Конкурс "Лучшая дидактическая игра своими руками" "Бизиборд"
методическая разработка (средняя группа)

Руденко Анастасия Николаевна

Дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, познает их свойства качества. Важным компонентом обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста является развитие сенсорных способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяковым и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra_svoimi_rukami.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Веселоярский детский сад «Сказка»

Конкурс «Лучшая авторская дидактическая игра»

«БИЗИБОРД «ДОМИК»

«Развивающая игра»

Разработала

Руденко Анастасия Николаевна,

воспитатель.

Рубцовский район, 2019

Дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, познает их свойства качества. Важным компонентом обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста является развитие сенсорных способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяковым и др.

Когда малыши подрастают, их любопытство не знает границ. Обычные бытовые предметы увлекают малыша намного больше, чем самые красивые и дорогие покупные игрушки. Их интересуют ящики, кнопки, выключатели, розетки,  дверные ручки, крючки, замки. Все бы хорошо, если бы не было так опасно. Но приобретать-то навыки нужно, и, чем раньше ребенок научится правильно и безопасно обходиться в доме, тем спокойнее будет у нас на душе.

К сожалению,  современный ребенок уже не так активно занимается познанием мира, как его ровесники еще четыре десятка лет назад. Если раньше малыш хватал в руки все, что попадется, исследовал мир всеми возможными способами, то сейчас уже с года дети все чаще заняты планшетами, мультиками – всем, что так нравится и намертво приковывает их внимание. Логопеды бьют тревогу – число  ребятишек с речевыми патологиями растет в геометрической прогрессии.

Чтобы нивелировать влияние негативных факторов, постоянно разрабатываются новые дидактические игры, применяются и давние методики. Одна из них – методика Монтессори, ставшая сегодня актуальной как никогда.

В своих исследованиях итальянский педагог Мария Монтессори, разработавшая систему поэтапного развития, отмечала, что маленький ребенок воспринимает информацию в большей степени через сенсорные ощущения. В 1907 году она придумала, как дать детям возможность познавать мир безопасно и создала первый бизиборд – доску, на которой разместила дверную защелку, цепочку, шнуровку, обесточенные розетку, штекер и выключатель.

Данная развивающая доска служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти; способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности, в процессе работы с данным пособием у детей улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение.

В те времена на доске присутствовало лишь несколько элементов, которые, по мнению специалиста, были необходимы для развития детей – шнурки, цепочка с защелкой, выключатель и классическая розетка с вилкой. Ребенок сам может выбрать элемент, с которым хочет поиграть.

В наши дни предметов на бизиборде существенно прибавилось, но основная концепция этой обучающей «игрушки» не поменялась.

Основной целью такой конструкции было развитие у ребенка интеллекта, воображения и многих бытовых навыков, связанных с моторикой. С тех пор бизиборд многократно изменялся и усовершенствовался, но всегда оставался незаменимым помощником для всестороннего развития мальчиков и девочек.

Развивающая доска помогает малышам познакомиться с внешним миром через интересующие его предметы, помимо прочего развивая мелкую моторику. Положительное влияние на мозг работ с передвижением деталей, застегиванием пуговиц и цепочек, нажиманием на клавиши неоднократно научно доказано.

Т. е. можно смело сказать, что развивающая доска для детей помогает им быстрее понимать мир.

Цель игры с бизибордом – не сама игра, а обучение через игру. А еще точнее – помощь в развитие самостоятельности малышей. Осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр.

Современный бизиборд решает несколько задач одновременно – воспитательную, игровую, обучающую и развивающую.

В процессе работы с детьми определены следующие задачи:

  • Формировать общие сенсорные способности;
  • Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • Способствовать развитию у детей обследовательских умений  навыков;
  • Развивать мелкую моторику рук
  • Закреплять навыки действий с различными предметами;
  • Уметь общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

С помощью развивающей доски происходит развитие:

  • Мелкой и крупной моторики;
  • Внимательности и самостоятельности;
  • Мышления;
  • Сенсорики;
  • Творческого потенциала;
  • Логики, памяти;
  • Развития речи;
  • Навыков (застегнуть пуговку, завязать шнурок, открыть замочек и т.д.)

Формы работы с бизибордом:

  • Образовательная деятельность;
  • Совместная деятельность
  • Индивидуальная деятельность
  • Дидактическая игра

Ожидаемые результаты:

Ребенок:

  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • Любознательный и активный;
  • Имеющий первичное представление о мире и природе;
  • Овладевший необходимыми умениями и  навыками.

Помимо этого данная разработка способствует формированию мотивации к обучению. В процессе решения практических задач у детей формируются важные личностные качества, такие как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность и уверенность в себе.

Каким должен быть бизиборд, чтобы не навредить, а помочь ребенку? Чтобы правильно сделать бизиборд современного типа, нужно, во-первых, знать, что его элементы компонуются в группы (блоки) следующего назначения:

Моторную – для развития начальных моторных навыков.

Моторно-прикладную – для закрепления первоначальных моторных навыков путем обращения с мелкими подвижными вещами повседневного пользования. Бизиборд Марии Монтессори содержал только этот блок.

Ассоциативную – для ускорения развития отвлеченного мышления на основе закрепленных моторных навыков.

Цветовую, т.к. полноценное развитие цветового зрения способствует лучшим успехам по всем предыдущим пунктам.

