (Ответы детей).

- Какие вежливые слова вы знаете? (Ответы детей).

- Когда человека можно назвать вежливым? (Ответы детей).

- Вежливые слова – это добрые, волшебные слова, они дарят нам теплоту в душе, хорошее настроение. С вежливыми людьми всегда приятно общаться. И иногда одно вежливое слово заменяет сразу несколько поступков. Я уверена, вы тоже учитесь быть добрыми, вежливыми людьми и знаете все волшебные слова.

Ребята, есть такая игра, называется «Волшебное слово». Давайте в неё поиграем.

- Есть волшебное слово «пожалуйста». Выполняйте просьбу, только если добавят слово «пожалуйста» к этой просьбе. Например, Саша, встань, пожалуйста. (выполняется) Подойди к доске. (не выполняется).(Дети поочереди, говорят и выполняют просьбы)

- Смотрите, у зайки есть рюкзак, интересно, что там? Вы знаете? (Ответы детей).

-И я не знаю что там? А как нам узнать? (Ответы детей).

- Может быть нужно посмотреть? А можем ли мы взглянуть в рюкзак Зайки без его разрешения? (Нет).

- А что нужно сделать? (Ответы детей).

- Правильно, нужно спросить у зайки разрешение. Вова, Спроси разрешение. (Детки спрашивают у Зайки можно ли посмотреть в его рюкзак.)

- Ребята, у Зайки здесь морковь, на которой написаны загадки.

- Зайка, можно мы будем отгадывать загадки? (Воспитатель достаёт из рюкзака загадки и загадывает их детям).

Говорить друзьям не лень, Улыбаясь (добрый день)

Друг другу на прощание Мы скажем (до свидания)

Друг друга не стоит винить, Лучше скорей (извинить).

До чего ж оно красиво Слово доброе (спасибо).

Когда вы виноваты, сказать спешите Прошу вас, пожалуйста - (извините).

В чужой разговор никогда не встревай, И взрослых ты лучше (не перебивай).

Растает даже ледяная глыба От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, Когда услышит (добрый день).

Когда нас бранят за шалости, Говорим (простите, пожалуйста)

- Что нужно сказать зайке за загадки? (Ответы детей).

- Правильно, спасибо, Зайка. К сожалению, нашему Зайке пора спешить домой. Что мы скажем ему на прощанье? (Ответы детей).

- До свиданья Зайка! (зайка уходит).

А мы с вами поиграем в игру «Вежливые слова». Давайте станем в круг, возьмёмся за руки и улыбаясь друг другу будем говорить вежливые слова. (Дети становятся в круг говорят вежливые слова)

-Сегодня мы с вами говорили о вежливости. Я ещё раз убедилась в том, что правила вежливого поведения вы знаете хорошо и не только знаете, но и стараетесь их выполнять.

Беседа «Как вести себя на улице»

Воспитатель:

По району я иду
И в беду не попаду,
Потому что твердо знаю:
Правила я выполняю.

Что за правила такие?
Очень в общем-то простые.
С ними будет жизнь прекрасна,
Весела и безопасна!

Какие это правила? Знаете ли вы их?

– Вспомним вместе правила поведения.

На улице: нельзя сорить; обгонять идущих впереди следует слева; если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти; при встрече дорогу уступает младший старшему, мужчина – женщине, при равных условиях – более вежливый человек.

При переходе улиц надо соблюдать правила дорожного движения.

Лестница крутая –
Я по ней взбегаю, 
И под ноги я смотрю:
– Осторожней! – говорю.

Через дорогу я с братом иду,
За руку брата, конечно, веду.
Смотрим налево, направо глядим,
Смело идем, если нет машин.

Выполняй и не зевай, 
Руку маме подавай
И за поручень держись,
На ступеньках не вертись!

Итог беседы:

– Чтобы не создавать угрозу своему здоровью и здоровью окружающих на улицах города надо соблюдать общепринятые правила поведения.

Беседа «Как вести себя в транспорте»

На колесах едет дом,

Не живут подолгу в нем. (Автобус.)

Вы правильно разгадали загадку. А кто обратил внимание на то, как автор загадки называет автобус, с чем сравнивает его? (Ответы детей.)

Почему же в загадке автобус назван домом?

Автобус похож на дом не только по своим внешним признакам. Автобус это множество встреч со знакомыми и незнакомыми людьми, автобус - место общения пассажиров самых различных возрастов, самых различных национальностей, самых разных порой и по настроению, и спешащих, и праздно едущих по улицам города или по автострадам области и страны.

Всегда ли в транспорте люди учтиво ведут себя по отношению друг к другу? Приходилось ли вам наблюдать сцены перебранки пассажиров между собой и пассажиров с водителем? Было ли вам приятно это?

Как вы представляете себе в идеале отношения людей в автобусе? Чего для этого идеала не хватает? Что вы сами можете сделать, чтобы вам в автобусе было приятно ехать? Какие правила поведения пассажиров вы могли бы предложить?

Давайте мы с вами придумаем автобусную остановку. Какая она, как выглядит? Сколько на ней пассажиров? Как они ведут себя?

К остановке подъехал автобус. Какой он? Как выглядит? Какие двери открыты для пассажиров? Как регулируется посадка пассажиров в автобус?

Какой у автобуса салон? Что привлекает ваше внимание? 
Что вам в нем нравится?

Как ведут себя в автобусе пассажиры?

Есть ли в нем маленькие дети? Где они? Чем заняты?

Есть ли в салоне пожилые люди? Где они? Какие у них лица:

довольные или озабоченные? Как ведут себя в салоне молодые люди, собравшиеся небольшой компанией для поездки за город?

- Обращается ли к пассажирам водитель автобуса? С чем обращается? Как звучит его голос? Как реагируют на его слова пассажиры?

- Что делают пассажиры, которые собираются выходить на следующей остановке?

А теперь давайте сформулируем правила пассажиров общественного транспорта, которые, по вашему мнению, необходимо соблюдать.

Ситуация 1. На остановке собралось достаточно много народа. Среди них есть пожилые люди, женщины с детьми. Подходит автобус.

- Как вы поступите? (Ответы детей.)

Вывод: при входе в транспорт не толкайтесь в дверях, пропустите пожилых людей, инвалидов. Окажите им помощь.

Ситуация 2Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо поздороваться с ними.

- Как это сделать? (Ответы детей.)

Вывод: вы можете приветливо улыбнуться или кивнуть своему приятелю, поприветствовать его рукой, но ни в коем случае нельзя кричать на весь автобус.

Ситуация 3. Вы торопитесь выйти из автобуса. И даже не заметили, что впереди стоящий пассажир тоже готовится к выходу. Вы пытаетесь протиснуться в переполненном автобусе к выходу, стремясь встать впереди другого пассажира. Он вам грубо делает замечание. Как вы поступите?

- Какие формы извинения приемлемы в данной и подобных ситуациях? (Ответы детей.)

Вывод: слова «простите», «прошу прощения», «мне очень жаль», «сожалею» помогут погасить конфликтную ситуацию, возникшую в транспорте.

Ситуация 4. В салон входит женщина с ребенком, в руках которого мороженое. Пассажиры переполненного салона пытаются отстраниться от ребенка. Кто-то делает замечание. — Как вы оцените эту ситуацию? (Ответы детей.)

Вывод: не заходите в салон с мороженым или пирожками, ведь вам было бы неприятно, если бы вашу одежду испачкали.

Беседа «Как вести себя в магазине»

Ход беседы: Ребята, скажите пожалуйста, вы ходите в магазины?

А зачем нам нужны магазины, что там можно купить? Как здорово!

Знаете ли вы, как нужно вести себя в магазине? Как вы думаете, почему в магазине тоже нужно соблюдать правила поведения?

Сегодня я расскажу вам одну историю, которая произошла с мальчиком Сашей. Саша покупал в магазине шоколадку.

- Так, - сказал он, - дайте мне вон ту шоколадку, да по быстрее, мне так хочется шоколада!

Продавец недовольно протянула шоколадку.

Но мальчик не успокаивался:

- Она с апельсином, а я уже хочу с малиной, эту не хочу! - капризничал Саша

Как вы думаете, ребята, что чувствовал продавец?

Как мальчик вел себя в магазине?

Приятно ли было маме, наблюдавшим покупателям, такое поведение Саши?

Конечно, же нет.

А вы не подскажете, как надо себя вести в магазине? Почему нельзя баловаться, капризничать?

А вы хотите сейчас «сходить» в магазин?

Беседа «Как вести себя в театре»

Ход беседы: - Дети, сегодня мы поговорим о театре.

- Какие театры есть в нашем городе? - Какие спектакли вы смотрели?

