кружковая работа в подготовительной группе "Сибирячок"
методическая разработка (подготовительная группа)

Чораева Гюльмира Руслановна

кружок по познавательному развитию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_sibiryachok.docx41.15 КБ

Предварительный просмотр:

План

кружковой работы

по познавательному развитию

 «Сибирячок»

подготовительная группа «В»

Воспитатели:

Чораева Г.Р.

Кобзова И.А.

                                                                 г. Пыть-Ях

                                                                 2018 - 2019 г.

Пояснительная записка

Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью, рассказывает о красоте и богатстве своего родного края.

   Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Формировать чувства любви к Родине, воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Познакомить с народным искусством, которое влияет не только на эмоциональное, художественно-эстетическое восприятие, но в силу своей простоты и доступности, жизнерадостного и живого характера, играет важную роль в общем  познавательном развитии ребенка.

Цель:

Формирование представлений о родном крае Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.

Задачи:

Познакомить с природой, растительным и животным миром, традициями бережного отношения человека к окружающей среде, позволяющим жить в гармонии с природой, и веками складывавшемуся быту народов региона.

Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства обско-угорского народа и детской деятельности: рисовании, лепке, аппликации, игровой деятельности.

Воспитывать интерес и любовь к родному краю, уважение к традициям и промыслам коренных народов, мастерам народного творчества, воспитывать доброту, трудолюбие, взаимовыручку.

Виды детской деятельности:

  • социально – коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно - эстетическое развитие
  • физическое развитие

Ожидаемые результаты:

  • создание необходимых условий для развития познавательных и творческих способностей у детей;
  • выпускники детского сада;
  • владеют основными техническими навыками различных видов детской деятельности;
  • в своих работах передают сходство с реальным объектом, дополняя образ различными выразительными деталями, расположением, формой и цветом;
  • создают нарядные и яркие рисунки, используя чувство ритма и чередования декоративных элементов в узоре;
  • проявляют творчество, могут  выбрать тему изображения или  дополнить заданную, самостоятельно получают  результат.

создана предметно – развивающая среда – мини-музея «Моя Югра». В работе с детьми используется опытно – экспериментальная и исследовательская деятельность

  Содержание работы кружка построено на принципах:

  • наглядность -обеспечивает познание предметов и явлений, осознанное восприятие деятельности и наблюдение за ней;
  • отбор материала - тщательный, обусловленный возрастными особенностями детей;
  • изобразительная деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности - связь обучения с жизнью;
  • интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
  • активное включение детей в разнообразные художественно-творческие деятельности:музыкальную,изобразительную,игровую,художественно-речевую;
  • индивидуальный подход к детям;
  • на основе широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения;
  • бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;
  • региональный подход к отбору изобразительной художественной деятельности с учетом местных традиций.

При организации работы кружка для развития    самостоятельности творчества используются эффективные методы и приемы:

  • *информационно-рецептивный- восприятие, осознание, запоминание информации;
  • *репродуктивный – закрепление, углубление знаний и способов деятельности;
  • *эвристический – поэлементное обучение процедурам творческой деятельности;
  • *исследовательский– самостоятельное разрешение целостных задач;
  • *наглядные - наблюдения, рассматривания образцов, показ способов изображения и действий;
  • *словесные - беседа, объяснение, вопросы, совет, поощрение, художественное слово;
  • *игровые - сюрпризный момент, игровой мотив или ситуация, обыгрывание готового изображения;

При решении обозначенных целей и задач по развитию детского творчества в основе плана кружковой работы была использована методика Е. С. Зашихин, Е. А. Киричек, Т. Н. Проснякова «Край в котором я живу».

Режим работы:

Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятий 30 минут.

Время работы кружка: пятница 16:00

Список детей:

  1. АдильхановАдильхан
  2. Алиев Саид
  3. Астахова Настя
  4. Ахмедов Тимур
  5. Вшивкова Маша
  6. Газизуллина Зарина
  7. Герасимова Настя
  8. Гритченко Никита
  9. Гуенкова Таисия
  10. Ельмекеев Глеб
  11. Кумпан Максим
  12. Михеев Артем
  13. Павлов Антон
  14. Палько Данил
  15. Подчиненов Вова
  16. Поземнов Алексей
  17. Русанова Женя
  18. Соколова Альбина
  19. Соколова Арина
  20. УрунбаевСанжарбек
  21. Шубина Лиза
  22. Шахворостов Артем
  23. Шейкин Женя
  24. Юнусов Радмир

              Перспективный план работы кружка «Сибирячок».

