Язык слов и эмоций в общении с детьми
консультация

Куркина Елена Евгеньевна

Речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности взрослых, которые его окружают (педагогов, родителей). Грамотная речь является основным элементом общей культуры человека. Речь – не только средство общения, но и средство управления поведением других людей. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка. Насколько грамотно выражается педагог, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Язык слов и язык эмоций в общении с детьми»

        Речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности взрослых, которые его окружают (педагогов, родителей). Грамотная речь является основным элементом общей культуры человека. Речь – не только средство общения, но и средство управления поведением других людей. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка. Насколько грамотно выражается педагог, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

        К речи педагога сегодня предъявляются высокие требования.  

        Среди требований к речи педагога образовательного учреждения выделяют:

  • Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

        Эмпирические открытия, сделанные Марией Монтессори, указывают на то, что ребенок – существо невербальное. Вся информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова. Словами мы загружаем левое полушарие. Оно отвечает за логику, за понимание речи. А ребенок – правополушарное существо, его мышление образное. Включая сначала правое полушарие, несловесное, мы подтягиваем постепенно к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается гармонично, у него не происходит перегрузки нервной системы, психики.

        Психолингвисты дополнили эти выводы, доказав, что «личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной. Вербализованная форма – это осознание, обозначение того, что придает смысл ситуации. Эмоционально-непосредственная – это ее эмоциональное проживание. Вербализованная форма осмысления практически недоступна дошкольникам».

        Доказано, что существует два языка общения:

один язык – это язык слов, понятий, речевых единиц, фраз;

второй язык – язык бессловесный: язык мимики, улыбок, гримас, смех, плач – язык эмоций, переживаний.        Второй язык появляется очень рано и позволяет малышу считывать информацию об отношении окружающих к нему и друг другу, их настроение, эмоции.        

        Ребенок может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесна коммуникация его не подведет: каким тоном говорит педагог детям, каким родителям; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Все учтет ребенок. И понимание не обязательно выражать словесно. Несловесные методы и тут важнее: подбадривающий, теплый взгляд, добрая улыбка, иногда прикосновение рукой, поглаживание скажу больше слов. Очень действенна сила и воздействие взгляда.

Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят детей к неверию в собственные силы. Порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает ребенка.

        Бессловесная коммуникация – самая честная. С детства мы все определяем интуитивно, кто нас любит, а кто нет, и без всяких слов знаем, как к нам относятся. Ребенок это чувствует гораздо тоньше, сильнее.

        Важно помнить такое правило: «Не переводи в словесный ряд то, что можно не переводить. Отношения лучше не вербализировать, тем более всякие замечании словесно не оформить».

        Невербальной коммуникацией является вся атмосфера в группе: особый порядок, отношения взрослых и детей, их жесты, ритуалы, традиции в группе.

Таким образом, в каждом слове заключён не только информационный, но и эмоциональный смысл. Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подборка  пословиц, загадок, стихов в помощь родителям...

"Роль эмоций в общении с ребенком"

Родительское собрание...

Презентация "Роль эмоций в общении"

Презентация "Роль эмоций в общении"...

Магические слова в общении с детьми.

Всем нам известно о целебном свойстве слов. Словом можно вылечить, а можно и убить.Слова могут вдохновить нас на великие дела, а могут вогнать в уныние и навсегда отбить охоту делать что-то хорошее.Сл...

"Волшебные слова и поступки" (культура общения, этикет, эмоции).

Методические рекомендации для родителей по теме«Волшебные слова и поступки»(культура общения, этикет, эмоции)Привлекайте ребенка к выполнению трудовых поручений.Побеседуйте с ребенком о пр...

Практикум «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми.

Практикум «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми. Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов...