План работы по самообразованию на 2015-2017 гг.
учебно-методический материал (средняя группа)

Брагару Лидия Афанасьевна

План работы по самообразованию на 2015 - 2017 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2015-2017_gg.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

№1 «СКАЗКА»

План работы по самообразованию 2015–2017 гг.

Тема «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Составила: воспитатель Брагару Л. А.

Мегион 2015

Пояснительная записка.

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:

- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;

- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со

старшими;

- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных

произведений.

Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.

Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Актуальность

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.

 Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Цель:

Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

3. Прививать интерес к положительным героям произведений.

4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие

1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя. 

2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Приемы:

Словесные:

  • Беседы;
  • Игры-беседы;
  • Рассказ;
  • Чтение художественной литературы;
  • Использование игровых ситуаций;
  • Игры - беседы с персонажами сказок;
  • Сочинение историй.

Наглядные:

  • Групповые выставки;
  • Рассматривание иллюстраций.

Практические:

  • Игры – драматизации;
  • Игры – инсценировки;
  • Игры – забавы;
  • Подвижные игры;
  • Пальчиковые игры;
  • Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • Рисование.

Формы организации:

  • Занятие по художественной литературе;
  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Коллективные работы;
  • Тематические занятия;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дидактические игры;
  • Физкультминутки;
  • Драматизация.

Методы ознакомления с художественной литературой.

  • Чтение воспитателя по книге или наизусть.
  • Рассказывание воспитателя.
  • Инсценирование.
  • Заучивание наизусть.
  • Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
  • Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.

Сотрудничество с родителями.

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

Содержание работы:

а) Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне.

б) Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие.

При этом родители выступают в роли слушателей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие «родитель – ребенок» в процессе беседы по прочитанному произведению.

Формы работы с родителями.

  • Анкетирование
  • Оформление папок – передвижек
  • Консультации
  • Различные мероприятия совместно с детьми
  • Индивидуальные беседы
  • Рекомендации
  • Демонстрация наглядного материала

Cрок реализации плана: 2 года (2015- 2017)

1. Теоретический этап:

  • Изучение методической литературы по данной проблеме (в течение 1 года). Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет»- Москва «ВАКО», 2014 г. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010.
  • Изучение статей в журналах (в течение 1 года) «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч».
  • Изучение инновационных методик и технологий (в течение 1 года) «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».
  • Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
  • Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы.

2. Практический этап

Перспективный план на 2015-2016 год

Сентябрь.

  1. Консультации для родителей: тема «Как подружить ребенка с книгой».
  2. Анкетирование: «Поделиться вашей точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка».
  3. Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».

Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Октябрь.

  1. Консультации для родителей: тема «Книги — наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!» 
  2. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Ноябрь.

  1. Консультации для родителей: тема «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»
  2. Совместная деятельность с детьми: Чтение детям сказки: «Три медведя». День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю».

Игры – забавы

Декабрь.

  1. Консультации для родителей: тема «Что читать детям»
  2. Совместная деятельность с детьми: Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

Январь.

  1. Консультации для родителей: тема «Как подружить ребенка с книгой».
  2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».

Февраль

  1. Консультации для родителей: тема: «Особенности чтения сказок о животных».
  2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»

Конкурс рисунков «Вот и сказочке конец» (фантазируют придумывают свою концовку сказки»

Март

  1. Советы родителям: " О пользе чтения книг или что и как читать детям

5 – 7 лет» 

  1. Совместная деятельность с детьми: Чтение произведений о женщинах, мамах. 

 Выставка «Портрет моей мамочки»

Апрель

  1. Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг»
  2. Совместная деятельность с детьми: Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок.

Май.

  1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
  2. Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Июнь – август.

Планирование деятельности и перспектив развития. Составление плана работы на следующий год по теме самообразования.

Перспективный план на 2016-2017 год

Сентябрь.

  1. Консультация для родителей «Роль сказок в развитии детей».
  2. Совместная деятельность с детьми: Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций, беседы, обсуждения.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Октябрь

  1. Консультация для родителей: «Почитай мне, мама!! » (о домашнем чтении вслух)
  2. Совместная деятельность с детьми: Чтение рассказов о природе. Презентация «Я люблю тебя, России». (обсуждение, обмен мнениями)

Ноябрь.

  1. Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса
  2. Совместная деятельность с детьми: Чтение и обсуждение прочитанной сказки современных писателей. Словотворчество.

Декабрь.

  1. Конкурс «Сказочная книга» (изготовление книжки-малышки родители-дети)
  2. Совместная деятельность с детьми: Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни».

Экскурсия в библиотеку.

Январь.

  1. Консультация для родителей: «Почитай мне сказку, мама».

Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой»

  1. Совместная деятельность с детьми:

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья» (обложка любимой семейной книги)

Февраль.

  1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

  1. Совместная деятельность с детьми:

Чтение сказок А. С. Пушкина. Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

 Игра «Что? Где? Когда? По сказкам А.С. Пушкина

Март.

  1. Памятка для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».

  1. Совместная деятельность с детьми:

Чтение стихов о красоте природы, О Родине.

Конкурс стихотворений о Родине, маме.

Апрель.

  1. Совместная деятельность с детьми: беседа о космосе, космонавтах.
  2. Выставка рисунков «Этот загадочный космос»

Добавить материал в театральный уголок, изготовление масок совместно с детьми.

Список литературы:

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2015-2017 учебный год "Развитие чувства ритма у детей при игре на детских музыкальных инструментах".

Формирование чувства ритма -- важнейшая задача педагога. Вместе с тем, занятия в оркестре детских музыкальных инструментов способствуют развитию умственных способностей; психофизических процессов: мыш...

План работы по самообразованию 2015–2017 гг. Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...

План по самообразованию на 2015-2017 уч.г.

План по самообразованию  Даутовой Елены Юрьевны,  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  №94 «Соенеч» Нижнекамского муниципаль...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...