Дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ
рабочая программа

Младшева Оксана Витальевна

Адаптированная программа для детей от 5 до 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_detey_s_ovz.docx41.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ   ПРОГРАММА

 (адаптированная)

Возраст обучающихся от 5до 7 лет

Срок реализации - 1 год

Составила:

Младшева Оксана Витальевна,

музыкальный руководитель

Покачи

2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Давно известно, что музыка оказывает на человека прекрасное терапевтическое воздействие. Пение положительно влияет на самочувствие человека. Ученые считают, что самые древние формы песни возникли во время проведения обрядов и в процессе труда первобытных людей. Пение помогало в работе или знаменовало важные события. Еще в античные времена   знали о целебных свойствах песни. Например, Демокрит, Аристотель и Пифагор назначали пение для лечения различных болезней. В Древней Руси вокруг больного водили хороводы. Уже тогда люди интуитивно чувствовали, что пение имеет оздоровительную силу. Психологи считают, что пение — прекрасная психологическая разрядка. Различные жизненные проблемы, стрессы на работе, как известно, способствуют накоплению негативных эмоций. Психика человека всегда ищет возможность выплеснуть накопившиеся эмоции. А пение дает этим эмоциям выход.

Обучение вокальному искусству является одним из направлений коррекционной работы для детей с ОВЗ. Особенностью обучения вокалу является, прежде всего, коррекция недостатков развития. В ходе занятий вокалом можно   заниматься одновременно как с инвалидами, так и со здоровыми людьми, что помогает инвалидам интегрироваться в общество. Пение среди инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья  очень популярно, каждый год проводятся различные вокальные  фестивали для детей с ОВЗ.

Социальная реабилитация в настоящее время признается  неотъемлемым правом инвалида и неотъемлемой законодательно закреплённой обязанностью общества перед инвалидом. Существуют некоторые особенности реабилитации детей-инвалидов и  детей с ограниченными возможностями здоровья.Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его. Реабилитация может включать меры по обеспечению и  восстановлению функций или компенсации. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами образования является основополагающим условием успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Почти каждый ребенок-инвалид нуждается не только в медицинской, но и других видах реабилитации.

Актуальность данной Программы заключается в том, что, к сожалению, ежегодно увеличивается количество детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому так важна реабилитация любых видов в условиях организованной общественной поддержки и способности активного участия таких детей в общественной жизни и деятельности.  

Цель программы: создание условий для развития личности.                          

Развитие эстетических и этических качеств, способностей дошкольников с ОВЗ, которые обеспечат им наилучшую  самореализацию в условиях современного общества.

Данная программа призвана решать следующие задачи:

Образовательные-

- расширение музыкального и литературного  кругозора.

-получение дополнительного музыкального образования с возможностями для выступления на профессиональной сцене.  

Развивающие -

-  развитие психических процессов (восприятие, память, внимание);

- развитие музыкально-певческих навыков.                                                        

-развитие сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух)

Воспитательные-                                                                                                        

- коррекция эмоционального состояния.

- воспитание чувства сопричастности к прекрасному.                                      

Направленность программы:Индивидуальное певческое развитие помогает овладеть певческим голосом более углубленно, способствует повышению интереса к вокальному искусству. Дети  принимаются   на общих основаниях, по собственному выбору творческой деятельности. Занятия проводятся в форме практических, открытых, мастер-классов, конкурсов.  

Форма обучения: групповая, индивидуальная

Условия получения образования и адаптации программ

дополнительного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)

РАС - спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг нарушений поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

Представленное определение дает понимание о наиболее выраженных дефицитах, которые оказывают негативное влияние на учебный процесс. Нарушение коммуникативной сферы, поведенческие проблемы затрудняют построение учебной коммуникации, что безусловно сказывается на восприятии и усвоении содержательного компонента обучения. Однако, при условии подбора методов, адаптации содержания, создания адекватной среды, в том числе коммуникативной, потенциал детей с РАС позволит им осваивать учебный материал.

Дополнительное образование не предполагает проведения аттестационных мероприятий, что значительно расширяет рамки адаптационного компонента программы детей с РАС на содержательном, темповом, методическом уровнях. Например, существует возможность использовать информационные технологии, нестандартные способы и методы подачи содержания. Отсутствие жестких временных рамок позволяет изучать материал в темпе и объеме, который доступен ребенку. Каждый ребенок с РАС уникален в своих проявлениях, что требует формирования индивидуальной адаптированной содержательной траектории и особого подхода в рамках реализации программы. Форма организации дополнительного образования дает возможность сохранить для ученика привычный средовой уровень, позволяет находиться в комфортных условиях, не создающих дополнительных зашумляющих факторов. Коммуникация происходит дозировано, без форсирования и с сохранением дистанции. Использование материаловв цифровом варианте позволяет минимизировать технические трудности при организации учебного процесса.

