Главные вкладки

    План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему:
    Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на тему: "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве"

    Ерисова Ирина Вячеславовна

    Целью данной организованной образовательной деятельности является закрепление знаний детей о русских народных сказках.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №193»

       

    Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой на тему «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»

     (старший дошкольный возраст)

    Подготовила: воспитатель гр. «Морозко»

    Ерисова Ирина Вячеславовна

    Ярославль, январь 2018г.

    «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»

    Цель ООД: Закрепить знания детей о русских народных сказках.

    Задачи:

    Образовательные:

    • продолжать учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;
    • обогащать и активизировать словарный запас;
    • закреплять названия русских народных сказок.

    Развивающие:

    • развивать речевую и познавательную активность детей посредством художественной литературы;
    • развивать умение обобщать, делать выводы и умозаключения;
    • развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

    Воспитательные:

    • продолжать воспитывать интерес к русским народным сказкам;
    • формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

    Продолжительность: 25 минут.

    Участники: Воспитатель, дети старшей группы.

    Возраст обучающихся: 5-6 лет.

    Форма оод: Путешествие.

    Оборудование и материалы:

    Цветок, елка, конверт с письмом, четыре разрезные картинки с изображением русских народных сказок, теремок, клубочек, мешочек, картинки с изображением сказочных предметов, лист ватмана с изображением яблони, магнитофон и аудиозапись.

    Предварительная работа:

    • Чтение русских народных сказок);
    • Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
    • Рисование по мотивам русских народных сказок;
    • Обыгрывание сказок с помощью настольного театра;
    • Разгадывание загадок;

    Методы и приемы работы с детьми:

    Наглядный (картинки с изображением русских народных сказок, теремок, клубочек, картинки с изображением сказочных предметов, лист ватмана с изображением яблони.

    Словесный (беседа, объяснение, рассказ, художественное слово)

    Практический (работа с разрезными картинками)

    Игровой (игра с мячом, игра «Из какой сказки предмет?»).

    Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательно, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная.

    Планируемые результаты: 

    • Дети выражают свои эмоции при чтении художественной литературы, проявляют эмоциональную отзывчивость к героям сказок.
    • Дети сопровождают творческие и познавательные игры эмоциональной речью, активно отгадывают загадки, рассуждают.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Встаньте, дети, встаньте в круг. Ты мой друг, и я твой друг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Здравствуйте, дети. Ребята, сегодня рано утром в детский сад приходил почтальон и принес для нашей группы письмо. (показывает конверт и читает на нем: «Для группы «Морозко»). Только вот письмо это не простое, а аудиописьмо. Давайте откроем этот красивый конверт и узнаем от кого оно.

    Дети: Да, откроем.

    Воспитатель открывает конверт, звучит аудиозапись:

    (звучит грамзапись, шум ветра в лесу, голоса птиц и голос…)

    «Кланяюсь вам низко, люди добрые! Была у меня книга, заветная, волшебная. Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилась беда страшная. Налетели гуси - лебеди, унесли нашу книгу далеко-далеко, там, где туманы собираются, да дождинки рождаются, в тридевятое царство – тридесятое государство. Заколдовали ее Баба-Яга с Кощеем. Задания да испытания разные придумали. Помогите книгу вызволить. Без вашей помощи не обойтись!  С низким поклоном, Василиса Прекрасная».

    Воспитатель: Как вы думаете, ребята, сможем помочь Василисе Прекрасной, не побоимся трудностей?

    Дети: высказывают свое мнение, соглашаются помочь.

    Воспитатель: Ой, а как же нам с вами попасть в тридевятое царство-тридесятое государство? Ведь это совсем не просто: туда нельзя приехать ни на машине, нельзя приплыть на корабле, невозможно прилететь на самолете или на вертолете, даже в ракете и то нельзя. Что же нам делать? Как мы сможем попасть в эту страну сказок?

    Дети: (высказывают свои предположения) Сказать волшебные слова; с помощью волшебного предмета..

    Воспитатель: Ребята, я совсем забыла. У нас же есть волшебный цветок, который нам подарила красавица из сказки… как же она называется?