Месяц

Тема

Цель

1.

 

 

 

Сентябрь.

 

 

 

1.«Я- юный пыть-яховец».           

 

 

 

Расширять и обогащать знания детей о истории родного города, его достопримечательностях. Дать знания о географическом местонахождении нашего города. Развивать интерес и любовь к родному краю, городу, дому, улице, участку детского сада и умению отображать это в рисунках.

2.«Символика г. «Пыть-Ях».

 

 

Закрепить представление детей о знании герба, как символа города, учить использовать при составлении рассказа о гербе лексику, связанную с символикой, учить детей использовать трафареты, шаблоны в форме герба, силуэтов животных, растений, транспорта и т.д. Воспитывать у детей патриотические чувства.

3. «Вот моя улица»

 

Дать детям знания о том, что в городе много разных улиц, каждая имеет свой адрес. Закрепить представления детей о районе города, в котором они живут, познакомить с другими районами города, достопримечательностями и особенностями.

4.«Мой город, дороже которого нет»

 

Закрепить представления детей об истории возникновения города Пыть-Ях, дать понятие «пытьяховец», указывающее на принадлежность человека к городу, в котором он живёт.

2.

 

 

Октябрь.

 

 

5.Экскурсия в этнографический музей  Д/с

 

Познакомить детей с культурой народов ханты и манси. Предложить детям инсценировать хантыйскую сказку, используя одежду  и домашнюю утварь народов ханты и манси. Воспитывать уважение к культуре коренного народа земли, ставшей для них маленькой Родиной.

6.Коренные жители. «Хантыйский дом». Изготовление  из бумаги и палочек чума

Расширять знания детей о традиционном укладе  жизни народов ханты и манси. Познакомить детей с назначением хозяйственных построек, их месторасположением. Дать знания детям о материале, из которого делают  постройки ханты и манси. Развивать интерес к родному краю, коренным жителям,  их быту и жизни. Словарь: Чум, лабаз, чувал – печь.

7.«Одежда ханты»

Дать детям представления о национальной одежде ханты. Показать, что потребность в удобной и тёплой  одежде вызвана суровыми климатическими условиями. Научить детей отличать мужскую и женскую одежду. Вызвать интерес к национальной одежде коренных народов севера.

8.«Орнамент».      

 Украшение одежды орнаментом

Продолжать знакомить детей с северным краем, с особенностями национальной одежды ханты, их орнаментом и украшениями. Развивать интерес к родному краю, коренным жителям, их быту и жизни

3.

 

 

 

 

Ноябрь.

 

 

 

 

9.«Творчество народов Севера».

Загадывание загадок  ханты и манси.

Дать детям представление о народном творчестве, тесно связанным с духовными традициями хантыйского народа. Воспитывать доброжелательное отношение к культуре коренных народов Сибири.

10.«Хозяйкины помощники».

Познакомить детей с кухонной утварью народов ханты и манси,  ее  названием и предназначением. Расширить знания детей о материале, из которого изготавливается  посуда, как она украшается. Учить детей изготавливать посуду из пластилина , с нанесением орнамента. Показать, как мастера народного декоративно-прикладного искусства используют природные ресурсы на примере их работ и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях. Развивать у детей творческое воображение и  фантазию.

11.«Природа и люди» Изготовление домашней утвари народов севера.

Расширять и обогащать представление детей о родном крае, жизни и творчестве     народов Севера; в доступной и увлекательной форме (по средствам сказки) донести до сознания детей основы единства  человека и природы.

12. «Охота и рыбалка». Подвижная игра «Рыбаки и рыбки».

Познакомить детей с предназначением охоты и рыбалки. В жизни ханты рыбалка и охота является главным пропитанием в течении года. Расширить представление детей о том, кто является объектом охоты и рыбалки и какие приспособления необходимы для этого. Развивать интерес о способах и приемах рыбной ловли и в охотничьем промысле. Воспитывать уважение главному мужскому занятию в жизни ханты. 

13.« Транспортные средства коренных народов»

П/игра « На оленях мы помчимся».