Условия организации занятий для детей с РАС по программам дополнительного  образования:

  • Постепенное, дозированное введение ученика в рамки группового взаимодействия. Первоначальная коммуникация выстраивается на уровне "учитель - ученик". На первоначальном этапе или при возникновении аффективных реакций, нежелательных форм поведения, необходимо постепенно выстраивать коммуникацию, приучая ребенка к правилам взаимодействия в группе.
  • Возможность чередования сложных и легких заданий.
  • Объемное задание важно разбить на более мелкие части, так ребенок усвоит материал лучше, можно задать последовательную индивидуальную подачу материала, не нарушая стереотипа поведения в рамках занятия и не создавая трудностей в работе с учебными материалами (при работе в тетради и учебнике у детей рассеивается внимание, теряется концентрация, что обусловлено тем, что ребенку приходится распределять внимание между объектами, а эта задача является довольно сложной).
  • Формирование учебного и временного стереотипа: у ученика должно быть четко обозначенное время занятия, план занятия, позволяет ребенку отслеживать выполненные задания. Также в дистанционной форме можно предупредить ребенка заранее о предстоящем уроке.
  • Дозированное введение новизны.
  • При невозможности формирования графических навыков и невозможности вербального взаимодействия использовать альтернативные средства коммуникации для обеспечения обратной связи.

Условия получения образования и адаптации программ дополнительного образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в  развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительныеречевые нарушения, влияющие на становление психики.

Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5 - 3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение у детей дошкольного возраста определяется как общее недоразвитие речи.

У детей школьного возраста нарушения всех компонентов речи (звукопроизношения, лексики и грамматики) называются тяжелыми нарушениями речи. К тому же у этих детей могут быть особенности слухового восприятия, слухоречевой памяти и словесно-логического  мышления. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства разной степени выраженности. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.

Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи необходимо следующее:

  • возможность адаптации образовательной программы с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
  • гибкое варьирование двух компонентов - академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных образовательных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
  • индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с нарушениями речи;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию "обходных путей" коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
  • возможность обучаться дистанционно в случае тяжелых форм речевой патологии, а также при сочетанных нарушениях психофизического развития;
  • максимальное расширение образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучение умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
  • организация партнерских отношений с родителями.

Материально-техническое и информационное оснащение образовательной деятельности обучающихся с ТНР и РАС должно обеспечивать возможность:

  • создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
  • получения информации различными способами из разных источников (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);
  • проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;
  • наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
  • создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;
  • обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;
  • проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;
  • исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
  • физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
  • планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных

этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов) и структурных элементов занятий. Распорядок жизни группы должен быть четким с правилами, расписанием. Важно использовать индивидуальное расписание, в котором бы по порядку располагалось каждое задание; это поможет ребенку предугадывать события и предотвратит излишнее беспокойство. Помимо этого расписание и смена помещений помогают особенно детям с РАС освоить переключение с одного вида деятельности на другой;размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательной организации.

Планируемыерезультаты.                                                                                        

По окончании учебного года воспитанники должны знать:                                                

- иметь представление о вокальной культуре солиста,                                        

-применять практические навыки вокального исполнения,                              

-разбираться в песенных жанрах                                                                              

-выполнять правила техники безопасности при выходе на сцену.                          

-владеть навыками вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, чувствовать музыкальные фразы, слышать паузы, соблюдать темп, и т.д.)                                                                                      

-передавать характер вокального произведения

-уметь пользоваться микрофоном при исполнении вокального номера.

Содержание программы

                        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Кол-во часов

Тема

Пение как вид искусства

   1

2

История певческой культуры.

   2

2

Процесс звукообразования.

   3

2

Сведения о строении голосового аппарата.

Музыкально – теоретическая подготовка

   4

2

Основы музыкальной грамоты.

   5

2

Развитие музыкальной памяти.

   6

2

Развитие чувства ритма.

   7

2

Развитие музыкального слуха.

Вокально – хоровая работа

   8

3

Прослушивание голосов.

   9

4

Певческая установка. Виды дыхания.

10

5

Распевание.

11

5

Дикция.

12

7

Работа с солистами.

Средства музыкальной выразительности

13

2

Кульминация.

14

2

Динамика.

15

2

Темп.

16

2

Лад.

17

2

Форма построения песни.

Музыкальные термины и понятия

18

2

Термины вокального искусства.

19

2

Понятия о звуках.

Концертно – исполнительская деятельность

20

2

Открытые занятия.

21

2

Праздники, концертные выступления.

22

2

Итоговое занятие.

Примечание: раздел учебной программы «Песенные жанры на основе репертуара» будет пройден согласно репертуарному плану.

Календарный учебный график

Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы с 5 до 7 лет. Учебный процесс предусматривает индивидуальную форму занятий - 2 раза в неделю по одному часу. Занятия проводятся с октября по май (58 часа), что позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Длительность занятий: в старшей группе не более 25 минут, в подготовительной группе не более  30 минут.