    Дети: «Аленький цветочек».

    Воспитатель: Вот с помощью него мы туда и отправимся. Вы согласны?

    Дети: Согласны.

    Воспитатель: Я вам предлагаю подойти к цветку и произнести волшебные слова:

    Цветок-цветок, в сказку веди,

    Не дай, цветок, ослабнуть в пути,

    Для нас ты смелость и свет подари

    И сказку новую нам оживи.

    Звучит «волшебная» музыка.

    Воспитатель: Ну вот мы и попали в волшебную страну сказок, в тридевятое царство, тридесятое государство. Смотрите, тропинка. А на тропинке клубочек. Как вы думаете, зачем он здесь?

    Дети: Чтобы показать дорогу.

    Воспитатель: Правильно, молодцы, догадались! Клубочек, покажи нам путь-дорожку. (Воспитатель катит клубочек в нужном направлении).

    Воспитатель: Покатился наш клубочек…..(клубочек катится , а мы за ним)
     Мы шагаем друг за другом
    Лесом и волшебным лугом
    Мы шагаем - не скучаем
    Через кочки, корявые пенечки.

    Все преграды мы прошли.
    Елку с детками нашли.
    - Какая красивая елочка, а под ней какой-то сундучок стоит.

    Открывают сундучок, в нем записка и несколько конвертов. Читают записку:
    «Был Кощей вчера в гостях
    Что наделал, просто - Ах!
    Все картинки перепутал
    Сказки все мои он спутал
    Пазлы вы должны собрать
    Сказку русскую назвать!»
    (Каждому ребенку дается конверт, в котором разрезанная картинка с изображением сказки. Ребенок собирает картинку и отгадывает сказку. )


    Воспитатель: Молодцы! Сложить сумели!
    Проделки Кощея преодолели!( клубок катаем)

    Воспитатель: Отправляемся дальше в путь. Клубочек, покажи нам путь-дорогу.
                 Подходят к маленькой елочке, под которой лежит мяч.

    Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, маленькая елочка, а под нею мячик. Хочет мячик поиграть, у вас о сказках разузнать. (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают)

    - Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?

     - Кто съел козлят?

     - Кто пришел в гости к медведям?

    - В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

     - Что выросла «Большая – пребольшая»?

    - Что случилось с ледяной избушкой?

    - В какой сказке кот спасал петушка?

     - Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?

     Воспитатель: Молодцы ребята, сказки хорошо знаете.

    Отправляемся дальше 
    Мы шагаем друг за другом
    Лесом и волшебным лугом
    Мы шагаем не скучаем
    Снова в сказку попадаем.

    Воспитатель: Ой, ребята, смотрите какой интересный  мешочек. А мы знаем, что в сказке все необычное. Как вы думаете, что в нем?

    Дети: рассуждают, высказывают свои предположения.

    Воспитатель: Ну что же, давайте проверим ваши догадки, откроем мешочек и узнаем , что в нем.  

    Воспитатель открывает потихоньку мешочек, звучит аудиозапись (сначала музыка, потом голос Бабы-Яги:

    Напроказничал Кощей,

    Этот сказочник-злодей.

    На картинке есть предмет,

    Знаешь сказку? Али нет?

    Назови ее скорей,

    Станет он тогда добрей!

         Дети по очереди достают картинки и называют сказки:

    - ведра – Емеле;

    - стрела – Ивану-Царевичу;

    - короб с пирожками – девочке Маше;

    - ступа и метла – Бабе Яге;

    - иголка – Кощею Бессмертному.

    Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Путешествуем дальше.
    Мы шагаем друг за другом
    Лесом и волшебным лугом
    Куда наш клубок закатился?  что это?

                             Под деревом дети находят теремок.
    Воспитатель: Что за сказка такая, ребята, кто помнит?

    Дети: Теремок.
    Воспитатель: Кто жил в теремке?

    Дети: Мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь.
    Воспитатель: Давайте, как мышка испугаемся,
    - как лягушка похохочем, 
    - как зайчик потрясемся под кустиком,
    - как лисичка смотрит по сторонам, озирается, чтоб ее плутовку никто не увидел,
    - как медведь нахмуримся.
    Чему учит сказка?