Познакомить воспитанников с транспортными видами передвижения северных народов-оленьими упряжками. Воспитывать интерес к жизни людей других национальностей

4.

Декабрь

14.«Как ханты к зиме готовятся»

Продолжать знакомить детей с образом жизни ханты и манси.  Формировать представления о подготовительных работах ханты к зимнему периоду, обосновать их переезд с одного места на другое. Расширить представление детей о традициях и культуре коренного населения.

15.«Полезные свойства клюквы».

Формировать представление  детей о природе родного края, его особенностях, экологических проблемах. Научить детей относить растения к живым существам. Познакомить с растением, которое приспособилось жить в суровых условиях – ягодой клюквой .Развивать способность воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления

16. «Ягодка - брусничка»

Формировать представление  детей о природе родного края, его особенностях, экологических проблемах. Научить детей относить растения к живым существам. Познакомить с растением, которое приспособилось жить в суровых условиях – ягодой брусникой. Развивать способность воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления

17. «Тайны необыкновенных листьев».

Сравнительные зарисовки  особенностей хвоинок ели и сосны.

Учить детей дифференцировать хвойные породы деревьев - сосна обыкновенная и ель сибирская: выделять особенности цвета, длины, расположения на побегах хвоинок этих деревьев. Развивать навыки исследовательской деятельности детей. Упражнять в схематической зарисовке «тайн» хвоинок. Поддерживать устойчивый интерес детей к познанию живого мира природы.

5.

 

Январь

 

18.«В гостях у северных животных».

Продолжать знакомить детей с животными Севера.Закрепить  знания о жизни животных  в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Формировать умение различать животных по внешнему виду, месту обитания. Развивать речь, внимание, память; интерес к жизни животных. Воспитывать любовь и понимание к животным и  желание им помочь в трудное время.

19.«Лиса» Рассматривание фотоальбома «Животные Югры»

Формировать представление детей о животных, которые живут в нашем крае.  Расширить знания о жизни животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы..

20.«Олень - житель леса». Конструирование из картона.

Формировать представление детей о животных, которые живут в нашем крае. Дать новые знание об олене: внешнем виде, образе жизни, какую пользу приносит для людей живущих на севере, чем питается.  Расширить знания о жизни животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Учить детей выполнять поделку из пластилина, природного материала. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы.

6.

 

 Февраль

21. «Медведь».

Аппликация из меха, ниток и пр.

Способствовать расширению представления о жизни животных проживающих в тайге. Познакомить детей с медведем: его повадками, месте обитания, чем питается, как добывает себе пищу, как относятся к нему народы ханты и манси. Обучать умению использовать для описания схему-модель «Животные» Учить детей работать с искусственным мехом. Воспитывать интерес к животному миру нашего края и бережного отношения к нему.

22.«Белка» Изготовление заготовок и рисование красками

Познакомить детей с образом жизни ханты и манси. Расширить представление детей о традициях и культуре коренного населения. Дать знания о том, что хантыйский дом делиться на две половины: женскую и мужскую, поэтому и обязанности у них разные. Какую работу выполняет по дому женщина? Какую работу выполняет мужчина? Можно ли обойтись друг без друга? Воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре народов проживающих в нашем крае.

23. «Сова Совушка – мудрая головушка». 

 Конструирование из природного материала

Расширять знания детей о жизни совы в лесу, о ее повадках и способах передвижения: ведет ночной образ жизни, у нее прекрасное зрение, чуткий слух. Развивать интерес  к произведениям устного народного творчества, умение отгадывать загадки, заучивать эти произведения. Развивать интерес к выполнению поделки из природного материала. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы

24.«Священные животные коренного населения Сибири».

На примере народных традиций показать особое отношение этих людей к некоторым животным. Познакомить детей с духовной культурой ханты и манси. Дать понимание того, что все традиции направлены на сохранение природы и почитаются коренными жителями.

 

 

7.

 

 Март

 

25.«Тайны необыкновенных листьев». Сравнительные зарисовки  особенностей хвоинок ели и сосны

 

Учить детей дифференцировать хвойные породы деревьев - сосна обыкновенная и ель сибирская: выделять особенности цвета, длины, расположения на побегах хвоинок этих деревьев. Развивать навыки исследовательской деятельности детей. Упражнять в схематической зарисовке «тайн» хвоинок. Поддерживать устойчивый интерес детей к познанию живого мира природы.

