«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Клочкова Светлана Васильевна

«Использование блоков Дьенеша

и палочек Кюизенера

в работе с детьми дошкольного возраста»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Использование блоков Дьенеша

и палочек Кюизенера

в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовил:

старший воспитатель

Клочкова С.В.

Арзамас, 2019

СЛАЙД 2

Автор данного пособия - Золтан Пал Дьенеш, венгерский математик психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей. Его идея заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, таким образом, что дети даже могут не подозревать, что изучают сложные математические концепции. Разработанные в 1960-х годах, блоки Дьенеша популярны во многих странах и применяются до сих пор в различных вариантах исполнения (объемные, плоскостные) для развития детей и подготовки к школе. Игры с блоками Дьенеша наглядно, на доступной основе знакомят дошкольников с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями, начальными знаниями по информатике, развивают творческие способности, внимание, память и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: группирует по признаку, группирует ряды по заданному алгоритму. У детей развивается способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию. Игры с блоками способствуют развитию речи, так как ребенок вынужден строить высказывания.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками дошкольники овладевают различными мыслительными умениями, такими как, умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать. А также логические операции отрицания или замещения. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритма, способность производить действия в уме. С помощью блоков тренируют внимание, память, восприятие.

СЛАЙД 3

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур.

а) четырех форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

б) трех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой и маленький);

г) двух видов толщины (толстый и тонкий).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками (цветом, формой, размером и толщиной).

Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Они являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер. Они используются в соответствии с возрастом детей.

• Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

• Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому

СЛАЙД 4

Формы работы с блоками Дьенеша

Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

• Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения).

• Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей

Предлагаю вам памятки с программными задачами по познавательному развитию. Вы можете их использовать при планировании разных видов деятельности по познавательному развитию.

СЛАЙД 5

Этапы работы с блоками Дьенеша

На первом этапе блоки Дьенеша используются, как обычный конструктор, который помогает знакомить с цветом, размером, формами.

На втором этапе можно знакомить детей со свойствами логических блоков с использованием карточек с изображением символов свойств, где цвет, размер и толщина различных блоков изображены условными значками.

На третьем этапе задания даются на кодирование и декодирование геометрических фигур или информации.

СЛАЙД 6

Методическое обеспечение.

В комплект дидактического пособия также входят наглядно-демонстрационные материалы, карты-схемы, карточки с различными заданиями в соответствии с возрастом воспитанников.

СЛАЙД 7

Практическая часть

Комплект для ООД состоит из набора блоков и карточек определения свойства и отрицания свойства. (Показ образцов)

Все задания делятся на 4 группы

  1. Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства;
  2. Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам
  3. Задания для развития действий классификации и обобщения
  4. Задания для развития способности к логическим действиям и операциям

СЛАЙД 8

Младший дошкольный возраст (начиная с раннего).

Блоки можно использовать с целью ознакомления детей с формой, цветом, размером как в индивидуальной работе, так и в ООД по сенсорному развитию.

Примеры игр представлены на слайде.

  • Найди все фигуры такого же цвета (формы).
  • Найди такую же фигуру по форме (или по размеру).
  • «Выложи дорожку». Ребенку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, или рядом оказались фигуры разной формы (одного размера и т.д., варианты по усмотрению). Выкладывать дорожки можно с опорой на схему (ориентация на один и два признака)
  • «Что изменилось». Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить.
  • «Третий лишний». Выложите 3 фигуры, 2 из которых объединены одним признаком. Попросите ребенка ответить и объяснить, какая фигура лишняя.
  • «Волшебный мешочек». Все фигуры сложите в мешочек и предложите малышу выбрать все круглые (квадратные, треугольные) фигуры.
  • «Опиши». Сложите все фигурки в мешок, предложите ребенку вытащить любую и описать ее, называю форму, цвет и размер.
  • «Чередование». Выкладывание цепочки (последовательности): красная, желтая – круглая, прямоугольная – большая, маленькая и т.д.
  • «Найди пару». Каждой большой фигурке нужно найти в пару маленькую.

Предлагаю Вам поиграть в некоторые из них.

Материалы: комплект блоков на каждого участника, схемы (10 шт.), карточки определения свойств, карточки отрицания свойств.

Игры «Мозаика», «Выложи дорожку»

СЛАЙД 9

Средняя группа

Этапы занятия

  1. Путешествие на поезде (разложить блоки в «вагончиках» по словесной инструкции)
  2. Бег
  3. «Найди место» (разложить блоки на карточках)
  4. Качели

Материалы:

1. Набор блоков на каждого

2. Картинки «паровозик» (1 шт.), вагоны (10 шт.)

3. Схема дистанции (1 шт.), 2 флажка (синий и красный)

4. Схемы «найди место» (10 шт.)

5. Схема «качели» без изображения фигур.

6. Карточки определения свойства, карточки отрицания свойства

СЛАЙД 10

Старшая группа

Этапы занятия

  1. Развозим конфеты по кондитерским цехам
  2. Раскладываем конфеты по коробкам
  3. «Угадай-ка» (словесные и схематические указания)

Материалы:

1. Набор блоков на каждого.

2. Схема «Кондитерская фабрика» (1 шт.)

3. Схемы «Коробка для конфет» (10 шт.)

4. Коробка для игры «Угадай-ка» (1 шт.), карточки определения свойств, карточки отрицания свойств.

