Использование песочной терапии в работе с дошкольниками
материал (подготовительная группа)

Кошкова Марина Геннадьевна

Данный материал содержит информацию о том, как работать с дошкольниками, используя песочную терапия. здесь раскрываются принципы работы, указан необходимый материал, а также игры для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_pesochnoy_terapii_v_rabote_s_doshkolnikami.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Использование песочной терапии в работе с дошкольниками

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру … Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Кто из нас в детстве не играл « в куличики»? Ведерко, формочки совок – первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.

Игра на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психологическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Основные принципы игр на песке:

  • Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует

себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка, формируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

  • «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и прочее. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
  • Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.

Что необходимо для занятий песочной терапией?

  1. Водонепроницаемый ящик (размер 50*70*8 см, если заниматься с детьми в малой группе или индивидуально); такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Внутренняя поверхность окрашивается в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта – небо.
  2. Чистый, просеянный песок, им заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта».
  3. «Коллекция» миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 см. В набор игрушек могут войти:

человеческие персонажи;

здания;

животные;

машины;

растения;

постройки;

естественные предметы;

сказочные герои;

пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры и другое.

Когда перед вами песок, то возникает естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу, пропустив его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные воспоминания охватили Вас: детство, море, солнце, ощущение бесконечности Мира и ожидание Чуда. Чувства переполняют Вас, и хочется поделиться ими. А рядом – ребенок. Он делает то же, что и Вы. Его маленькие ручки только что соприкоснулись с уникальностью Мироздания, Вечностью. Он стоит на пороге Открытия. Сейчас Вы вместе сделаете самые важные шаги на пороге Познания. В этом помогут игры с песком. Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные «разминки».

Игры на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. «Чувствительные ладошки».

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее – холодное, сухое – мокрое, колючее – гладкое, мягкое – твердое. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать: насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно – кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.

«Отпечатки наших рук»

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?». Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научиться передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.

Далее взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по – другому чувствую шероховатость песка, по – моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?».

Можно выполнить и еще ряд движений руками:

  • «поскользить» ладонями по поверхности песка;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные узоры на поверхности песка;
  • «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после – одновременно;
  • «поиграть» по поверхности песка, как по клавиатуре пианино или компьютера.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во – первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во – вторых, наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

«Что же спрятано в песке?»

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Взрослый может закапать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано.

Наверное, многие из Вас в детстве делали «секретики» из стеклышек, фантиков, цветочков. А ведь «засекречивать» можно не только это, но и буквы, цифры, геометрические фигуры.

Можно использовать сказочные задания в форме стихотворных загадок. Отгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая разгадку. Или «пишет» отгадку, вылепливая песочные буквы.

Итак, наш малыш получил первый опыт успешного взаимодействия с песком. А теперь можно начинать учиться. Безусловно, наши игры не заменят вам и ребенку учебники, но помогут подготовить ребенка к школе, создадут базу для более ограниченного усвоения учебного материала.

Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму. «Песочная грамота».

«Путешествие к звукам»

Начинаем с игры – сказки «Путешествие в страну А».

Есть прекрасная страна – где принцессу зовут А (взрослый ставит фигурку, где приклеено изображение буквы А).

В реке плещутся А –  … (в песочнице создается река и плещутся акулята, на них тоже наклеена буква А).

В садах живут А – … (создается сад из веточек и появляются птицы, с наклеенными буквами А).

Цветут А – … (появляются растения, на которых изображена буква А).

Чтобы здесь нам поиграть,

Надо много слов назвать.

Привести сюда друзей

В чьих названьях – А

– Смелей!

Взрослый одновременно проговаривает стихотворение – инструкцию и вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становиться непосредственным участником процесса – положительная мотивация сформирована… И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы. Важно напомнить о последовательности предъявления слов, содержащих звук, который Вы отрабатываете. Первым предъявляются слова, содержащие звук в начале слова, потом – в конце, потом – в середине.

Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил Ключ в страну принцессы А и является Почетным гостем. Он может играть с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев. Эта простая игра поможет нам решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них – развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями, и как можно дольше не расставаться. Подбираемый материал и формы его подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем, мы усложним ребенку задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты конструкций. Так мы познакомим ребенка с множеством звуков.

Как Вы обратили внимание, пока мы не вводили понятие «буква», хотя и использовали их в играх. Таким образом, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно – кинестетическое восприятие, мы готовим ребенка к обучению чтению. Не оперируя пока понятием он уже узнает буквы. И начинает, на первых порах неосознанно соотносить звуки и их графическое изображение. Это один из элементов опережающего обучения грамоте.

Важно помнить, что у каждого ребенка свой темп усвоения материала. Одному нужно подольше задержаться в одной стране, другой, «схватывая все на лету», жаждет новых игр, приключений, знакомств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников.

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко стано...

Презентация "Использование песочной терапии в работе с дошкольниками"

Презентация для педагогов дошкольных образовательных учреждений из опыта работы педагогов детского сада. Подготовлена и представлена в рамках районного Фестиваля инновационных технологий "Арт-терапия ...

Использование песочной терапии в работе с дошкольниками (выступление на районном Фестивале инновационных технологий)

Выступление старшего воспитателя Левашовой М.В. о возможностях использования песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников»

Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкол...

План самообразования «Использование песочной терапии в работе с дошкольниками»

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции...

Статья "Использование песочной терапии в работе с дошкольниками"

Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведерко, формочки совок – первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Оказывается, эт...