Как рубашка в поле выросла
проект (старшая группа)

Лукина Татьяна Викторовна

Работа над проекотм "История костюма"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в средней группе № 6

                                       Воспитатели: Лукина Т.В., Орлова А.А.

ПРОЕКТ: “ИСТОРИЯ КОСТЮМА”

Проект: среднесрочный (3 неделя октября – 1 неделя декабря), информационно-творческий, игровой, коллективный .

Участники проекта:  дети, родители воспитанников, воспитатели группы.

Цель проекта:

 

воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, особенностям традиций русского народного костюма.

Задачи проекта:

- Знакомить детей и их родителей с народными традициями русского народного костюма, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды;  знакомить детей с одеждой других народов;

-  Обогащать словарный запас дошкольников (лоскут, панева, сорока, кафтан, картуз и т.п).

- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательной и творческой деятельности.

-  Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.

-  Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

- Воспитание толерантности.

Методы и приемы:

- работа с научно-познавательной литературой (словарями, детскими   энциклопедиями),

- эвристические познавательные беседы,

- просмотр видеороликов о работе ткачей, о последовательности изготовления ткани,

- чтение познавательной,  художественной литературы.

- просмотр отрывков из мультфильмов по теме

Все используемые методы и приемы направлены на стимулирование воображения ребенка в игровой, трудовой и художественной деятельности, а также в процессе целенаправленной совместно-организованной познавательной деятельности.

Проблема (актуальность):

Несомненно, на сегодняшний день, тема  актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди  забывают о своих русских ценностях.

Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством

В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника

Планируемые результаты:

В процессе усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков происходит становление личности ребёнка, духовных традиций, высокой нравственной культуры, осознание ценностей, выверенных веками и сохранивших свою значительность для современного человека.

Научить ребёнка уважать свой народ, почувствовать себя частью великого целого, с достоинством относиться к его прошлому, заботиться о его будущем.

Знать основные элементы народного костюма (некоторых областей России).

Содержание работы по этапам:

Подготовительный

Выявление первоначальных знаний детей о русском костюме

Информация родителей о предстоящей деятельности.

Подбор литературы, фотографий, плакатов.

Изучение методической литературы по данной теме;

Подбор дидактических игр

Реализация проекта

Проведение по разработанной технологии;

Работа с родителями по заданной теме (Детско-родительское «исследование»: рассматривание собственного (детского) гардероба, определение списка «самых необходимых» предметов, «советы» по бережному пользованию, сохранению, чистке. Подведение детей к пониманию важности и ценности не количества и дороговизны одежды, а её чистоте, опрятности.)

Предложить изготовить совместно с детьми картонную куклу (девочкам – куклу-девочку, мальчикам – куклу-мальчика) и 2-3 предмета одежды из бумаги для неё. Изготовление национального семейного атрибута — кокошника (для девочек), пояса (для мальчиков)

Цель: Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ по теме «Одежда».

Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.

Организация Хозяйственно-бытового труда: стирка кукольной одежды.

Задачи: Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Развивать умение детей пользоваться схемой последовательности выполнения действий. Учить детей тщательно простирывать одежду, полоскать и отжимать её.

Итоговый этап

Организация выставки детского творчества.

Совместный с родителями развлекательно-тематический праздник «Модный приговор» («Показ мод»)

«Презентация материалов (тканей) для родителей»

Коллективное панно «Лоскутное одеяло»

Деятельность по осуществлению проекта:

Образовательные области

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

НОД:  «Что за чудо из чудес? Или секреты из сундука». в группу вносят сундучок с предметами «крестьянской» одежды (паневой, сорокой, кафтаном и др.)(вариант: фотографии или рисунки с их изображением). Предлагается «навести» порядок: разобраться, что для чего нужно и сопоставить название (представлено на отдельном листке-«описи») и предметы одежды.

Знакомство детей с крестьянским костюмом.

Беседы на тему: «Можно ли носить «сороку» на голове?», «Что такое пояс, рубаха, картуз, панёва?» (данные слова часто используются в русских сказках и пословицах)», «Чем костюм человека прошлого отличается от современного?», «Летний и зимний «гардероб» крестьянина (найди отличия)?». «Какая форма пуговицы самая «правильная»?. «Кто придумал пуговицу?». «Где хранили одежду и какие бывают сундуки?».

Ситуация «Одежки зверей и птиц»: приспособление животных к климатическим условиям, особенности внешнего вида (окраса, пушистости, фактуры).

Развлечение «История шапки»: традиции разных народов, связанные с ношением головных уборов): просмотр мультиков по теме, чтение сказок и историй, рассматривание головных уборов, изготовление из различных материалов, ряженье и обыгрывание (например, Шапка Добра, шапка смелости и т.п.).

Экспериментирование. «Изучение» свойств ткани (коллекции ткани: (мех, фланель, капрон, шёлк, кожа, драп, вельвет и др. сортировка по свойствам). Формировать представления детей о том, какая ткань быстрее намокнет, какая ткань быстрее рвётся, мнётся.

