Использование технологии модульного обучения в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с художественной росписью Северной Двины
статья (подготовительная группа)

Грицко Юлия Александровна

     Искажение традиционных мотивов художественной росписи и последовательности её выполнения ведёт к утрате её культурной ценности. Поэтому использование технологии модульного обучения в проекте «Художественная роспись Северной Двины для дошколят»,  направленном на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями художественной росписи Северной Двины, становится актуальным и необходимым действием для более точной передачи традиции данного промысла. В данном случае блочно – модульную технологию можно рассматривать как программу обучения, внутри которой возможна дифференциация содержания, методов обучения, уровня самостоятельности, темпа учебно-познавательной деятельности воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ педагогического опыта по теме:

Использование технологии модульного обучения

в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста

с художественной росписью

 Северной Двины

Автор: Грицко Юлия Александровна

Воспитатель МБДОУ № 116

Детский сад «Загадка»

Архангельск 2014 г.

     Художественная роспись по дереву является одним из самых древних живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаические времена, когда наши предки-язычники верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям. Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера. Основа  традиций художественной росписи Северной Двины состоит из приемов пользования инструментами и материалами, из творческих методов работы с изделием, из определенных орнаментальных мотивов композиции, из сочетания частей и целого, из подбора цветовой гаммы, из передачи определенного стиля вещей. Орнамент художественной росписи должен быть условным, стилизованным, тесно связанным с формой и материалом изделия.  

     Искажение традиционных мотивов художественной росписи и последовательности её выполнения ведёт к утрате её культурной ценности. Поэтому использование технологии модульного обучения в проекте «Художественная роспись Северной Двины для дошколят»,  направленном на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями художественной росписи Северной Двины, становится актуальным и необходимым действием для более точной передачи традиции данного промысла. В данном случае блочно – модульную технологию можно рассматривать как программу обучения, внутри которой возможна дифференциация содержания, методов обучения, уровня самостоятельности, темпа учебно-познавательной деятельности воспитанников.

     Технология блочно-модульного обучения – это самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс, в основе которого лежит - учебный модуль, включающий в себя законченный блок информации и целевую программу действий воспитанников. Работа детей заключается в восприятии логической последовательности подачи информации каждого блока и заканчивается, как только дети смогли «вписать» новую информацию в свою картину мира. С этого момента информация превращается в знания. Процесс запускается только в том случае, когда дети действительно заинтересованы в предлагаемой информации. Блочно-модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения по его содержанию, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам обучения,  по способам контроля и самоконтроля. Модуль – функциональный, методический узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему.

     В представленном проекте «Художественная роспись Северной Двины для дошколят» количество блоков – модулей  соответствует 9 изучаемым росписям: Борецкой, Пермогорской, Пучужской, Мезенской, Ракульской, Уфтюжской, Шенкурской, Онежской, Пижемской. Занятия в каждом блок — модуле выполняются в следующей последовательности: обзорное теоретическое занятие с использованием компьютерных презентаций, которое включает в себя историческую справку,  образцы традиционных изделий, основные мотивы, виды орнамента росписи, последовательность выполнения росписи,  особенности построения композиции, цветовая гамма; практические занятия, которые включают в себя первоначальную работу с понятиями, терминами, работу с необходимыми инструментами и материалами (краски, кисти), алгоритмическое освоение умений и навыков (работа с таблицами, схемами, образцами изделий, опорными карточками - заданиями), текущий контроль во время и после занятий, итоговый контроль (выставка коллективных работ, создание папки «Северная роспись»).

     Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с произведениями данного вида искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих работ. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, упражнения для прорисовки элементов росписей, дидактические игры. В работе используются различные методы: обследования, наглядности, словесный, практический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе), сотворчество, мотивационный, «жест руки» (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу). А также используются приемы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, схем и других наглядных пособий; использование художественного слова, указания, пояснения, убеждение, поощрение; самостоятельное выполнение детьми дидактических заданий, макетов декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.

     Дети с помощью модульной программы самостоятельно изучают представленный материал, тогда как воспитатель им в этом помогает, направляет их. Воспитатель освобождён от жёсткого контроля за аудиторией, получает возможность осуществлять индивидуальный, личностный подход к каждому из детей. Благодаря тому, что дети видят весь материал, которым должны овладеть, зная итоги контроля, они могут осуществлять независимый самоконтроль. Так создаётся благоприятный психологический климат для детей, где они чувствуют себя свободными, независимыми и уверенными в своих силах. Изучив определённый алгоритм действий по одному модулю, детям становится легче освоить последующие модули программы. Дети работают максимум времени самостоятельно, учатся целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю.

     Существуют и определённые трудности в использовании модульной технологии. Некоторые дети, не приученные к самостоятельности, неусидчивые, не умеющие объективно себя оценивать, не имеющие элементарных графических навыков, могут испытывать определённый психологический дискомфорт и трудности в выполнении заданий. Задача воспитателя как раз и заключается в том, чтобы помочь таким детям путём индивидуального консультирования и помощи. Также эта система требует от воспитателя большой предварительной работы, а от детей напряжённого труда.

     Но всё – таки, применяя эту технологию на занятиях можно убедиться и как в её эффективности, в плане повышения качества обучения, так и в плане изменений личностных характеристик детей: им становится гораздо интереснее осваивать новый материал, они становятся более организованными, ответственными, уверенными, активными, особенно в продуктивных видах деятельности. Изученный алгоритм действий обязательно поможет  детям в решении дальнейших творческих задач.

Список литературы

Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.

Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001

Величко Н.К. Роспись (техника, приемы, изделия). М.; 1999.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М., 1991.

Изметьева Л.А. Мезенская роспись. Архангельск; 1992.

Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.

Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина, 1995.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.

Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.

Кольцова Т.М., Кондратьева В.Г., Мильчик М.Н. Крестьянская живопись Поважья. М.; 2003.

Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. М.; 1987.

Палугина В.И. Роспись древней Уфтюги. Журнал «Народное творчество», № 1-2, 1993.

Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология: анализ условий и результаты освоения.- М., 1995.

Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии.- М.: Феникс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой.

Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой....

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественными произведениями коренных народностей Красноярского края

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОО   в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на тему: "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве"

Целью данной организованной образовательной деятельности является закрепление знаний детей о русских народных сказках....

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к детскому фольклору: русской народной сказке «Хаврошечка» (в обработке Л.Н.Толстого) с обсуждением идеи произведения: «за добро платят...

Квест-игра как образовательная технология, применяемая в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом

Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. С помощью квеста можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников, воспитать культурного человека, любящег...

Перспективное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на 2019-2020 учебный год.

Перспективное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на 2019-2020 учебный год....

Перспективный план работы с родителями Тема: «Информационно-коммуникационных технологий как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром природы»

Перспективный план работы с родителями Тема: «Информационно-коммуникационных технологий как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром природы»...