Доклад Сравнительный анализ программы «Истоки» и программы «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования
учебно-методический материал

Рештаненко Инна Николаевна

Предварительный просмотр:

Доклад: Сравнительный анализ программы «Истоки» и программы «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования

     Основной целью программы является привнесение в отечественное образование духовно-нравственной основы. Программа «Социокультурные истоки» представляет собой апробированную воспитательно-образовательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию. Программа строится на культурологической основе, соответствует светскому характеру образования, содержание программы основано на российских культурных традициях.

    Авторами программы являются И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки» и А.В. Камкин, доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор Вологодского государственного педагогического университета.

    Программа разработана и апробирована для дошкольного образования, начальной и основной школы, предназначена для внеурочной и внеклассной работы.

Основная цель программы в дошкольный период — заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Задачи:

•        Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

•        Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

•        Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

•        Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

•        Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

•        Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности.

Существенной особенностью данной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий.

Содержательной основой программы является система понятий и категорий, представленной в курсе «Истоки» для начальной школы. Логика освоения  основных категорий курса «Истоки» выглядит следующим  образом:

— в младшей группе осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;

— в средней группе происходит первоначальное знакомство с истоками близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека; дети осваивают категории Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души;

— в старшей группе обращается внимание детей на ценности внутреннего мира человека; дети осваивают духовно-нравственные категории Вера, Надежда, Любовь, София;

— в подготовительной к школе группе осуществляется первоначальное ознакомление детей с истоками русских традиций (Слова, Образа, Дела, Праздника) как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

  В помощь работникам дошкольного образования подготовлен учебно-методический комплект, куда входит образовательный инструментарий для работы с детьми и родителями, основанный на активном методе Истоков.                                              

По курсу пропедевтики «Истоки» разработан следующий инструментарий:

           -- программа для дошкольного образования;

           --- планы развивающих занятий с детьми 3 – 7 лет;

           --- комментарии и пояснительная записка к программе;

           --- система активных занятий с родителями «Моя семья»;

           --- серия книг для развития детей 3 – 7 лет;

           --- готовятся к изданию методические рекомендации к ним

       и хрестоматии для детей 3 – 4 лет и 4 – 5 лет.

Воспитательная программа для дошкольного образования разработана для четырёх возрастных групп детей с 3 до 7 лет. В течение каждого года предусмотрено проведение девяти итоговых занятий с дошкольниками. В основу содержания программы для дошкольного образования положена система категорий и ценностей, представленных в действующей программе по курсу «Истоки» для начальной школы. Центральное место в программе отведено общению детей с воспитателями, родителями и сверстниками.

Группы ценностей составляющих предметное содержание «истоков» в дошкольном образовании

Ценности родной культуры: мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов. родная песни и народная игрушка.

Ценности внутреннего мира человека: Вера, надежда, Любовь, София (Мудрость)

Ценности деятельности человека: праведный труд на земле, верное служение людям и отечеству, добрых рук мастерство, таланты человека.

Нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, сорадование в радости.

Социокультурные ценности: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике.

Ценности внешнего мира, составляющие природно – культурное пространство России: священные смыслы природы: родные просторы (поля и нивы), сказочный лес, «братья наши меньшие», горы и реки, моря – океаны, деревни и города.

Книги для развития детей 3 – 7 лет – эффективное средство формирования системы духовно – нравственных ценностей у детей и их родителей

Основная цель книг этой серии – создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям Российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и обучения вДОУ и Семье.

--- каждая книга начинается с обращения к родителям,

---центральное место в книге занимает сказка, сказ, былина, фрагменты произведений классической и житийной литературы,

--- народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы передают традиции родного народа,

--- базовым звеном формирования системы ценностей у детей и их родителей являются активные занятия,

--- в книги для развития включены творческие задания,

--- каждая книга содержит страничку альбома «Мои истоки»,

--- иллюстрации к произведениям создают особую атмосферу Руси Великой,

--- в конце каждой книги предлагается литература для дополнительного чтения .