Рассматривание иллюстраций

Речевое развитие

Рассказ по сюжетной картинке «В магазине одежды», «Работа модельера»

Рассказ о предмете одежды по мнемотаблице

Загадки, пословицы и поговорки об одежде

Доскажи предложение (по картинкам)

Беседа «Кто изготавливает одежду?»

Вопросы: - Как изготавливают одежду? (её шьют, вяжут)

- Кто придумывает одежду? (модельер)

 - Кто шьёт одежду? (портной, швея)

 - Кто кроит одежду? (закройщик)

 - Из чего шьют одежду? (из ткани)

 - На какой фабрике занимаются пошивом одежды? (на швейной)

  - На какой фабрике изготавливают ткань для одежды? (на ткацкой)

Чтение стихотворения «История одежды»

Чтение В.Лившиц «Валины перчатки»

Социально-коммуникативное развитие

НОД: Ситуация «Как ткали и вязали наши прадеды и прабабушки?»: знакомство с некоторыми простыми способами ткачества, вязки, вышивки.  

Ситуативная беседа «если ты одет опрятно, то и выглядишь приятно»

Рассматривание моделей одежды в журналах мод.

Цель: Формировать представления детей о разнообразии одежды.

Экскурсия в магазин одежды.

Цель: Познакомить детей с разнообразием отделов в магазине одежды: отделы верхней, спортивной, праздничной, детской, мужской, женской одежды, нижнего белья.

Вопросы: - Как называется этот магазин? – Почему? - Кто здесь работает?

 - Какие отделы есть в этом магазине?

Игра – соревнование «Самый быстрый и аккуратный».

Цель: Развивать умение детей быстро , аккуратно, правильно складывать вещи в шкафчике, адекватно оценивать результат своего труда.

Дидактические игры :

Игра «Подходит – не подходит»: подбор предметов одежды (косынок, поясов, рукавиц и т.п.) с изображениям,  называемым сказочным персонажам или ситуациям )(бал, перед, выезд в лес и т.п.).

Игра «Разложи по полочкам (классификация одежды)

«Назови ласково» (образование сущ. С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

«Чья это вещь?» (склонение существительных»

«Река времени» (выкладывание картинок от одежды прошлого до одежды настоящего)

Настольно-печатная игра «Подбери заплатку»

Игра «У кого больше?»

Цель: Учить детей считать количество предметов одежды на себе, сравнивать с количеством одежды на сверстниках. «Какая?».

Цель: Учить детей образовывать прилагательные от существительных, отвечая на вопрос «Какая?»

(Одежда из ситца какая? – ситцевая; воротник из меха – меховой и т.п.)

Сюжетно-ролевые игры:

 Мастерицы-рукодельницы, портные

Магазин «Одежда»

Театрализация : «Веселые переодевания к карнавалам и праздникам» (одежда праздничная, обрядовая: различия, традиции разных народов; интересные предметы и аксессуары: маски,  веера и т.п.). в том числе из самостоятельно сделанных масок.

Конкурс: «Кто быстрее оденется»

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание произведений изобразительного искусства, прослушивание музыкальных и литературных произведений, в которых встречаются «костюмная» тематика («Валенки, ах, валенки», «Темно лиловая шаль», «Оренбургский платок»).

- Слушание «Моя Россия» муз. Г.Струве.

- Пение русской народной песни «Прялица» в обработке Т.Ломовой.

- Русский народный танец «Лён» в обработке Раухвергера.

Слушание русской народной песни «Дуня-тонкопряха» в обработке Жарова.

Беседа на тему «Одежда будущего»

Задачи: Воспитывать уважение к ответам товарищей. Развивать фантазию, речь, логическое мышление.

Учить детей придумывать одежду будущего, опираясь на схему-модель описания одежды.

Рисование:

 «Узоры и орнаменты» (символические образы в узорах). Рисование на ткани воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать фантазию, творческие способности, эстетический вкус. Учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги (рисовать «ткань»), находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; использовать в своём рисунке элементы декоративно-прикладного искусства. Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях) Рисование русских народных костюмов

Творческая мастерская: «Швейная фабрика»

Цель: Учить детей рисовать и вырезать бумажную одежду для плоскостных кукол.

Лепка :

«Наш любимый Мишка»

Аппликация :

Хоровод нарядов со всего мира.

 Новое платье для куклы

Лоскутное одеяло

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика:

«Маша варежку надела»

Раз, два, три, четыре, пять Будем вещи мы стирать:    (см.приложение)

Физкультминутка

«Стирка» (см.приложение)

Подвижные игры: Подвижная игра «Цветные перебежки».

Цель: Учить детей находить в своей одежде названный ведущим цвет, быстро реагировать на сигнал, перебегая на противоположную сторону площадки.

Игра малой подвижности «Где мы были, мы не скажем…»

Цель: Учить детей выразительно изображать различные действия (стирка одежды, шитьё, одевание и т.п.)