         В театр надо приходить в нарядной, красивой одежде. Когда мы входим в театр попадаем в фойе. Здесь находится раздевалка, зеркала и диванчики. Фойе – это помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта. Антракт – промежуток между действиями спектакля. Спектакль может состоять из нескольких отделений. Раздевшись, посетитель попадает в зрительный зал. Там много кресел, поставленных рядами – это партер. Над партером по бокам находится бельэтаж. Задние ряды партера называются амфитеатр. Места, расположенные над амфитеатром, называются балкон. Перед зрительными рядами находится сцена, на сцене закрытый занавес, за занавесом находятся декорации.

        Человек, любящий смотреть спектакли называется – театрал. Для привлечения людей в театр, расклеиваются афиши. Афиша – это реклама спектакля.

        Театр – это коллективное искусство. Когда вы приходите в театр то покупаете программку. Открыв ее, вы видите какой большой коллектив занят в создании спектакля. Все участники театрального процесса помогают актеру как можно глубже и тоньше показать пьесу, раскрыть сущность человеческих характеров. Поэтому нужно уважать работу актеров и соответственно вести себя в театре. Послушайте стихотворение Агнии Борто «В театре».

В партер уселся первый класс,

В театр пришли мы в первый раз.

Зал сияет как дворец,

Мы в театре, наконец!

Вот спектакль уже идет,

Дают «Принцессу Турандот».

Мы на сцену все глядим,

За сценарием следим.

И тут мой сосед Федот

Из ранца жвачку достает,

Зашуршал оберткой –

Нас отвлек с Егоркой.

Во весь рост Егорка встал,

В лоб щелчок Федоту дал.

Девчонки дружно запищали:

- Не мешайте, не видно за вами.

Что на сцене происходит.

Чем же хуже мы Федота?

Пожевать и нам охота.

Тут дежурная подходит

И из зала нас выводит

Раз нам в зале места нет,

Отправляемся в буфет.

- Почему ребятам не удалось посмотреть спектакль?

Чтение стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

с целью знакомства детей с произведением и многообразием вежливых слов.

Театр открывается!
К началу всё готовится!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.

В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой...

— Подходите,
Ёжик, Ёжик!
Вам билет
В каком ряду?

— Мне — поближе:
Плохо вижу,
Вот СПАСИБО!
Ну, пойду.

Говорит овечка:
— Мне — одно местечко!
Вот моё БЛАГОДАРЮ —
Доброе словечко.

Утка:
— Кряк!
Первый ряд!
Для меня и для ребят! —
И достала утка
ДОБРОЕ УТРО.

А олень:
— Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё
ПОЖАЛУЙСТА! —

Говорит Дворовый Пёс:
— Поглядите, что принёс!
Вот моё ЗДОРО’ВО —
Вежливое слово.

— Вежливое слово?
Нет у вас другого?

Вижу
В вашей пасти
ЗДРАСТЕ.
А ЗДОРО’ВО бросьте! Бросьте!

— Бросил! Бросил!
— Просим! Просим!

Нам билетов —
Восемь! Восемь!
Просим восемь
Козам, Лосям,
БЛАГОДАРНОСТЬ
Вам приносим.

И вдруг
Отпихнув
Старух,
Стариков,
Петухов,
Барсуков...
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавив хвосты и лапы,
Стукнул Зайца пожилого...

— Касса, выдай мне билет!
— Ваше вежливое слово?
— У меня такого нет.
— Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
— Мне — билет!
— Нет и нет.
— Мне — билет!

— Нет и нет,
Не стучите — мой ответ.
Не рычите — мой совет.
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет.

Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами,
И пришёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то...
Развернула,
И встряхнула,
И чихнула,
И вздохнула:

— Ах, слова какие были!
И не мы ли
Их забыли?

ИЗВОЛЬ...
ПОЗВОЛЬ...
их давно уж съела моль!
Но ПОЖАЛУЙСТА...
ПРОСТИ...
Я могла бы их спасти!
Бедное ПОЖАЛУЙСТА,
Что от него осталось-то?
Это слово
Золотое.
Это слово
Залатаю! —
Живо-живо
Положила
Две заплатки...
Всё в порядке!

Раз-два!
все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:
До СВИДАНЬЯ,
До СКАКАНЬЯ
И ещё ДО КУВЫРКАНЬЯ,
УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС...
И десяток про запас.

