Презентация "Основные центры художественной росписи по дереву в России"
презентация

Каширина Александра Алексеевна

Презентация "Основные центры художественной росписи по дереву в России"

Данный материал может пригодиться педагогам дополнительного образования по ИЗО деятельности в дошкольных учреждениях, а так же педагогам изобразительного искусства в школах.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные центры художественной росписи по дереву в России Выполнила: Педагог доп. образования по ИЗО деятельности Каширина А.А.

Слайд 2

Роспись по дереву является одним из самых древних живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаические времена. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.

Слайд 3

Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты и т.д ..

Слайд 4

Северные центры росписи: Мезенская Пинежская Печорская ( пижемская ) Вологодская Олонецкая (онежская) Северодвинская Пермогорская Верхнеуфтюгская Ракульская Борецкая Нижнетоемская Пичужская Шенкурская Каргопольская

Слайд 5

Мезенская роспись Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье , поэтому мезенская роспись по дереву известна также как « палащельская роспись».

Слайд 6

Пинежская роспись Роспись, близкую к палащельской , можно было наблюдать в некоторых деревнях на Пинеге, притоке Северной Двины . Грубоватый получался рисунок, гораздо меньше было элементов, не такое плотное заполнение плоскости орнаментом, отсутствие летящих линий и многих «закорючек».

Слайд 7

Печорская( пижемская ) роспись На Печоре широко распространены расписные короба с довольно простыми орнаментальными узорами. Узор печорских сундуков напоминает пучки трав, связанных в узлы. Ритм этого орнамента строгий, упругий, вполне подходящий к суровым географическим условиям печорского края.

Слайд 8

Вологодская роспись Вологодскую роспись в отличие от других северных промыслов можно назвать богатой на цветовое решение. Присуще ей и множество элементов в орнаменте, детализация узора, композиционная выверенность . Особую известность приобрела так называемая вологодская хохлома. Это голубая роспись по серебру, придуманная именно в Вологде .

Слайд 9

Олонецкая (онежская) Старой олонецкой росписи по дереву свойственен синий, реже зеленый фон (позже появился красно-коричневый). Основой украшения был цветочный узор в виде вытянутого букета, раскинутого на плоскости. Характерной чертой является декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринужденная кистевая манера

Слайд 10

Северодвинская роспись Промысел под этим названием принято разделять на три равноценные группы – пермогорская , борецкая , ракульская росписи. Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились. Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия.

Слайд 11

Пермогорская роспись Колористика промысла – это белофонное искусство с доминированием красного цвета. Желтый и зеленый цвета сопутствуют активному красному, не заслоняют его, а только подыгрывают. Важный отличительный элемент – тонкий черный контур, традиционно наносимый гусиным пером.

Слайд 12

Верхнеуфтюгская Верхнеуфтюгская роспись по дереву была истинно народным искусством, ее основная тема - крестьянская жизнь на фоне природы. Стилизованные изображения растений встречаются на туесах, прялках, резных наличниках. Часто художники изображали птиц. Среди них - популярные на всем Севере лебеди, а также куры, голуби и даже павлины

Слайд 13

Ракульская роспись В деревнях по реке Ракулке , что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи.

Слайд 14

Борецкая роспись Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы. Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы .

Слайд 15

Нижнетоемская роспись Нижнетоемские прялки расписывались либо по белому фону с обилием красного цвета и золота, либо по золотому фону. Плоскость довольно большой и широкой лопасти этой прялки, обычно " коренушки ", то есть сделанной из одного куска с использованием корня дерева .

Слайд 16

Пичужская роспись В основе пучужской росписи по дереву лежит яркий рисунок, в котором преобладает красный оттенок. Он был выбран как основной, основываясь не только на эстетических показателях. Данный цвет нес в себе и практическое назначение. При ежедневной эксплуатации древесина теряла внешний вид. Чтобы как можно дольше сохранить нарядность изделиям, узор выполнялся в ярких, контрастных тонах

Слайд 17

Шенкурская роспись Для шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон, встречается охристо-желтый, изумрудно-зеленый, темносиний . Цветовая гамма росписи - насыщенная, преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета, белый - для оживки, черный - для орнамента. В основе рисунка - три крупных цветка, нанесенных по центральной оси лопасти один над другим.

Слайд 18

Каргопольская роспись Каргопольская роспись по дереву, весьма оригинальная, не похожая на другие северные росписи, так как сочетает в себе резьбу и роспись одновременно.