Используемая литература.

Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.,1997.

Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М., 1996.

Удивительные истории. Л.Е.Белоусова (Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2000).

Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. И.А.Лыкова. («Карапуз» Творческий центр СФЕРА. М.-2009).

Почитайте детям:

1.Русская народная сказка «Золотое веретено».

2.В.Осеева «Волшебная иголочка».

3.Н.Носов «Заплатка».

4.Е.Благинина «Научу одеваться и братца».

5.Л.Чарская «Большая стирка».

6.Казахская сказка «Чудесная сказка».

7.К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

8.З.Воскресенская «На кончике нити».

9.Е.Благинина «Шинель».

10.З.Александрова «Сарафанчик».

11.В.Орлов «Портниха».

12.А.Барто «Сто одёжек».

13.В.Зайцев «Я одеваться сам могу».

14.Н.Саконская «Снежный ком».

15.В.Лившиц «Валины перчатки».

16. «Сказка про то, как одежда обиделась». (см. приложение к проекту).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История одежды Воспитатели: Лукина Т.В

Слайд 2

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ? Некоторые исследователи утверждают, что одежда появилась из-за чувства стыда, другие объясняют ее появление желанием украсить свое тело, а третьи просто говорят, что человеку было холодно

Слайд 3

Чтоб в морозы не замерзнуть, Чтоб спастись от холодов Человек в любую шкуру, Завернуться был готов. И ходил и в дождь и в снег, В этой шкуре человек

Слайд 4

Древнерусская рубаха, сорочица – основа женского народного костюма Была главным, иногда единственным предметом одежды. Были прямого покроя и кроились из перегнутого пополам полотнища и назывались руб

Слайд 5

Женский праздничный костюм

Слайд 6

Все головные уборы украшались по разному – вышивкой, бисером, жемчугом. Головной убор передавался по наследству, он был дорогим во всех смыслах

Слайд 7

Юбка, как отдельный элемент одежды появилась достаточно поздно, в 18 веке. В северной части России носили сарафан а в южной части носили поверх рубахи поневу (женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом).

Слайд 8

Мужской костюм Состоял из рубахи и длинных штанов (портки/порты)

Слайд 9

Рубаху подпоясывали поясом, который был предметом гордости и магическим предметом одежды – его украшали в соответствии с возможностями и традициями. Мужчины снимали пояс только в бане или кровати. Появиться без пояса было верхом неприличия.

Слайд 10

Особой одеждой была шуба. Ее носили и крестьяне, и знатные люди, и царь. На Руси было принято шить шубу мехом внутрь (дубленка). Чем больше шуб было у владельца, тем он считался богаче.

Слайд 12

Эх, ВАЛЕНКИ, ВАЛЕНКИ

Слайд 13

Менялись времена, менялась и одежда

Слайд 14

Современная очень разнообразна. Нередко по одежде можно узнать, кем работает человек

Слайд 15

Творческая мастерская. Придумайте одежду из лоскутов ткани.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСТОРИЯ КОСТЮМА Воспитатели: Лукина Татьяна Викторовна

Слайд 2

Мы знакомились с историей русского костюма

Слайд 3

Мы узнали

Слайд 4

Узнали, как делается ткань

Слайд 5

Мы учились ухаживать за одеждой – стирали ее

Слайд 6

Вешали сушить

Слайд 7

УТЮЖИЛИ

Слайд 8

Наряжали кукол в одежду разных времен и народов

Слайд 9

Изучали свойства ткани

Слайд 10

Экспериментировали самостоятельно

Слайд 11

Удивились тому, что Болонья не промокает Одежду делают из молока

Слайд 12

А потом поздравляли мамочек с их праздником в народных костюмах, сделанных своими руками

Слайд 13

Спасибо за внимание И за помощь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Как рубашка в поле выросла"

Нас окружает множество нужных и полезных вещей. Откуда они беруться, как и из чего из делают. Это занятие посвящено одежде, а именно одежде сшитой из льняной ткани. Это занятие-исследование. Дети выяс...

Проект "Как рубашка в поле выросла"

материал по познавательному развитию для детей дошкольного возраста...

План-конспект занятия ознакомления с окружающим «Как рубашка в поле выросла»

Обучающие задачиРазвивать умение детей пользоваться, как краткой, так и распространенной формой ответа.Познакомить с этапами изготовления изделий изо льна.Закреплять представления о быте, культуре люд...

"Как рубашка в поле выросла"

Уважаемые коллеги!!! Данный материал поможет познакомить детей старшего дошкольного возраста с особенностями изготовления русской народной одежды....

Проект "Как рубашка в поле выросла"

Проект "Как рубашка в поле выросла"...

Конспект по познавательному развитию "Как рубашка в поле выросла"

Конспект  по познавательному развитию "Как рубашка в поле выросла"...

Презентация для детей средней группы "Как рубашка в поле выросла"

Презентация, в которой показан процесс производства льняной одежды нашими предками....