26. «Как рождаются кедровые шишки, «Орешки» и кедры». Проведение опыта для определения наличия в ядре масла.

 

Познакомить детей с сосной сибирской (кедровой) как цветущим и масличным деревом. Способствовать установлению детьми причинно-следственных связей между явлениями в природе. Воспитывать осознанное отношение детей к природным живым существам, понимая ценность жизни каждого из них.

27. «День рождения осинки».

(игра-занятие в природе) Конструирование осинки из конфетных оберток.

 

Обобщить знания детей об особенностях строения листа осины, се применении. Развивать творческое воображение детей при сочинении сказок. Учить выразительно передавать образы действующих лиц в сказке. Поощрять индивидуальное творчество детей. Способствовать эмоциональному проживанию и накоплению чувственного опыта познания объектов живой природы посредством игрового перевоплощения.

28.«Когда береза плачет».

Рисование березы

Дать детям представление о  сокодвижении, почему это происходит и в какое время года. Сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону. Закрепить представление детей о том, что растениям необходимы:  тепло, свет, вода, земля. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание  жить в союзе с природой.

 8.

 

 

Апрель

 

29.«Кукла Акань»

Изготовление из ткани куклы Акань

Учить детей изготавливать из ткани хантыйскую куклу; вызвать  у детей стремление проявить заботу, в изготовлении поделки и желание содействовать в разрешении проблемы.

30.«Вороний день».      

 Изготовление «Вороненок».

Развивать интерес к произведениям устного народного творчества, заучивать эти произведения. Закрепить с детьми  способы  изготовления вороненка. Воспитывать эстетические и патриотические чувства средствами окружающей среды

 31.Изготовление детской хантыйской погремушки из бересты «Шаркун»

Познакомить детей со свойствами бересты через детское экспериментирование. Воспитывать бережное отношение к березе

32.«Берестяная посуда»

. Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством коренного населения. Познакомить детей с историей возникновения посуды у коренного населения Сибири. Дать понятия о бересте, познакомить с её свойствами

9.

 

 

Май

 

 

33.Природа ХМАО

Лепка «Грибы в лукошке»

Обобщать представление детей об основных группах растений и животных. Закрепить умения детей выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания

34.«Как вести себя на природе»

Продолжать формировать у детей обобщенное представление о лесе как природном сообществе, как месте обитания растений и животных. Совершенствовать умение вести конструктивную беседу в процессе совместной деятельности

35.«Что мы знаем о крае, в котором живем».

Закрепить с детьми полученные знания о красоте родного края, его особенностях, экологических проблемах, особенностях коренного населения, их истории и культуре. Положить начало формированию чувства ответственности за то живое, что есть рядом. Умение занимать позицию активного участника, а не пассивного наблюдателя в течение всей жизни.

36.Викторина: « В природе всё взаимосвязано»

Продолжать знакомить детей с явлениями природы. Объяснить детям к чему приводит отрицательная экология на природу

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно - тематическое планирование кружковой работы в подготовительной логопедической группе

Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать; чтение сказок  о разноцветном мире; игры  на развитие слухового и зрительного внимания; упражнения...

Перспективный план кружковой работы в подготовительной группе "Волшебные клубочки"

Данная работа поможет вам при организации кружковой работы.Мои воспитанники с удовольствием создают картины из "волшебных" клубочков! ...

Кружковая работа в подготовительной группе детского сада "Моя малая Родина"

Документ содержит тематическое планирование кружковой работы в подготовительной группе по теме "Моя малая Родина"...

Кружковая работа в подготовительной группе «Дымковские краски в пластилиновой сказке»

Целью нашей кружковой работы является приобщать детей к истокам народного искусства,воспитывать любовь и интерес к декоративному рисованию и лепке дымковских игрушек.[[{"type":"media","view_mode":"med...

Программа кружковой работы в подготовительной группе "Мукосолька"

Цель данной программы:   подарить детям радость творчества,  показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление ...

Программа кружковой работы для подготовительной группы. «Юные волшебники»

Программа «Юные волшебники» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Казаковой Р.Г. “Рисование с...

Планирование кружковой работы в подготовительной группе детского сада по математическому развитию

В данном  материала  составлен  перспективный  план  кружковой  работы  на  год .  Весь  план  составлен  в  соответствии с  требо...