Слайд 19

Поморская роспись Для шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон, встречается охристо-желтый, изумрудно-зеленый, темносиний . Цветовая гамма росписи - насыщенная, преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета, белый - для оживки, черный - для орнамента. В основе рисунка - три крупных цветка, нанесенных по центральной оси лопасти один над другим.

Слайд 20

Центр Росии : Костромская Загорская (Сергиев Посад) Мстёрская Тверская

Слайд 21

Костромская роспись Основные мотивы костромской росписи – фантастические алые и лазоревые цветы, виноградные грозди, ягоды смородины, всевозможные листья. Костромские художники очень любили зеленовато-синий, бордовый, коричневый фон, на котором писали крупные распластанные розаны с белыми оживками, ягоды и фрукты. Жанровые сцены были редкостью, но не исключением.

Слайд 22

Загорская роспись (Сергиев Посад) Загорская роспись – это сочетание выжигания и росписи по дереву. Родоначальник этого стиля Владимир Иванович Соколов.

Слайд 23

Мстёрская роспись Характерной особенностью мстёрской живописи является ярко выраженная декоративность, разнообразие колорита, которые составляют единое целое с общим тоном композиции. Живопись на изделиях напоминает панно, она отличается цветовым многообразием, но при этом преобладают голубоватый, красный и охристо-жёлтые тона.

Слайд 24

Тверская роспись В Тверской росписи преобладают незамысловатые растительные орнаменты с использованием белого цвета.

Слайд 25

Поволжская роспись: Городецкая Хохломская Мериновская Семеновская Полховско-Майданская

Слайд 26

Городецкая роспись Мастера городецкой росписи для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным . Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем .

Слайд 27

Хохломская роспись Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

Слайд 28

Мериновская роспись Палитра, которой пользуются мериновские мастерицы, кажется необычайно богатой, несмотря на то, что в росписи участвуют два, три, самое большее, четыре цвета. Впечатление богатства достигается чистотой локального цвета и смелостью контрастов, на которых строится мериновская роспись

Слайд 29

Семеновская роспись История знаменитой семеновский матрешки началась в 19-ом столетии. Несмотря на то, что сегодня русский сувенир считается исконным отечественным брендом, появились матрешки благодаря японскому искусству . Семеновцы усложняли роспись: они использовали эффектное фоновое письмо – нарядная роспись считалась более трудоемкой, нежели знаменитая хохломская.

Слайд 30

Полховско-Майданская роспись Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: река, домики, мельница на берегу и церквушка. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря.

Слайд 31

Урало-сибирская роспись Уральская роспись по дереву – это следующие особенности: один цвет для всей зелени; один цвет для группы цветов; один цвет для ягод; цвета в росписи контрастируют с цветом фона; разживка белая и используется не всегда, а только там, где для росписи берется темный цвет или присутствует цветной фон; для светлого фона разживка может быть темной (или же двояко-окрашенная кисть переворачивается внутрь белым цветом); черный цвет используется для приписок.

Слайд 32

Урало-сибирская роспись

Слайд 33

Алтайская роспись Все росписи выполнялись «с маху» - быстрыми, выработанны­ми движениями кисти приемом " разбел ". Мастера использовали своеобразный живописный прием - они писали широкой, плоской кистью, двойным мазком набирая на одну сторону кисти цветную краску, на другую белила. При на­писании цветов получали объем­ные лепестки, построенные на цветотени . Непременным моти­вом считались многолепестковая цветочная розетка и вазон с цве­тами, или куст, растущий из вазона .

Слайд 34

Искусство росписи по дереву – это исконно русское достояние, которое наш народ не должен забывать.

Слайд 35

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графических навыков у детей на занятиях росписи по дереву.

Декоративное рисование.Составление узоров.Емкое содержание и своеобразное отражение действительности, яркий и выразительный язык народного творчества помогает  воспитателю сделать процесс развити...

Использование технологии модульного обучения в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с художественной росписью Северной Двины

Искажение традиционных мотивов художественной росписи и последовательности её выполнения ведёт к утрате её культурной ценности. Поэтому использование технологии модульного обу...

виды художественной росписи

виды художественной росписи...

Методические рекомендации по обучению старших дошкольников различным видам художественной росписи

Знакомство детей с основами народного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах, не достато...

КОНСПЕКТ НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»

Содержание конспекта составлено в рамках ФГОС.         Содержание НОД направлено на художественно-эстетическое развитие детей, формирование у них потребности в ...

Методическое пособие «Художественные росписи России»

Изучение народного творчества играет исключительную роль в формировании художественного таланта.Н.В. Гоголь.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20373885","attributes":{"alt":"","class":...