— На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой!

Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!

Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе...

— ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ

И кассир даёт билеты —
Не один, а целых три!

—С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!
И кассир даёт билеты —
Не один, а целых пять.

— ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!

И кассир от восхищенья
Постоял на голове!
И кассиру /Во всю силу
Очень хочется запеть:
"Очень-очень-очень-очень—
Очень вежливый Медведь!"

— БЛАГОДАРЕН!
ИЗВИНЯЮСЬ!

— Славный парень!
— Я стараюсь.
— Вот какая умница!

Вот идёт Медведица!
И она волнуется,
И от счастья светится!

— Здравствуйте,
Медведица!
Знаете,
Медведица,
Славный мишка ваш сынишка,
Даже нам не верится!

— Почему не верится? —
Говорит Медведица. —
Мой сыночек — молодец!
До свидания!


Чтение сказки «Чаепитие в лесу»

Все хорошо знают сказку «Три медведя». А я вам расскажу похожую сказку, но другую.

Однажды заблудилась Машенька в лесу. Увидела избушку, подошла к ней и постучала в дверь. Но никто не отозвался. Тогда она зашла в дом, прилегла на большую кровать и уснула. А когда она проснулась, то увидела, что рядом с ней сидит маленький медвежонок.

- «А-а, - заревел он, - проснулась? Я давно тебя жду, давай пить чай с вареньем и плюшками».

Тут в дом вошла, и большая мама-медведица и сказала девочке: «Вставай девочка, иди к столу, расскажи, откуда пришла». Медведица поставила на стол пирог в большой тарелке и сказала: «Научи моего мишутку уму-разуму, расскажи, как у людей принято есть, и пить, а потом я тебя и домой отведу».

Так и согласилась Машенька пожить в гостях у медведей.

Стали они чай пить. Смотрит Маша на медвежонка и удивляется: он  чавкает, сопит, языком чай с блюдца лижет.

Стала Машенька учить Мишутку красиво есть и пить за столом:

- Видишь, Мишутка, на тарелке желтую салфетку?  Положи её себе на колени.

- Зачем?

- А для того, чтобы твои штанишки не испачкались,- ответила Маша.

- Посмотри, перед тобой чашка с чаем. Чтобы положить в чашку сахар нужно щипчиками взять кусок сахара и размешать чай ложкой.

- А я думал, что этими щипцами за нос хватают,- сказал девочке медвежонок.

- Нет, нет. За столом не играют, не дерутся и никого за нос не хватают.

Машенька помешивала  чай так тихо, что никто не слышал, как ложка двигалась по чашке. Зато Мишутка колотил ложкой по стенкам чашки так, что она чуть не разбилась. Машенька покачала головой и сказала:

- Нет, Мишутка, нужно помешивать тихо, чтоб никто не услышал.

Медвежонок взял лапой с большой тарелки кусок пирога, положил к себе на блюдце и облизал лапу.

- «Вку-у-сно!»- проревел он радостно.

- Нельзя лапы облизывать. Торт, пирог или пирожное можно положить на свою тарелку специальной лопаткой, - сказала Машенька.

Мишутка спрыгнул со стула и убежал. Через минуту он вернулся  с игрушечной лопаткой. Маша рассмеялась.

Так Машенька прожила целую неделю в лесной избушке. Каждый день она рассказывала своему новому другу о правилах поведения за столом. И вот через неделю Машенька устроила своему ученику экзамен. Они сели за стол с медвежонком и девочка начала задавать вопросы.

- Скажи, Мишутка,  как держать правильно чашку?

Мишутка правой лапой взял чашку за ручку. Он очень старался не просовывать указательный палец в ушко ручки и не оставлять мизинец, как учила Маша.

- Конфету возьмешь из коробки лапой или ложечкой?

- Лапой,- отвечал Мишутка,- конфету берут из коробки так, чтобы не касаться других конфет.

- Как есть пирожное?

- Мягкое пирожное едим ложечкой с тарелки, а твердое берем в лапу и откусываем.

И тут Машенька задала свой последний вопрос:

Чай наливаем в чашку до краёв или до середины?

Медвежонок задумался, потому что Маша ему об этом ничего не говорила:

Если чай налить до краёв, он разольется на скатерть. Если до середины, то этого мало. Значит и не до краёв, но больше чем до середины.

