Доклад "Технологии культурных практик с детьми дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Шарапова Елена Валерьевна

Доклад "Технологии культурных практик с детьми дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Выполнила: воспитатель Шарапова Елена Валерьевна

Забайкальский край. Город Чита. МБ ДОУ Центр Развития Ребенка №79

        Меняется современный мир, меняются конечно же и дети. Современные дошкольники намного способнее и любознательнее чем раньше.

Поэтому главная цель дошкольного образования на данном этапе - помочь каждому ребёнку раскрыться, создать условия для реализации его возрастного потенциала.

Появилось понятие культурных практик.

        Культурные практики – это приобретение опыта общения и взаимодействия со взрослыми, сверстниками; это освоение позитивного и негативного жизненного опыта.

То есть если кратко, то это приобретение опыта и его усвоение в ходе какой - то деятельности.

Существует два направления культурных практик: культурные практики, инициируемые детьми, и культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.

Наиболее эффективной формой реализации культурных практик является проектная деятельность.

        Существует несколько вариантов культурных практик:

1. Совместная игра детей и педагога для обогащения содержания творческих игр, освоения игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта, которые носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть практического характера (оказание помощи малышам, старшим; участие в важных делах, например «Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику»...), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений; педагог вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом дошкольников) и имитационно-игрового характера (т.е. ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению каких - то возникающих проблем).

3. Творческая мастерская, которая  предоставляет детям условия для применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию (например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки, игры и коллекционирование).

4Музыкально-театральная и литературная гостиная - т.е. восприятие музыкальных и литературных произведений на музыкальном и литературном материале.

5. Сенсорный и интеллектуальный тренинг - т.е. задания игрового характера, обеспечивающие становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

6. Детский досуг - т.е. вид деятельности, организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.

7. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность, которая носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Примерные виды и формы культурных практик:

Возраст детей

Культурная практика

Виды и формы работы

Младший дошкольный возраст

Совместная игра педагога

с детьми

сюжетно-ролевая игра

режиссерская игра

игра-инсценировка

игра – драматизация

игра-экспериментирование

Творческая мастерская

проектная деятельность

мини-коллекционирование

образовательные ситуации с единым названием

(например, «Веселая ярмарка»)

Старший дошкольный возраст

Совместная игра педагога

с детьми

В старшем дошкольном возрасте добавляются:

игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно-ролевую игру.

театрализованные игры

(кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток...)

Творческая мастерская

В старшем дошкольном возрасте добавляются:

студийная, кружковая работа

творческие проекты

коллекционирование

образовательные ситуации с единым название

(например, «Город мастеров»)

проведение ежемесячных проектов (например, «От ложки до матрешки», «Игрушечных дел мастера» и т.д.)

в подготовительных группах образовательная ситуация «Школа дизайна» серия дизайн проектов в форме арт-салонов «Друг детства» (дизайн игрушек), «Золотой ключик» (театральный дизайн), «Золушка» (дизайн одежды) и т.д.

Чтение художественной литературы

группировка произведений по темам

длительное чтение

циклы рассказов

чтение периодической печати

(на примере ознакомления с детскими журналами) и т.п.

Все возрастные группы

Досуги

«Песенные посиделки» - пение в кругу знакомых песен

театрализованное обыгрывание песен.

«Сам себе костюмер» (ряженье) - примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги.

«Мы играем и поем» – игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!)

«Танцевальное «ассорти» -свободное движение детей под музыку, образно-танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;

«Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам

«Кинофестиваль» – просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы работы в логопедической практике с детьми дошкольного возраста

Игровые методы работы в логопедической практике с детьми дошкольного возраста....

Организация культурных практик в младшем дошкольном возрасте

Данный материал поможет педагогам понять, что такое культурные практики, как их организовывать, что они развивают у дошкольников....

Методическое сопровождение педагогов в организации культурных практик детей старшего дошкольного возраста

Современные процессы модернизации образования выдвигают первый план формальную принадлежность к профессии, занимаемую им активную позицию, личное отношение педагогическому труду. в развитии обр...

Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы детьми дошкольного возраста.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция по ухудшению состояния здоровья детей. Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. ...

Игровые практики с детьми дошкольного возраста с использованием фрутокрышечек.

Фрутокрышечки — это обыкновенная крышка от детского пюре «Фруто Няни». Производители этой известной марки придумали разноцветные крышечки с игровыми элементами - они могут скреплятьс...

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности, которые используются в практике с детьми дошкольного возраста

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности, которые используются в практике с детьми дошкольного возраста...

"Организация культурных практик с детьми дошкольного возраста"

Методические рекомендации «Организация культурных практик в дошкольном образовательной организации»...