Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «В мире профессий»
проект (подготовительная группа)

Шалунова Нина Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «В мире профессий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_professiy_1.docx42.03 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик» МБДОУ «Детский сад «Планета детства»

 комбинированного вида»

ПРИНЯТО

на Педагогическом Совете

протокол№_____________

от «___»__________20___ г

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»____________Ворожцова Н.В.

Приказ № ________________________

от «____» ______________20_______ г

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая С.П. «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик»МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»    _________Аброськина А.Б.

Приказ № ________________________

от «____» ______________20_______ г

            Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа по ранней профориентации    «В мире профессий»

                             (формирование элементарных представлений у детей старшего

                                  дошкольного возраста о профессиях взрослых)

 (

                                                                                               Возраст: 6-7 лет

                                                           Срок реализации проекта: 1 год.

                                                                                                         

                                                                                                        Составители:  Шалунова Н.Н.

                                                                                                  Тимербулатова З.Х.        

                                       

                                         

                                                   пгт. Комсомольский

                              Чамзинского района Республики Мордовия

                                                                2019-2020г.г.

                               

                                         

                                                  Содержание

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3.Содержание изучаемого курса

3.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

4. Список использованной литературы

 

1.Пояснительная записка

Актуальность

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

 Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.       

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический кружок «В мире профессий».

Цель кружковой работы: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Задачи по формированию элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых:

- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в

жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,

понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия

представителей разных профессий.

Формы и методы работы с дошкольниками:

-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

-рассказы воспитателей и родителей;

 -непосредственно образовательная деятельность;

-игры, праздники и развлечения;

-самостоятельная художественно – творческая деятельность.

В работе кружка участвуют до 25 детей, занятия кружка проводятся

2 раза в неделю, по подгруппам. Продолжительность занятий с каждой подгруппой -30 минут

Алгоритм ознакомления с профессией.

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации:

- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,

- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,

- разовьется чувство уважения к   людям разных профессий.

Участники кружка: дети 6-7 лет, воспитатели и родители

Продолжительность курса: кружок   рассчитан на 1 год.

                                Реализация кружковой работы:

Работа по кружку предполагает разделение деятельности на три этапа:

I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.

II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».

III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

 2.Учебно-тематический план.

         Тема

 Всего

Практическое

Теоретическое

1

Мир профессий, знакомство с Куйгорожем.

     

     4

       1

     

 

         3

 

2

«Строитель»

     4

       2

         2        

3

«Повар»

     8

       5

         3

4

«Фермер»

     8

       4

         4

5

«Ветеринар»

     8

       5

         3

6

«Водитель»

     4

       2      

         2

7

«Военные профессии»

     4

       2

         2

8

«Парикмахер»

     8

       5  

         3

9

«Программист»

     8

        5

         3

10

«Пожарный»

     6

        4

         2  

11

 Повторение

      2

         1

          1

                                Итого:

    64

       36

        28

3.Содержание изучаемого курса.

Тема занятий.

 Содержание занятий

Работа с тетрадью

Работа с родителями.

Октябрь

Вводные занятие

«Строи-

тель»

1 неделя:

1.Сбор художественной литера-туры: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы,сказки;

2. Диагностика уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста

2 неделя:

1. Д/игра с карточками: Все работы хороши…»

2. Беседа «Кем ты хочешь стать»;

Ознакомление детей с мифоло-гическим героем «Куйгорож». Демонстрация тетради.

Беседа с родителями о ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Родительское собрание «Участвуем в кружковой деятельности»;

Предложить родителям рассказать о своей профессии.

Вместе с детьми нарисовать профессию мамы или папы.

3 неделя:

1 Беседа о профессии «строитель»;

2. Сюжетно-ролевые игры

«Мы – строители»,

«Дружно строим дом»,

4 неделя:

1. Разучивание стихотворений «Строители» Б. Заходера;

2.Рисование на тему: «Моя улица»,

 

Чтение сказки «Профессия «Строитель».

Выполнение заданий: с. 5 – 8

Консультация: «Как воспитать в ребёнке самостоятельность».

Побеседовать со своим ребенком о понятие: «Труд».

Рассматривание картинок со строительной техникой.

Провести тест родителей с детьми: «Кем может стать ребенок в будушем».