-Молодец! – сказала Машенька

-Молодец! – похвалила мама-Медведица своего сына,- теперь, Мишутка,  ты стал культурным и научился правильно  вести себя за столом и  мы можем ходить в гости к лесным друзьям.

Мама-медведица вместе с Мишуткой поблагодарили Машеньку и прорычала: «Хорошо Машенька, завтра утром я выведу тебя из леса и провожу домой. Не забывай нас, приходи еще к нам  в гости!».

«До встречи, я обязательно к вам еще приду…»- сказала Машенька.

Чтение «Правила поведения в транспорте в стихах»

НЕЛЬЗЯ! ОТВЛЕКАТЬ ВОДИТЕЛЯ РАЗГОВОРАМИ:

Ёж с водителем болтал,

От дороги отвлекал,

Так его заговорил,

Что водитель позабыл

Остановки объявлять...

Стали все Ежа ругать:

- Ну-ка, Еж, в сторонку встань,

От водителя отстань,

Ты его не отвлекай,

С толку лучше не сбивай.

Разговоры прекрати,

Не мешай - иль выходи.

НЕЛЬЗЯ! ВЫСОВЫВАТЬСЯ В ОКНА ТРАНСПОРТА:

Ехали звери, открыли окошко.

Тут же какая-то серая Кошка

Голову высунуть вдруг захотела

Публика ей возражать не посмела.

Едет в автобусе гордо она,

А голова из окошка видна.

Видит: навстречу спешит грузовик,

Рядом проехал - и в этот же миг

Ветер большой на дороге поднял,

С Кошки в окошке он шляпку сорвал!

Очень расстроилась серая Кошка.

Дети, не надо соваться в окошко!

НЕЛЬЗЯ! РАЗГОВАРИВАТЬ ГРОМКО - ТЫ МЕШАЕШЬ ДРУГИМ:

Две вороны каркать стали –  Всё проблемы обсуждали.

Шум вокруг ворон стоит,

Пассажиров это злит.

Все сбежать готовы скоро

От подобных разговоров.

Но куда же тут сбежишь? –

Едешь, терпишь и молчишь!

Так что в транспорте, детишки,

Не кричите громко слишком.

НЕЛЬЗЯ! МУСОРИТЬ В ТРАНСПОРТЕ:

Возмущается народ:

белка семечки грызёт,

шелухой засыпан пол.

к белке заяц подошёл:

- Белка, так не поступают.

Мусор на пол не кидают.

А сумела набросать –

Так сумей его убрать.

НЕЛЬЗЯ! ТОЛКАТЬ ДРУГИХ ПАССАЖИРОВ:

Битком набит автобус был.

Медведь пробраться вглубь решил,

Всех пассажиров растолкал

И гордо в середине встал.

Ему кондуктор говорит:

Понимайте положенье,

Проявляйте уваженье!

Хоть ты имеешь гордый вид,

Запомни: ты тут не один,

Не самый главный господин!

Ты помогай себе словами,

А не тычками и пинками!

С.Р.И. «Угостим куклу Катю чаем»

Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы - ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Ход игры:

Организационный момент:

Вношу в группу красивую коробку с игрушечным автобусом. Рассматриваем его. Что это? Для чего нужен автобус? Кто из вас ездил в автобусе? Кто работает в автобусе? Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя в автобусе? (выслушиваю ответы детей)

А вы хотели бы проехать в автобусе? У меня предложение! Давайте сейчас сами соорудим автобус и поиграем.

Постройка автобуса.

Из стульчиков и строительного материала сооружаем автобус. По ходу строительства определяем, где место шофера, где должен сидеть кондуктор.

В автобусе две двери. Заходят в автобус через заднюю дверь, а выходят в переднюю. В самом начале автобуса находятся места для пассажиров с детьми, пассажиров – инвалидов, пожилых людей.

В автобус люди садятся в определенном месте, которое называется «Остановка»

Распределение ролей.

Предлагаю детям самим распределить роли. Пассажирам раздаю деньги. На себя беру роль кондуктора. На первой остановке приглашаю пассажиров войти в автобус. По ходу игры объявляю остановки., приглашаю присесть на места, продаю билеты.

Далее идет самостоятельная игра. Поручаю роль кондуктора одному из детей. Сама становлюсь пассажиром ненавязчиво направляя игру, создавая различные ситуации.

Игра «Разрешается – запрещается»

Громко смеяться и разговаривать?

Рассматривать зрителей в бинокль?

Проходить к своему месту лицом к сидящим?