    Дети: Жить дружно, помогать друг-другу.


    Воспитатель: Молодцы. Можно идти дальше. (Идём, куда ведёт нас клубочек.)

    - Смотрите, ребята, яблонька. А яблочки на ней спелые. Из какой сказки эта яблонька, как вы думаете?

    Дети: Гуси-Лебеди.

    Воспитатель: Верно отгадали. (Срываю яблочко.) Ребята, а на яблочках-то загадки для нас.

    Сказки просят:

    - А сейчас,

    Вы, друзья,

    Узнайте нас.

    - Попробуем их отгадать?

    Дети: Да.

    1. Что за сказка: кошка, внучка,

    Да ещё собака Жучка

    Деду с бабой помогали

    Корнеплоды собирали?

    («Репка».)

    2.   Этой сказочки названье

    Поспешите отгадать.

    Не садись на пенёк

    Не ешь пирожок!

    Неси бабушке, неси дедушке! 

    («Маша и медведь».)

    3. Как настали холода,

    Дом слепила изо льда.

    Грело солнце день за днём

    И растаял этот дом

    Выгнала она косого

    Из домика лубяного. 

    («Заюшкина избушка».)

    4. В сказке живёт

    Он не ёжик и не кот,

    Из муки он был печён,

    На сметане был мешён

    На дорожке он катился

    Был он весел, был он смел

    И в пути он песню пел

    Съесть его хотел зайчишка,

    Серый волк и бурый мишка,

    А когда малыш в лесу

    Встретил рыжую лису

    От неё уйти не смог

    Что за сказка?

    («Колобок»)

    5. Удивляется народ:

    Едет печка, дым идет!

    А Емеля на печи

    Ест большие калачи!

    Чай сам наливается

    По его хотению,

    А сказка называется….

    («По щучьему велению»)

    6. Прямо в болото упала стрела!

    В этом болоте царевна жила…

    Как звали царевну, скажи мне на ушко!

    Я знаю, ты помнишь: «Царевна - …»

    (Лягушка)

    7. Возле леса, на опушке

    Трое их живет в избушке.

    Там три стула и три кружки,

    Три кроватки, три подушки.

    Угадайте без подсказки,

    Кто герои этой сказки?

    (Три медведя)

    После разгадывания последней загадки звучит аудиозапись, голос Василисы Прекрасной:

    «Вижу, сказки вам читали

    И героев все узнали. Какие вы молодцы! С такими трудными заданиями справились, помогли книгу расколдовать. За это я вам ее подарю, по почте в детский сад пришлю. Вместе дружно вы живите, книги очень берегите, сказки разные любите! От души благодарю! До свидания!»

    Воспитатель: А сейчас, ребята, нам пора возвращаться из сказки. Подойдем к нашему волшебному цветку.

    Цветок-цветок, Сказка прошла,

    Нам много чудного преподнесла,

    Скорее домой нас отнеси

    И, что узнали мы, в нас сохрани.

    Воспитатель: Ну вот мы и вернулись из сказочного путешествия. Расскажите, ребята, что сохранил в нас волшебный цветок. В какие игры мы играли, путешествуя по сказкам, какие выполняли задания? Что было интересно и запомнилось больше всего?

    Дети: делятся впечатлениями.

    Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы очень смелые, ничего не боитесь.

    Рефлексия: детям раздаются грустный и веселый смайлик . Если путешествие понравилось, поднимают веселый смайлик, если нет, грустный.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы на тему «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве….»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности может быть использован в работе  учителя-логопеда  для показа на открытом занятии в подготовительной логопедической группе....

    Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

    Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...

    Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неживой природой на тему:«Волшебница вода».

    Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментироавания....

    Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой.

    Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой....

    Конспект НОД на тему «В тридевятое царство, в тридесятое государство»

    Конспект открытого просмотра НОД в старшей группе с использованием ИКТ на  тему «В тридевятое царство, в тридесятое государство»...

    Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественными произведениями коренных народностей Красноярского края

    Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОО   в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

    Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

    формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...