Учебно-методические:

  1. Каплунова И.М., НовоскольцеваИ.А.Праздник каждый день. Подготовительная группа. Конспекты музыкальных занятий; Издательство «Композитор», С.-П., 2015.
  2. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А Праздник каждый день. Старшая группа. Конспекты музыкальных занятий + Аудиоприложение к конспектам музыкальных занятий CD (1,2,3) старшая группа Издательство «Композитор», С.-П., 2015.
  3. Каплунова И.М., НовоскольцеваИ.А.Праздник каждый день. Средняя группа. Конспекты музыкальных занятий Аудиоприложение к конспектам музыкальных занятий CD (1,2) средняя группа Издательство «Композитор», С.-П., 2015.
  4. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Младшая  группа. Конспекты музыкальных занятий + Аудиоприложение к конспектам музыкальных занятий CD (1,2) младшая группа Издательство «Композитор», С.-П., 2015.
  5. «Баюшки-баю». Методическое пособие. – М.: «Владос», 2015.
  6. «Хрестоматия музыкального репертуара» (сост. В. А. Петрова). – М.: Центр «Гармония», 2013.
  7. «Хрестоматия музыкального репертуара». Пятый, шестой и седьмой  годы жизни. – М.: Центр «Гармония», 2011.
  8. Алексеева Л. Н. , Тютюнникова Т. Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 2011.
  9. В. А. Петрова «Музыка – малышам». – М.: Мозаика-Синтез, 2001.-144 с.
  10. В. А. Петрова «Мы танцуем и поем». – М.: «Карапуз», 2015.
  11. Воронова А.Е. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие» - М.: ТЦ Сфера, 2016
  12. Галянт И.Г. Музыкальное развитие детей 2-8 лет: метод.пособие для специалистов ДОО / Галянт И.Г.. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 120 с.: ил. – (Радуга)
  13. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду».  Для занятий с детьми 2 - 7 лет.  
  14. Зацепина М.Б., Музыкальные занятия в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с.
  15. Коренева, Т. Ф. «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2011. – ч.1. – 112с.: ноты.
  16. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 368с.: ил. – («Росинка»).
  17. Л. Р. Меркулова «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование, - М.,2015.
  18. Манакова И.П., Салмина Н.Г. «Дети. Мир звуков. Музыка.» - Свердловск: Издательство Урал.ун-та, 2011.
  19. Методическое обеспечение технологии Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»
  20. Музыкальные занятия / авт.-сост. О.Н. Арсеневская, - Волгоград: Учитель, 2012-521 с.
  21. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017
  22. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. Пособие / О. А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2016. – 192с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  23. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  24. Трифонова О.Н. «Солнечная радуга»: музыкальная коррекция нарушения речи у детей с нотным приложением. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.
  25. Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.
  26. Тютюнникова Т. Э., «Элементарноемузицирование с дошкольниками».
  27. Ясельки Каплунова И., Новоскольцева И., Издательство «Композитор», С.-П., 2018.

Периодические издания:

  1. «Колокольчик» журнал для детей всех возрастных групп ДОУ.
  2. «Колокольчик». Методический журнал для музыкальных руководителей.
  3. «Красота. Радость. Творчество». Программа / сост. [Комарова, Т. С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б.], испр. и доп. М.,2015.  
  4. «Музыкальная палитра». Методический журнал для музыкальных руководителей. Издания 2014 – 2017г.г.
  5. «Музыкальная палитра». Методический журнал для музыкальных руководителей. Издания 2017–2018г.г.
  6. «Музыкальный руководитель». Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей. Издания 2014 – 2017г.г.
  7. «Музыкальный руководитель». Иллюстрированные методические журналы для музыкальных руководителей. Издания 2017–2018г.г.
  8. «Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 2011.
  9. Фонотека.

Оценка качества программы:

Виды контроля учебного процесса:

-начальный контроль (вокальная диагностика в течении сентября)

-текущий контроль (наблюдение роста вокальных способностей в течении учебного года)

-промежуточный контроль (январь)

-итоговый контроль (май )

Успех каждого учащегося зависит от регулярных занятий, от состояния физического здоровья, от взаимного психоэмоционального положительного заражения педагога и ученика в совместном процессе. Самым главным результатом усвоения данной программы будет участие воспитанников в концертах, фестивалях  и  конкурсах.

Список литературы.  

1.Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».

2.О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».

3.Ю. Рауль «Певческий голос».

4.Морозов В.П. «Биофизические основы вокальной речи».

5.Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.

6.Сухоняева Е.Э. «Музыкальные занятия с детьми», изд. «Феникс»,                    

Ростов-на Дону,2010 г.                                                                                                  

7.Литвак А.Г. Тифлопсихология. -М, «Просвещение»,2014 г.

8.Шматко Н.Д. «Дети с отклонениями в развитии». -М. «Аквариум», 2010 г.-126 с.

9. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной(коррекционной) школе-интернате, детском доме»: пособие для воспитателей и  учителей.-М.: « АРКТИ»,2011 г.-312 с.

10.Чупаха И. В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе».- М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола,2009 г.-400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Занимательная математика» Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет.

«Занимательная математика» Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет.( по Колесниковой)...

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет "От "А" до "Я"

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое  развитие детей 5-6 лет)Анализ работы с программой доп.образования "В...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...