Ноябрь

«Повар»

1 неделя:

1.Беседа о профессии «повар»;

2.Экскурсия на кухню;

2 неделя:

1.Дидактические игры:«Что лишнее», «Варим суп», «Варим компот», «Сервируем стол к обеду»,  

2. Инсценировка «Спор овощей» (Н.Семенова);

3 неделя:

1.Аппликация «Украшаем тарелочку для праздничного обеда»;

2. Д/игра: «Столовая посуда и приборы, как ею правильно пользоваться.

4 неделя:

1.Сюжетно-ролевые игры: «Готовим борщ»,   «Готовим компот для куклы»,
2. Лепка «Для салата на обед соберем мы овощи»,

Чтение сказки «Профессия «Повар».

Выполнение заданий: с.9 – 13

Беседа с поваром детского сада.

Суперкласс от повара детского сада: «Салат витаминный».

Консультация для родителей: «Как приучать детей к домашнему труду».

Декабрь

«Фермер»

1 неделя:

1.Беседа о профессии «фермер»;

2.Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»;

2 неделя:

1.Лепка «Кто из домашних животных живёт на ферме»;

2. Занятие: «Как хлеб на стол пришел».

3 неделя:

1.Дидактические игры: «Кому что нужно для работы»,   «Собери картинку»,  

2.Презентация «Наша ферма»

4 неделя:

1.Подвижные игры: «Помощни-ки», «Собери урожай».

2. С/Р игра с конструктором «Наша ферма».

 

Чтение сказки «Профессия «Фермер».

Выполнение заданий: с.14–18

Оформление альбома: «Все работы хороши».

Просмотр документальных фильмов о фермерах.

С/Р игра с конструктором «Наша ферма».

Лепка животных из пластелина.

Январь

«Ветери-

нар»

1  неделя:

1.Беседа о профессии «ветеринар»;

2. Дидактические игры: «Бегает, прыгает, летает», «Омут».

2 неделя:

1.Чтение художественной литера-туры:  В. Коржиков «Рассказыо таежном докторе».

2. Сюжетно-ролевая игра: «Вете-ринар»;

3 неделя:

1.Лепка «Любимые питомцы»;

2. М. Пришвин «Заячьи лапы».

 4 неделя:

1.Создание фотоальбома «Наши любимцы»;

2. Рисование животных фломастером.

Чтение сказки «Профессия «Ветеринар».

Выполнение заданий: с.19–23

Вместе с детьми просмотр документальных фильмов о ветеринарах.

Выучить отрывок из произведения К Чуковского «Айболит».

С/ролевая игра: «Ветеринарный пункт».

Февраль

«Води-тель»

«Военные профессии»

1 неделя:

1.Беседа о профессии «водитель»;

Чтение художественной литературы:

А. Барто «Грузовик»,

2. С/ролевая игра «Автомастерская».

2 неделя:

1.О. Емельянова стихи по ПДД.

«Не беги через дорогу!»,

«С мамой через дорогу»,

2. Рисование легковых и грузовых машин красками.

3 неделя:

1 Беседа «Военные профессии»

2. Беседа «Военная техника»

4 неделя:

1.Сюжетно-ролевые игры «Разведчики», «Перевяжи ранненого»

2. Игра  «Автобус». п/и «Воробышки и автомобиль».

Чтение сказки «Профессия «Водитель».

Выполнение заданий: с.24–29

Рассматривание машины вместе с ребёнком.

Д/игра по ПДД.

Отгадывание загадок о ПДД и разных видов машин.

Рассматривание картин,иллюстраций на военную тему.

Март

«Парик-

махер»

1 неделя:

1.Беседа о профессии «парикмахер»;

2. Экскурсия в парикмахерскую.

2 неделя:

1.Д/игра: «Кому, что нужно»

2.Чтение сказки «Чудесный парикмахер» Л. Скребцовой;

3 неделя:

1.Сюжетно-ролевые игры «В парикмахерской, «В салоне красоты»;

2.Лепка кукол с красивыми причёсками.

4 неделя:

1.Сюжетно-ролевые игры «В парикмахерской, «В салоне красоты»;

2. Беседа» Головные уборы мордовского народа - какие они»

-Обратить внимание на произведения искусства мордовского народа Привитие любви к родному краю, гордости за свой народ, знание и умение ценить традиции своего народа.

 

 

Чтение сказки «Профессия «Парикмахер».

Выполнение заданий: с.30–34

Беседа: Почему родители ходят на работу».

Просмотр мультфильмов с детьми: Все профессии нужны.

Мастер класс от родителя-парикмахера профессионала.