Сидеть в головном уборе?

Шуршать фантиками?

Внимательно смотреть на сцену?

Петь песни?

Переживать за героев молча?

Вставать в полный рост во время спектакля?

Вставать на сидения ногами?

Хлопать в ладоши (аплодировать)?

Уходить до окончания спектакля?

Бегом толкаясь, бежать в гардероб?

Словесная игра по этикету речевого общения

«Наши имена»

Цель: помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию внимания, координации движений.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Каждый участник должен хлопнуть один (три) раз, повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, чётко назвать своё имя.

Обратить внимание и отметить, кто произнёс своё имя чётко, с гордостью; кто – тихо, словно оно ему неприятно.

Словесная игра по речевому этикету

«Вежливый котик»

Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.

Ход игры: Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

Дидактическая игра по этикету внешнего вида

«Каждой вещи своё место»

Цель: Обогащать представления детей о многообразии предметного мира. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам, стремление содержать их в порядке и на своих местах.

Материал: Кукла Маша – растеряша; демонстрационные картинки: шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек; раздаточные картинки: посуда, одежда, игрушки.

Ход игры: К ребятам приходит Маша – растеряша и рассказывает о своей беде: все вещи у неё растерялись, перепутались. Маша просит ребят помочь найти каждой вещи своё место

Дидактическая игра по правилам этикета в общественных местах:

«В театре»

Цель: Объяснить детям элементарные правила поведения в театре; обучить детей правилам приобретения билета в театр и одновременно ввести в словарь детей этикетные выражения, необходимые при приобретении билета в театр.

материал: Билеты в театр, афиша к театру, знаки – символы что нельзя делать во время просмотра представления.

Ход игры: Воспитатель громко объявляет детям, что приехал театр (звучит весёлая музыка). Предлагает детям приобрести билеты в волшебной кассе (касса работает исключительно на волшебных словах). Дети «покупают» билеты, благодарят кассира и занимают места на стульях (заранее расставленных). Мальчикам предлагается пропустить девочек, девочки благодарят мальчиков.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают знаки – символы: «Что нельзя делать во время просмотра представления». Хлопками дети приглашают артистов. После просмотра благодарят их.

Предварительная работа: Заранее, в секрете от других детей, «артисты» - активные дети готовят представление.

Сюжетно – ролевая игра по гостевому этикету:

«В гостях»

Цель: Учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми. Закрепить знания детей о гостевом этикете, формировать способность приобретения уверенности в себе, особенно навыков доброжелательного общения, обучать правилам поведения в гостях и при приёме гостей дома. Воспитывать умение быть радушным и приветливым.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У зайчика, который живёт у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

Педагог предлагает детям приготовить подарки для зайчика. Зайчик любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и прочее. Все подарки дети складывают в корзинку.

Воспитатель предлагает детям посмотреть со стороны, как заинька готовится к приёму гостей. Он берёт в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.

Всё сумею, всё успею,

Всё смогу я сделать.

Прежде чем на стол поставить

Чашки и конфетки,

Хорошо бы постелить

Чистые салфетки.

Чашки, ложки ставлю в ряд,

Чай готовлю для ребят.

Чтобы понял каждый гость

Очень ему рады.

Я поставлю здесь цветы –

Будет стол нарядным.

Зайчик приглашает гостей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а затем вместе с педагогом вручают заиньке подарки с поздравлением:

День рожденья – день веселья,

Всюду шутки, песни, смех,

И конечно любят гости

В этот день поздравить всех.

Зайка благодарит гостей за подарки и поздравления, приглашает их за стол, угощает чаем с пирогом и конфетами.

После угощения зайка предлагает гостям поиграть.

В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы они не забыли поблагодарить зайчика за угощение и попрощаться с ним.

Как дарить и принимать подарки.

Цель: помочь детям адаптироваться в обществе, усвоить основные, обязательные для всех правила поведения.

Ход: 1. хороший обычай, приходя в гости, приносить цветы или небольшой подарок. Помните, что хмурый гость – не подарок. Поэтому всё плохое настроение оставляйте дома.

Цветы всегда приятный подарок. Не стыдно прийти в гости с одним цветком.

принято подавать цветок на длинном стебле, или ветку цветущего растения;

в особо торжественных случаях дарят розы или гвоздики;

цветы дарятся без упаковки (если их сразу поставят в воду, в красивой упаковке преподносятся розы (чтобы не уколоться шипами, а также букеты – композиции, в которых упаковка является её частью;

принято подавать цветок в правой руке, или обеими, головками вверх.

Получив цветы, надо отметить красоту букета (цветка) и обязательно об этом сказать.

2. День рождения или семейное торжество – должны учитываться вкус и интерес получателя подарка гостями.

не следует дарить дорогие подарки, чтобы не поставить человека в неудобное и зависимое положение;

дорогие подарки дарят родственникам и в складчину к большому торжеству;

подарок подбирается к конкретному событию: ко дню рождения – предметы для личного использования, на свадьбу, семейное торжество, новоселье – хозяйственные предметы, электробытовые приборы;

денежный подарок – к свадьбе или новоселью;

детям – сладости, игрушки, книги;

девочки обязательно порадуются платью и туфелькам;

Дидактическая игра по этикету телефонного разговора:

«У меня зазвонил телефон»

Цель: дать понятие, что такое телефон: - это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаём о здоровье близких и друзей, договариваемся о месте и времени встречи. Знакомить детей с правилами телефонного разговора. Объяснить, что первым заканчивает разговор старший по возрасту и положению, девочка в разговоре с мальчиком. Упражнять детей в умении соблюдать этикет телефонного разговора в различных ситуациях.

Словарная работа: Вежливость, доброжелательность, средство связи, телефон, телефонный аппарат, гудки, звонок, номер, рычажки, трубка.

Пособия: Два телефонных аппарата.

Ход игры: выбираем два участника, которые сменяются другими детьми, жюри из 3 – 4 детей, которое определяет, кто выполнил все условия игры лучше всех.

Раздаётся телефонный звонок, надо как можно скорее взять трубку, но для этого приходится пройти через всю комнату, не задевая столы, стулья; аккуратно поднять трубку с рычажков и сказать «алло» так, чтобы позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады.

Словесная игра

«Доскажи словечко»

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
  • Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)
  • Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).
  • До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).
  • Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста…( извините).
  • Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).
  • Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
  • Если друг попал в беду,…(помоги ему)
  • Решай споры словами, …(а не кулаками)


Консультации для родителей

Тема: «О культуре поведения и этикете»

Культура поведения для детей является необходимым качеством, без этого формировать культуру не возможно.

Культура рассматривается современными исследователями как творческая, созидательная деятельность. По преобразованию природы и общества цель этой деятельности- синтез материальных и духовных ценностей, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой. В этой деятельности есть и интересующая нас область поведения.

Поведение - это образ жизни и действий, отражающий сущность личности человека, особенности его характера и темперамента, а также потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки, желания.

Поведение детей формируется на основе нравов, обычаев, традиций и привычек и разделяется на вербальное и реальное. Вербальное - включает в себя высказывания, суждения, мнение, доказательства. Реальное поведение - практические действия, поступки. Различается поведение культурное и некультурное. Поведение в котором не отражается система, созданная этим обществом, является поведением примитивного существа. Поведение же, основанное на учете эстетических и этических современных норм, является культурным.

«Внутренние этические инстанции», возникают уже в дошкольном возрасте. В отличие от раннего детства, в это время между ребенком и взрослыми возникают новые взаимоотношения. Не имея возможности принимать участие во всех жизненных сторонах, ребенок начинает подражать взрослым, воспроизводить их действия, поступки, взаимоотношения в игровой форме. На рубеже дошкольного возраста взрослый начинает выступать для ребенка в качестве образца.

Первичные этические представления ребенка формируются исходя, из поведения взрослых и подкрепляются их положительной оценкой. Взрослые для ребенка - центр любой ситуации Доброжелательные взаимоотношения с ним составляют основу для переживания ребенком эмоционального благополучия. Неодобрение, наказание, отказ от контактов воспринимаются им крайне тяжело.

Уже в дошкольном возрасте каждый ребенок - индивидуальность со своими чувствами, переживаниями. Именно поэтому общепринятые нормы и правила воспринимаются и усваиваются каждым ребенком по-разному.

Само по себе знание правил и норм поведения недостаточно, чтобы ребенок ими руководствовался. Только становясь предметом устойчивых чувств, эти знания будут реальными побуждениями к деятельности и её регуляторами, а предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, которые значимы для ребенка и поэтому воспринимаются им эмоционально.