СЛАЙД 11

Подготовительная к школе группа

Этапы занятия

  1. Путешествие в лес на поезде (разложить блоки в «вагончиках» согласно схеме)
  2. Спортивный лабиринт
  3. Прыжки в обручи
  4. Беговая дорожка (дорожки строим по-очереди)

Материалы:

1. Набор блоков на каждого

2. Картинка «Паровоз», «вагоны» - схемы (10 шт.)

3. Схема «Лабиринт» (1 шт.)

4. Обручи (красный, синий, желтый)

5. Схема «Дорожка» (1 шт.)

СЛАЙД 12

Цветные счетные палочки Кюизенера

Данное пособие создал бельгийский математика Джордж Кюизенер (1891 – 1976) для помощи детям в освоении законов математики.

Долгое время он проработал учителем в начальных классах. Работая с детьми, стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения детей математическим способностям.

Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если перед глазами ребенка наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть.

Здесь и родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые он сам придумал, опираясь на идеи Марии Монтесори.

Так же Кюизенер является автором книги, в которой подробно описана данная методика «Числа и цвета», или как их называл сам автор «числа в цвете».

СЛАЙД 13

Цветные счетные палочки Кюизинера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки разной длины.

Плоский вариант палочек Кюизинера – полоски – можно изготовить самостоятельно из двустороннего цветного картона

Палочки в наборе имеют разную длину от 1 до 10 см и распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине.

«Красное семейство» составляют палочки розового, красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2.

«Синее семейство» – палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3.

В «Желтое семейство» входят палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10. Каждая палочка — это число, которое имеет цвет и конкретную величину.

СЛАЙД 14

Суть методики

Дети, играя с палочками, параллельно осваивают полезные навыки, нежели скучное и нудное заучивание. В дальнейшем ребенку будет интересно заниматься математикой. Данный материал позволяет формировать у детей представление о числе на основе счета и измерения; осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка; освоить навыки – сложения и вычитания; различать расположение предметов в пространстве; с помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры.

Этапы работы

Работа с палочками проходит в 2 этапа:

На стадии игры ребенок знакомится с материалом. Это помогает тренировать зрительное восприятие, а также мелкую моторику. Занятия напоминают игру с кубиками или мозаикой, то есть малыш выкладывает какие-то фигурки, строит башни или лесенки.

На стадии обучения ребенок через свои органы чувств формирует понятие состава числа и последовательности чисел. Этому способствуют упражнения, направленные на установление последовательности расположения линеечек по какому-то признаку (например, длине или цвету) и выполнение простых арифметических задач на сложение, вычитание и т.д.

Задачи образовательной деятельности по познавательному развитию

(группа раннего возраста)

От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

  1. Формировать умение собирать предметы, формы из двух частей (как объемные, так и плоскостные из плотных материалов — фанеры, толстого картона).
  2. Учить выбирать предметы по размеру и соответственно различать их (большой, маленький), способствовать узнаванию предметов по форме, цвету, величине как наиболее характерным внешним признакам и свойствам.
  3. Развивать крупную и мелкую моторику рук, побуждая выполнять более тонкие действия с предметами (мелкие вкладыши, «чудесный мешочек» с мелкими игрушками разных форм и размеров).
  4. Знакомить с предметами, издающими различные звуки (колокольчики, металлические подвесные палочки, игрушки-пищалки, музыкальные игрушки).

От 1 года 9 месяцев до 2 лет

  1. Совершенствовать умения собирать двух- и трехчастные дидактические игрушки; подбирать соответствующие детали-вкладыши; раскладывать предметы по убывающей величине.

  1. Учить собирать пирамидку из 2—3-х групп колец контрастных размеров, а с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 и более колец разной величины.

  1. Формировать элементарные представления о величине, форме, цвете; выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно — цвет и величину, форму и величину, форму и цвет, используя дидактические и народные игрушки, бытовые предметы; группировать однородные предметы по одному из трех признаков.

  1. Развивать практическое экспериментирование.

Задачи образовательной деятельности по познавательному развитию

(первая младшая группа)

1.        Поддерживать        интерес        и        активные        действия        детей        с        предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.

  1. Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитии разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
  2. Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
  3. Поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.
  4. Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов — названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).

Задачи образовательной деятельности по познавательному развитию

(вторая младшая группа)

  1. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами).
  2. Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур).
  3. Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности).
  1. Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
  2. Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
  3. Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.

  Задачи образовательной деятельности по познавательному развитию

(средняя группа)

  1. Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств.
  2. Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам.
  3. Обогащать представления о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира.
  4. Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в выполнении и достижении результата.
  5. Обогащать социальные представления о людях — взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.
  6. Продолжать расширять представления детей о себе, детском саде и его ближайшем окружении.
  7. Развивать элементарные представления о родном городе и стране.
  8. Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране.

Задачи образовательной деятельности по познавательному развитию

(старшая группа)

  1. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
  2. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.
  1. Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
  2. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).
  3. Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.
  4. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.
  5. Развивать представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых особенностях человеческого организма.
  6. Развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства.
  7. Поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира.

Задачи образовательной деятельности по познавательному развитию

(подготовительная к школе группа)

  1. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.
  2. Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.
  3. Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
  4. Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.
  5. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.
  6. Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства.
  7. Развивать самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.
  8. Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско-патриотические чувства.
  9. Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.
  10. Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.
  11. Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста».

МАДОУ "Детский сад № 35 "Соловушка", г.Набережные Челны, 2012г. Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель Чубурина...

План по самообразованию по теме "Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"

Актуальность:Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым инт...

Из опыта работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

«Использование   здоровьесберегающих   технологий  в работе  с   детьми  дошкольного   возраста»Дошкольный возраст является важнейшим этапом в фо...

Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....