Составление альбома: «Детские прически».

Консультация для родителей «Как ухаживать за детскими волосами».

Апрель

«Прог-раммист»

1 неделя:

1.Беседа о профессии «про-граммист»;

2. Рисование «Компьютер»

2 неделя:

1.Аппликация из геометрических фигур: «Мой любимый робот».

2.Выполнение задания «Найди ошибки Куйгорожа»

3 неделя:

1.Д/игра - конструирование: «Роботы из пустых коробок»

2.Д/игра «Лабиринт-следы Куйгорожа

4 неделя:

1.Сюжетно-ролевая игра «Роботы»;

2.Конструирование  из лего «Компьютер моей мечты»

 

Чтение сказки «Профессия «Программист».

Выполнение заданий: с. 34–38

Консультация: «Игра – как основной вид деятельности ребенка».

Просмотр документальных фильмов про роботы вместе с детьми.

Беседа с родителями: Построение рабочей среды с учётом ранней профориентации».

Из бросового материала вместе с детьми  сделать несколько видов роботов.

Май

«Пожа-

рный»

1 неделя:

1.Беседа «Профессия пожарного».Чтение художественной литера-туры:  «Пожар» С. Маршак, «Пожарные собаки»

Л. Толстой.

2.Сюжетно – ролевая игра «Мы пожарные»

2 неделя:

1. Беседа «От чего происходят пожары?»

Рассматривание иллюстраций, плакатов «Огонь и дети» 

-уточнить и расширить знания детей о пожарной безопасности

2.Рисование на тему «Пожар»;

3 неделя:

1.Проведение дидактических игр: «Горит или не горит», «Потуши пожар»,   «Позвони 01».

2.Конструирование «Пожарная часть»

Чтение сказки «Профессия «Пожарный».

Выполнение заданий: с. 38–43

Встреча с родителями, работающими в МЧС.

Побеседовать с детьми о безопасном поведение дома.

Нарисовать вместе с детьми картину: «Спасатели».

Сбор дидактического материала для развивающих игр.

Лепка «Пожарная машина»

Познакомить детей с профессией пожарного, с инструментами, необходимыми, ему в работе, с огнём.

Май

Итоговое занятие

4 неделя:

1.2.Составление рассказа «Кем я хочу стать и почему».

Выполнение заданий:

с. 44 – 46

Оформление альбома: «Все работы хороши».

Итоговая диагностика

опросник Л. В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых»; профориентационный опросник Е. И. Климова. (Приложения1 – 4)

3.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

  Для проведения занятий необходимы рабочие тетради

«Знакомимся с профессиями» для детей 5-7 лет,картотека дидактических игр по профессиям, иллюстрации, открытки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, индивидуальные материалы для изобразительной деятельности, художественная литература, настольные игры.

4.Литература

  1. Буре, Р.С.; Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Воспитание дошкольников в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Золик и др.: - 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980.
  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176
  4. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н.Захаров.- М.: Просвещение, 1988.
  5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
  6. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» / Н.А. Кнушевицкая. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2010.
  7. Маркова, Т.Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Книга для воспитателя детского сада Т.Я. Маркова. – М. : Просвещение, 1991.
  8. Нефёдова К.П. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей /К.П. Нефёдова.-М.:
  9. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Вераксы, М.А. Васильевой. – М., 2010г.
  10. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.
  11. Шорыгина Т.А .Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»

Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому п...

Проект по профориентации " В мире профессий"

С детства дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Но беседуя с детьми, мы выяснили, что дети не достаточно осведомлены о профессиях. На вопрос: &l...

КОНСПЕКТ педагогического мероприятия с детьми старшей группы по ранней профориентации Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Ранняя профориентация дошкольников одна из основных задач современного детского сада. Профориентация в дошкольном возрасте - это прежде всего знакомство детей с профессиями родителей и других близких ...

Конспект развивающего занятия по ранней профориентации "В мире профессий".

Расширить представления детей о различных профессиях. Вызвать у них желание изучать мир профессий, привить уважение к людям труда, желание трудиться в будущем....

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «Все профессии нужны – все профессии важны!»

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых,...

Межсетевое взаимодействие между МБДОУ №6 и МБДОУ №16 г. Беслана по теме "Ранняя профориентация" КВН «Все профессии нужны, все профессии важны»

Создание проблемных ситуаций с помощью вопросов и их обсуждений для повышения познавательного интереса и закрепление знаний детей о профессиях взрослых....