Проявление заботы, внимания, помощь другому связаны с развитием и осознанием чувства личной необходимости в жизни общества. Доброта, чуткость, справедливость, благородство, отзывчивость, откровенность формируются через надлежащие мотивы поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Необходимо обучать ребенка правилам и нормам общения и поведения. При этом нужно помочь детям понять, что делать что -то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к другим мнениям.

Родители должны объяснить своим детям, как можно познакомиться со сверстниками, как самостоятельно устанавливать новые контакты, например, показать и дать подержать свою игрушку, назвать своё имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика или девочку; завести разговор о том, что сам любишь, и спросить, что любит собеседник.

Важно познакомить детей с такими ситуациями, как поведение за столом, обмен приветствиями при встрече и прощании. Необходимо помочь детям понять, что воспитанный человек всегда будет пользоваться у окружающих симпатией. Здесь нет мелочей: это и опрятный внешний вид, и умение вести себя в гостях, выбрать подарок, встретить и накормить гостей, когда сам выступаешь в качестве хозяина дома.

Возможные конфликтные ситуации взрослые не должны считать чем-то отрицательным, неприятным. Их надо стремиться использовать конструктивно,. Важно поддерживать у детей чувство общности, желание сотрудничать, стремиться, чтобы они играли не только с теми, с кем дружат или кто им нравиться. Стремление к доброжелательной атмосфере, наличие хороших контактов, между взрослыми необходимы, особенно в тех случаях когда у ребенка возникают проблемы.

Советы родителям:

-не требуйте от детей выполнения какого либо правила поведения, если сами не всегда ему следуете; рассогласование в требованиях, предъявляемых детям, может у ребенка чувство растерянности, обиды или даже растерянности;

- поддерживайте уверенность ребенка в своих возможностях, если дома от близких он получает порицания, чем похвалу и одобрение;

-задумайтесь над своим отношением к нравственным поступкам.

Консультация для родителей.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

(расскажите об этом детям).

  • При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон.
  • Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона.
  • Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками.
  • В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженым в руках.
  • В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах…
  • Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.
  • Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.
  • Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышание с друзьями. Тем более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.
  • Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду окружающих и сиденья.
  • Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в специальных клетках; собак - обязательно в наморднике.
  • К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: «Вы выходите на следующей остановке?» Не оттесняй молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.

В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как «Будьте добры», «Благодарю Вас» придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

  • кто является участником дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир, регулировщик);
  • элементы дороги (дорога, проезжая часть, обочина, тротуар, перекрёсток, линия тротуаров и обочин, ограждение дороги, разделительная полоса, пешеходный переход);
  • транспортные средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, мопед, трактор, гужевая повозка, автобус, трамвай, троллейбус, специальное транспортное средство);
  • средства регулирования дорожного движения;
  • основные сигналы транспортного светофора (красный, красный одновременно с жёлтым, зелёный, зелёный мигающий, жёлтый мигающий);
  • пять мест, где разрешается ходить по дороге;
  • шесть мест, где разрешается переходить проезжую часть;
  • правила движения пешеходов в установленных местах;
  • правила посадки, движение при высадке в общественном транспорте;
  • без взрослых переходить проезжую часть и ходить по дороге нельзя;
  • обходить любой транспорт надо со стороны приближающихся других транспортных средств в местах с хорошей видимостью, чтобы пешеход видел транспорт, и водитель транспорта видел пешехода.

Методические приёмы обучения ребёнка навыкам

безопасного поведения на дороге:

  • своими словами систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
  • использовать дорожную обстановку для пояснения необходимости быть внимательным и бдительным на дороге;
  • объяснять, когда и где можно переходить проезжую часть, а когда и где нельзя.

Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.

Берегите ребёнка!

Оградите его от несчастных случаев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей средней группы "Первые шаги в мир хороших манер"

Обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения , об этикете в детском саду....

Конспект занятия для детей средней группы "Первые шаги в мир хороших манер".

Обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения, об этикете в детском саду....

Опыт работы. Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний...

Опыт работы. Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний...

Проект "Первые шаги в мир хороших манер»

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нра...

Проект «Первые шаги в мир хороших манер» или «Путешествие в страну Этикета»

Предложенный материал поможет взрослым обучить через совместный поиск решений, предоставить ребенку возможность самостоятельно выбрать ту или иную норму поведения. Проект направлен на формирование у д...

Проект по этикету Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

Проект по этикету Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»...