Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на тему: "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Ерисова Ирина Вячеславовна

Целью данной организованной образовательной деятельности является закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №193»

   

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой на тему «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»

 (старший дошкольный возраст)

Подготовила: воспитатель гр. «Морозко»

Ерисова Ирина Вячеславовна

Ярославль, январь 2018г.

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»

Цель ООД: Закрепить знания детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • закреплять названия русских народных сказок.

Развивающие:

  • развивать речевую и познавательную активность детей посредством художественной литературы;
  • развивать умение обобщать, делать выводы и умозаключения;
  • развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

  • продолжать воспитывать интерес к русским народным сказкам;
  • формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Продолжительность: 25 минут.

Участники: Воспитатель, дети старшей группы.

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Форма оод: Путешествие.

Оборудование и материалы:

Цветок, елка, конверт с письмом, четыре разрезные картинки с изображением русских народных сказок, теремок, клубочек, мешочек, картинки с изображением сказочных предметов, лист ватмана с изображением яблони, магнитофон и аудиозапись.

Предварительная работа:

  • Чтение русских народных сказок);
  • Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
  • Рисование по мотивам русских народных сказок;
  • Обыгрывание сказок с помощью настольного театра;
  • Разгадывание загадок;

Методы и приемы работы с детьми:

Наглядный (картинки с изображением русских народных сказок, теремок, клубочек, картинки с изображением сказочных предметов, лист ватмана с изображением яблони.

Словесный (беседа, объяснение, рассказ, художественное слово)

Практический (работа с разрезными картинками)

Игровой (игра с мячом, игра «Из какой сказки предмет?»).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательно, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная.

Планируемые результаты: 

  • Дети выражают свои эмоции при чтении художественной литературы, проявляют эмоциональную отзывчивость к героям сказок.
  • Дети сопровождают творческие и познавательные игры эмоциональной речью, активно отгадывают загадки, рассуждают.

Ход занятия:

Воспитатель: Встаньте, дети, встаньте в круг. Ты мой друг, и я твой друг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Здравствуйте, дети. Ребята, сегодня рано утром в детский сад приходил почтальон и принес для нашей группы письмо. (показывает конверт и читает на нем: «Для группы «Морозко»). Только вот письмо это не простое, а аудиописьмо. Давайте откроем этот красивый конверт и узнаем от кого оно.

Дети: Да, откроем.

Воспитатель открывает конверт, звучит аудиозапись:

(звучит грамзапись, шум ветра в лесу, голоса птиц и голос…)

«Кланяюсь вам низко, люди добрые! Была у меня книга, заветная, волшебная. Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилась беда страшная. Налетели гуси - лебеди, унесли нашу книгу далеко-далеко, там, где туманы собираются, да дождинки рождаются, в тридевятое царство – тридесятое государство. Заколдовали ее Баба-Яга с Кощеем. Задания да испытания разные придумали. Помогите книгу вызволить. Без вашей помощи не обойтись!  С низким поклоном, Василиса Прекрасная».

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, сможем помочь Василисе Прекрасной, не побоимся трудностей?

Дети: высказывают свое мнение, соглашаются помочь.

Воспитатель: Ой, а как же нам с вами попасть в тридевятое царство-тридесятое государство? Ведь это совсем не просто: туда нельзя приехать ни на машине, нельзя приплыть на корабле, невозможно прилететь на самолете или на вертолете, даже в ракете и то нельзя. Что же нам делать? Как мы сможем попасть в эту страну сказок?

Дети: (высказывают свои предположения) Сказать волшебные слова; с помощью волшебного предмета..

Воспитатель: Ребята, я совсем забыла. У нас же есть волшебный цветок, который нам подарила красавица из сказки… как же она называется?

Дети: «Аленький цветочек».

Воспитатель: Вот с помощью него мы туда и отправимся. Вы согласны?

Дети: Согласны.

Воспитатель: Я вам предлагаю подойти к цветку и произнести волшебные слова:

Цветок-цветок, в сказку веди,

Не дай, цветок, ослабнуть в пути,

Для нас ты смелость и свет подари

И сказку новую нам оживи.

Звучит «волшебная» музыка.

Воспитатель: Ну вот мы и попали в волшебную страну сказок, в тридевятое царство, тридесятое государство. Смотрите, тропинка. А на тропинке клубочек. Как вы думаете, зачем он здесь?

Дети: Чтобы показать дорогу.

Воспитатель: Правильно, молодцы, догадались! Клубочек, покажи нам путь-дорожку. (Воспитатель катит клубочек в нужном направлении).

Воспитатель: Покатился наш клубочек…..(клубочек катится , а мы за ним)
 Мы шагаем друг за другом
Лесом и волшебным лугом
Мы шагаем - не скучаем
Через кочки, корявые пенечки.

Все преграды мы прошли.
Елку с детками нашли.
- Какая красивая елочка, а под ней какой-то сундучок стоит.

Открывают сундучок, в нем записка и несколько конвертов. Читают записку:
«Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!»
(Каждому ребенку дается конверт, в котором разрезанная картинка с изображением сказки. Ребенок собирает картинку и отгадывает сказку. )


Воспитатель: Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!( клубок катаем)

Воспитатель: Отправляемся дальше в путь. Клубочек, покажи нам путь-дорогу.
             Подходят к маленькой елочке, под которой лежит мяч.

Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, маленькая елочка, а под нею мячик. Хочет мячик поиграть, у вас о сказках разузнать. (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают)

- Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?

 - Кто съел козлят?

 - Кто пришел в гости к медведям?

- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

 - Что выросла «Большая – пребольшая»?

- Что случилось с ледяной избушкой?

- В какой сказке кот спасал петушка?

 - Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?

 Воспитатель: Молодцы ребята, сказки хорошо знаете.

Отправляемся дальше 
Мы шагаем друг за другом
Лесом и волшебным лугом
Мы шагаем не скучаем
Снова в сказку попадаем.

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите какой интересный  мешочек. А мы знаем, что в сказке все необычное. Как вы думаете, что в нем?

Дети: рассуждают, высказывают свои предположения.

Воспитатель: Ну что же, давайте проверим ваши догадки, откроем мешочек и узнаем , что в нем.  

Воспитатель открывает потихоньку мешочек, звучит аудиозапись (сначала музыка, потом голос Бабы-Яги:

Напроказничал Кощей,

Этот сказочник-злодей.

На картинке есть предмет,

Знаешь сказку? Али нет?

Назови ее скорей,

Станет он тогда добрей!

     Дети по очереди достают картинки и называют сказки:

- ведра – Емеле;

- стрела – Ивану-Царевичу;

- короб с пирожками – девочке Маше;

- ступа и метла – Бабе Яге;

- иголка – Кощею Бессмертному.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Путешествуем дальше.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и волшебным лугом
Куда наш клубок закатился?  что это?

                         Под деревом дети находят теремок.
Воспитатель: Что за сказка такая, ребята, кто помнит?

Дети: Теремок.
Воспитатель: Кто жил в теремке?

Дети: Мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь.
Воспитатель: Давайте, как мышка испугаемся,
- как лягушка похохочем, 
- как зайчик потрясемся под кустиком,
- как лисичка смотрит по сторонам, озирается, чтоб ее плутовку никто не увидел,
- как медведь нахмуримся.
Чему учит сказка?

Дети: Жить дружно, помогать друг-другу.


Воспитатель: Молодцы. Можно идти дальше. (Идём, куда ведёт нас клубочек.)

- Смотрите, ребята, яблонька. А яблочки на ней спелые. Из какой сказки эта яблонька, как вы думаете?

Дети: Гуси-Лебеди.

Воспитатель: Верно отгадали. (Срываю яблочко.) Ребята, а на яблочках-то загадки для нас.

Сказки просят:

- А сейчас,

Вы, друзья,

Узнайте нас.

- Попробуем их отгадать?

Дети: Да.

1. Что за сказка: кошка, внучка,

Да ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали

Корнеплоды собирали?

(«Репка».)

2.   Этой сказочки названье

Поспешите отгадать.

Не садись на пенёк

Не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке! 

(«Маша и медведь».)

3. Как настали холода,

Дом слепила изо льда.

Грело солнце день за днём

И растаял этот дом

Выгнала она косого

Из домика лубяного. 

(«Заюшкина избушка».)

4. В сказке живёт

Он не ёжик и не кот,

Из муки он был печён,

На сметане был мешён

На дорожке он катился

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка,

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису

От неё уйти не смог

Что за сказка?

(«Колобок»)

5. Удивляется народ:

Едет печка, дым идет!

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется….

(«По щучьему велению»)

6. Прямо в болото упала стрела!

В этом болоте царевна жила…

Как звали царевну, скажи мне на ушко!

Я знаю, ты помнишь: «Царевна - …»

(Лягушка)

7. Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

После разгадывания последней загадки звучит аудиозапись, голос Василисы Прекрасной:

«Вижу, сказки вам читали

И героев все узнали. Какие вы молодцы! С такими трудными заданиями справились, помогли книгу расколдовать. За это я вам ее подарю, по почте в детский сад пришлю. Вместе дружно вы живите, книги очень берегите, сказки разные любите! От души благодарю! До свидания!»

Воспитатель: А сейчас, ребята, нам пора возвращаться из сказки. Подойдем к нашему волшебному цветку.

Цветок-цветок, Сказка прошла,

Нам много чудного преподнесла,

Скорее домой нас отнеси

И, что узнали мы, в нас сохрани.

Воспитатель: Ну вот мы и вернулись из сказочного путешествия. Расскажите, ребята, что сохранил в нас волшебный цветок. В какие игры мы играли, путешествуя по сказкам, какие выполняли задания? Что было интересно и запомнилось больше всего?

Дети: делятся впечатлениями.

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы очень смелые, ничего не боитесь.

Рефлексия: детям раздаются грустный и веселый смайлик . Если путешествие понравилось, поднимают веселый смайлик, если нет, грустный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неживой природой на тему:«Волшебница вода».

Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментироавания....

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к детскому фольклору: русской народной сказке «Хаврошечка» (в обработке Л.Н.Толстого) с обсуждением идеи произведения: «за добро платят...

Перспективное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на 2019-2020 учебный год.

Перспективное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на 2019-2020 учебный год....

НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой.

В конспекте представлен материал по закреплению знаний детей старшего дошкольного возраста произведений К.И.Чуковского с ипользованием ИКТ...

Рекомендации родителям по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по программе «Социокультурные истоки»

Рекомендации родителям по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по программе «Социокультурные истоки»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского "Друг детства"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского  "Друг...