Программа самообразования на 2015-2017 год по теме «Здоровьесберегающие игровые технологии как средство формирования валеологической культуры детей»
рабочая программа по теме

Павлова Лилия Ивановна

Содержит план работы по самообразованию. Актуальность выбранной темы. Этапы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_zdorovesberezhenie.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Нижнекамская школа-интернат "Надежда"

для детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа самообразования воспитателя

по теме:

«Здоровьесберегающие игровые технологии

как средство формирования

валеологической культуры дошкольников»

Воспитатель: Павлова

Лилия Ивановна

Нижнекамск, 2015 г.

Ф.И.О. педагога

Павлова Лилия Ивановна

Учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Нижнекамская школа-интернат "Надежда" для детей с ограниченными возможностями здоровья

Профиль

Воспитатели и специалисты школы-интерната

Должность

Воспитатель

Уровень профессионального образования

Высшее

Сведения о профессиональном образовании, переподготовке

Набережночелнинский государственный педагогический институт.

Специализация: Педагогика и методика начального образования
ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права» г. Казань

Направление: Дефектология

Сведения о повышении квалификации

«Повышение профессиональной компетенции педагогов коррекционных учреждений V-VI вида в условиях совершенствования содержания коррекционно-педагогического процесса в ОУ», при ФГБОУ ВПО "Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и процессов", г. Набережные Челны, 108 ч., 2014 г.

Тема: «Здоровьесберегающие игровые технологии как средство формирования валеологической культуры дошкольников».

Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по изучению проблемы формирования основ валеологических знаний у дошкольников посредством игр по здоровьесбережению. 

Задачи:

  1. Изучение и систематизация теоретического и практического материала по современным здоровьесберегающим технологиям.
  2. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей на основе использования доступных средств с учетом психофизических особенностей детей.
  3. Создание картотек игр по различным видам здоровьесбережения.
  4. Воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью, безопасного поведения.
  5. Привлечение родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни.

Этапы работы:

I этап (информационно – ознакомительный)

- изучение научной, методической литературы;

- анализ  и обобщение теоретических данных;

- разработка комплексно – тематического планирования  по формированию навыков здорового образа жизни в рамках образовательной    области «Физическое развитие»;

- разработка картотек игр по видам здоровьесбережения.

II этап (практический)

- внедрение в практику работы полученных теоретических знаний.

III этап (обобщающий)

- обобщение опыта работы по теме самообразования;

-  анализ результатов работы.

   Актуальность проблемы:

                             «Я не боюсь еще и еще раз сказать:

забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

                                                           В. А. Сухомлинский

      Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус и т.д. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. 

Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стали востребованные педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающие образовательные технологии.
          Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. А здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится здоровье.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству, на мой взгляд, и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как дошкольный возраст – благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Поэтому меня и заинтересовала данная тема. Особенно применительно к детям с ОВЗ.

I этап: ИНФОРМАЦИОННО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ

2015-2016 учебный год

№ п/п

Мероприятия

Срок выполнения

1.

II.

1.

2.

3.

III.

Подбор и изучение научно-методической литературы

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
  2. Антонов Ю.Е.Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века /Ю.Е.Антонов. - М.: Аркти, 2011.
  3. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  4. Бочкарева О. И. Система работы по формированию здорового образа жизни. Старшая группа, Волгоград: ИТД «Корифей»
  5. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа дошкольного образования «От рождения до школы», М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.
  6. Волошина Л., Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.
  7. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.
  8. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, М.: Педагогическое общество России, 2006.
  9. Деркунская В. А. Игры- эксперименты с дошкольниками, М.: Центр педагогического образования, 2012.
  10. Зебзева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  11. Зедгенидзе В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1. 
  12. Каралашвили Е.А.  Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002.
  13. Князева О. Л. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Просвещение, 2005.
  14. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
  15. Лазарева Н. Е. Программа по валеологии для детей старшего дошкольного возраста. Ярославль, 2006.
  16. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
  17. Методическое  пособие К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника»
  18. Муравьев А. В., Зайцев Л. Г. Введение в валеологию: учебно-методическое пособие. – Ярославль, 1997.
  19. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  20. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб., 2009.
  21. Новикова И. М. Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2009.
  22. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 1999.
  23. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б.Егорова. – М.,2004.
  24. Пак Чже Ву. Шесть книг по су-джок терапии.- М.: Су Джок Академия, 2009
  25. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003. 
  26. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста ( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
  27. Программа Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева,  Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
  28. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
  29. СергиенкоТ.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. 
  30. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. 
  31. Терпугова Е. А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  32. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.,2006.
  33. Федорцева, М.Б. Здоровье сберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного  учреждения: учебно-методическое пособие/М.Б. Федорцева, Т.В.  Шелкунова.-Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2009.-116с. –(Образование и здоровье).
  34. Фролова Е. С., Цветкова Е. Э. Познай себя: учебно-методическое пособие по формированию у детей дошкольного возраста теоретических знаний и практических навыков ЗОЖ. – Ярославль.
  35. Чубарова, С.Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187
  36. Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - № 4.
  37. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М.: 2007.
  38. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД, 2002.

Разработка и отбор игрового и дидактического материала по формированию навыков здорового образа жизни детей.

Создание картотек для работы с детьми:

  • Картотека игр «Здоровье человека»
  • Картотека игр по формированию доброжелательных отношений и коммуникативных способностей
  • Картотека валеологических игр (гимнастика для глаз, дыхательная, самомассаж)
  • Картотека хороводных игр
  • Картотека развивающих игр для детей 4-6 лет
  • Картотека кинезиологических упражнений
  • Картотека су-джок упражнений
  • Картотека занятий по психокоррекции
  • Картотека прогулок

Пополнение уже имеющихся картотек

  • Картотека пальчиковых игр
  • Картотека подвижных игр
  • Картотека дидактических игр
  • Картотека опытнической деятельности
  • Картотека сюжетно-ролевых игр

  Анкетирование родителей

Разработка перспективного планирования по формированию навыков здорового образа жизни в рамках образовательной области «Физическое развитие»

Сентябрь-декабрь 2015 г.