--- рассматриваемая серия книг созвучна с программой «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для начальной школы,

--- в представленной серии книг для развития содержится дидактический материал для проведения активных занятий по духовно – нравственному воспитанию как в детском саду, так и в условиях семьи.

Программой предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома «Мои истоки», в ходе работы над которым дети имеют возможность материализовать полученный ими социокультурный опыт (знания, умения, чувства, отношения) с помощью приемов изобразительной деятельности (рисование, составление аппликаций и т.д.).

Результаты реализации программы:

В плане личностного развития:

Воспитывает чувство патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.

В плане социализации:

Развивает умение ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном, духовном и культурном наследии, формирует навыки сотрудничества в социуме.

В плане профессиональной деятельности педагога:

Формирует добросовестное отношение к труду, приводит к осознанию духовного смысла труда на Земле.

 Результатами реализации программы являются:

•         первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;

•        развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).

•         развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);

•         развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);

•        развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);

•         создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

            А теперь я проведу сравнительный анализ программы «Истоки» с программой нашего детского сада в основе которой программа «От рождения до школы» под редакций Вераксы. И хочу, чтобы мы с вами отследили, как раскрываются и реализуются основы духовно – нравственного развития в нашей программе. Достаточно ли полно и в каких видах деятельности. А так же обратим внимание на форму реализации и отличие от предложенной технологии «Истоки»

 Цели и задачи реализации Программы

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

патриотизм;

• активная жизненная позиция;

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют задачи:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

                     Принципы и подходы к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений.

 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

-патриотическое воспитание: большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

-нравственное воспитание, поддержка традиционных ценностей: воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям;

Целевые ориентиры в обязательной части на этапе завершения дошкольного образования

- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности 

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. 

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

- Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства

- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о многонациональности, важнейших исторических событиях.

- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Описание образовательной деятельности в пяти образовательны областях

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Основные цели и задачи

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание:

-Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

-Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

-Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

-Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

-Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

-Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

-Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Познавательное развитие

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Приобщение к социокультурным ценностям.

-Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

-Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

-Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Ознакомление с миром природы.

 Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе.

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

 Одними из основных целей и задач являются

-создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

-привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

-поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Одними из основных направлений и форм работы с семьей являются

Поддержание у родителей интереса к инновационной деятельности (знакомство со здоровьесберегающими образовательными программами и педагогическими технологиями, результатами инновационной деятельности, методами и приемами практической работы с детьми):

-Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, конкурсов, концертов, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной

Вывод: выполнив сравнительный анализ двух образовательных программ в аспекте развития духовно – нравственного воспитания, я отметила, что цели и задачи программы «Истоки» в полной мере раскрыты и реализуются в общеобразовательной программе нашего ДОУ.

Выполнила воспитатель Рештаненко И.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование системы ценностей у детей и их родителей в рамках реализации программы «Воспитание на социокультурном опыте»

Представлен опыт работы образовательного учреждения по реализации программы "Воспитание на социокультурном опыте"...

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ТРАДИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ И ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТАННОЙ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье дан сравнительный анализ принципов традиционной программы и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования....

Сравнительный анализ принципов традиционной программы и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования

Презентация к статье "Сравнительный анализ принципов традиционной программы  и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования"...

Из опыта работы с родителями воспитанников по программе «Воспитание на социокультурном опыте"

Из опыта работы по программе Истоки , Воспитание на социокультурном опыте....

Из опыта работы с родителями воспитанников по программе «Воспитание на социокультурном опыте"

Из опыта работы с родителями воспитанников  по программе «Воспитание на социокультурном опыте"...

Сценарий активного занятия с родителями по программе «Воспитание на социокультурном опыте». Тема: «Радость послушания»

Цель активного занятия: Формировать единую систему духовно - нравственных ценностей в семье и в детском саду....