Январь – май 2016г.

Май 2017г.

Сентябрь 2016г.

II этап: ПРАКТИЧЕСКИЙ

2016-2017 учебный год

№ п/п

Мероприятия

Сроки выполнения


I

1.

2.

3.

4.

5.

6.

II.

1.

2.

3.

4.

5.

III.

1.

2.

3.

4.

5.

Проведение диагностики

Работа с детьми

Формирование навыков здорового образа жизни в различных видах деятельности (режимные моменты, НОД, развлечения, наблюдения, прогулки, коррекционные часы)

Расширение представлений детей о здоровом образе жизни

  • Беседы с детьми «Я расту здоровым!», «Органы чувств»
  • Презентация «Я расту здоровым»
  • НОД «Пейте, дети, молоко»
  • Дид. игры «Что такое хорошо, что такое плохо», «Что сначала, что потом», игры на развитие сенсорных способностей.
  • Игры на снятие эмоционального напряжения
  • Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Расширение представлений детей о гигиене

  • Беседы «Как заботиться о себе, чтобы не заболеть», «Микробы»
  • НОД «Привычки человека»
  •  Дид. игры-лото «Кожа. Питание. Сон», «Что сначала, что потом», игры на развитие мелкой моторики
  • Сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «Продуктовый магазин»

Расширение представлений детей о значении воды, воздуха и солнца в жизни людей

  • Беседа «Солнце, воздух и вода помогают нам всегда», «Учись, малыш, дышать»
  • НОД «Наши верные друзья», «Где прячется здоровье»,
  • Опытно-экспериментальная деятельность
  • Дыхательные упражнения, бодрящая гимнастика, дорожка здоровья
  • Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Спасатели»

Расширение представлений о строении собственного тела, назначении органов

  • Беседы «Я –человек», «Как устроено тело человека»
  • НОД «Мой замечательный носик», НОД по технике сказкотерапии «Очищение души».
  • Развлечение «Путешествие в страну Здоровья»
  • Кинезиологические упражнения
  • Обучение приёмам самомассажа
  • Сюжетно-ролевые игры «На приеме у врача», «Магазин одежды», «Обувной магазин»

Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью

  • Беседы на тему, «Как заботиться о себе, чтобы не заболеть», «Что такое витамины», «Осторожно - лекарства»
  • НОД «Витаминная азбука»
  • Развлечение «Что? Где? Когда?» совместно с родителями
  • Хороводные игры
  • Обучение су-джок терапии

      Работа с родителями

Памятки для родителей

«Что такое здоровьесберегающие технологии»

«Формирование здорового образа жизни у своих детей»

Педагогическое просвещение родителей

  • Консультация «Что такое валеология?»
  • Консультация «Игры для здоровья»
  • Консультация «Роль семьи в приобщении ребенка к здоровому образу жизни»
  • Консультация «Мамам на заметку: Осенние хвори»
  • Консультация «Массаж по А.А.Уманской – защита от гриппа»
  • Консультация «Ходьба босиком – помощник здоровью»
  • Информационная папка «Советы по охране жизни и здоровья детей»
  • Информационная газета «Здоровьесберегающие технологии»

Привлечение к изготовлению игр и предметно-развивающей среды.

Участие в жизни группы и интерната

  • Конкурсы и выставки творческих поделок
  • Привлечение родителей к оформлению уголка безопасности «Безопасность соблюдаем – жизнь свою продлеваем
  • Школа родителей «Быть здоровыми хотим»
  • Совместное развлечение «Путешествие в страну Здоровья»
  • Совместная игра «Что? Где? Когда?»

Презентация фотографий деятельности детей «Вот как мы живем»

Организационно - педагогическая работа

 Изучение опыта педагогов 

  • школы-интерната
  • сообществ на интернет-ресурсах

Продолжение изучения новинок методической литературы по теме самообразования.

Выступления для воспитателей на МО 

«Роль предметно-развивающей среды в приобщении детей к здоровому образу жизни».

«Современные здоровьесберегающие технологии и методики их использования»

Участие в конкурсах и выставках в рамках ОУ

Показ открытого НОД с использованием здоровьесберегающих технологий

Мониторинг

Сентябрь 2016г.

В течение года

Октябрь 2016 г.

Ноябрь 2016г.

Декабрь2016г.- январь 2017г.

Февраль –март 2017г.

Апрель - май 2017г.

Сентябрь 2015г.

В течение 2016-2017г.

В течение всего отчетного периода

Январь 2017г.

Март 2017г.

Апрель 2017г.

Май 2017г.

В течение отчетного периода

В течение года

1 квартал года

3 квартал года

В течение года

4 квартал

Май 2017

III этап: ОБОБЩАЮЩИЙ

№ п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

1. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет - конкурсах педагогического мастерства.

2. Отчёт о реализации программы по самообразованию

3. Планирование педагогической работы на следующий учебный год.

В течение отчетн. периода

Май 2017г.

Июнь 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Тема исследования: «Формирование валеологической культуры  детей старшего дошкольного возраста»...

Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...

Программа личностного саморазвития Тема: «Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»

Программаличностного саморазвитияТема: «Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»...

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...

Программа самообразования «Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР».

Программа  саморазвития для повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание благоприятных условий для развития речи у детей с ТНР; развитие у детей...


 

Комментарии

Павлова Лилия Ивановна

При скачивании файла нумерация и сроки на месте, столбец не расширен.