Второе – хотя ребенок возится с бизибордом играючи, но давать полную волю своей фантазии, делая бизиборд самостоятельно, нельзя. Фантазировать можно при выборе исходного материала и подборе компонент для заполнения доски из подручных средств, но в определенных пределах.

МОТОРНЫЙ БЛОК

Для развития первичных моторных навыков нужны:

  1. Лабиринт с невыпадающим движком;
  2. Счеты;
  3. Ролики-крутилки.

Крутилки

Гладкий ролик помогает ребенку выработать навык воздействия на предмет нажимом с протяжкой; бугристый – касательным давлением или нажимом на рычажок. Вместо гладкой роликовой крутилки еще лучше будет шариковая 2-координатная. Для горизонтальной доски такую можно сделать из шарика для пинг-понга и шариков от шарикоподшипника.

Лабиринт

Лабиринт бизиборда – не головоломка на сообразительность и ориентацию для взрослых. Пользуясь им, ребенок вырабатывает уже 2-координатную моторику в пределах некоторой протяженной области. Поэтому ошибочными с точки зрения развития малыша будут лабиринты: Беспорядочной конфигурации с множеством мелких тупиков. «Размытый» по доске и невидимый детским глазом весь целиком. Излишне извитой, стилизованный под «настоящий» ландшафт и с имеющим самостоятельное значение бегунком, ребенок еще не дорос до таких обобщений, а когда дорастет, предпочтет играть с машинками, не «привязанным» к направляющему желобу. Правильным будет сделать лабиринт бизиборда из нескольких простых элементов, ломаных и плавно изогнутых. Их раскраска должна быть достаточно крупной и вызывающей ассоциации с естественными объектами сходной конфигурации. Примечание: лабиринт может быть совмещен с цветовым полем, если для него на доске отдельного места уже не находится.

Счеты

Счеты на бизиборде для маленького прежде всего много классных крутилок, которые можно не только вертеть, но и таскать, что есть переход к 2-координатной моторике. И в то же время счеты – важнейшее связующее звено с ассоциативным блоком и не менее важный его элемент. Поэтому счеты на бизиборд нужны «как настоящие». Костяшек на регистрах тоже нужно полное количество.

Первая ступень МОТОРНО-ПРИКЛАДНОГО БЛОКА – дверцы с разнообразными ручками и запорами. Сюда же относится посильный для нажатия детскими ручонками карабин. Наилучший эффект достигается, если дверцы всех 3-х типов – накладные, врезные и накладные над тайниками. Так что не поленитесь, сделайте для бизиборда 2-4 слойную основу. Ключи от замков должны располагаться доступно для ребенка и быть с большими округлыми головками или на кольце с брелоком, чтобы не подавился, вдруг сунет в рот и рефлекторно сглотнет. Но цеплять ключи на цепочку не надо, таким ключом и взрослому не всегда удобно отпирать замок.

От дверей к одежде

И детям, очень хорошо развивающихся, застежки – шнурки на одежде и обуви, часто становятся камнем преткновения. Поэтому моторно-прикладной блок обязательно должен содержать и одежно-обувную часть:

  1. Пуговицы с петлями.
  2. Шнуровку.
  3. Застежку-молнию.
  4. 2-3 куска ремня с пряжками ходовых типов.
  5. Застежки-липучки.
  6. Прищепки.

Шнуровка нужна обувная на изображении или контуре обуви. Беспорядочная шнуровка для неокрепшего воображения просто опасна. Узоров, может быть, чадо и наплетет, но риск получить скрытую психическую травму весьма велик. Шнуровка без петель не так вредна, но полезных навыков не дает и раздражает.

АССОЦИАТИВНЫЙ БЛОК

Образное (отвлеченное, ассоциативное) мышление у человека начинает развиваться где-то с 3-х лет, но основы его закладываются на год-два раньше. Все живое ощущает ход времени, поэтому на бизиборде нужны детские часы с маркировкой стрелок; желательно – реально идущие. По ним малыш научится сопоставлять протекание наблюдаемых процессов со своими биологическими часами и сообразовывать свои действия с ходом времени. Поскольку отрезки времени на часах обозначены, они будут и мостиком к более высоким степеням обобщения.

Высшая степень обобщения – число, цифра. Великий математик Давид Гильберт сказал как-то: «Бог создал целые числа. Все остальное от несовершенства нашего ума».

Переход обобщения от простой совокупности предметов к их количеству, а от количества к его численному выражению начинается со счет: там разные количества однородных предметов различны зримо.

Вспомогательные средства для развития отвлеченного мышления на бизиборде.

Для перехода от интуитивно ощутимого количества к его численному (цифровому) выражению современность предлагает мощное средство – действующий калькулятор. На бизиборде его можно запитать от общего источника. Калькулятор, в свою очередь, станет звеном для перехода к действиям уже на основе обобщения, т.к. области его клавиатуры функционально различны.

ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ у ребенка развивается постепенно, поэтому разукрашивать бизиборд на свой вкус нельзя. К 3-м годам ребенок должен четко различать черное, белое и цвета основного базиса – красный, синий, зеленый; из дополнительных – желтый. К 4-5 годам к ним добавляются еще несколько оттенков серого и остальные дополнительные: голубой (бирюзовый) и пурпурный (фиолетовый).

Бизиборд «Домик»

Бизиборд состоит из следующих предметов:

замки;

шнуровка;

молния-змейка;

дверная и оконная фурнитура, петли;

выключатели и тумблеры;

массажная щётка;

картинки;

разные кусочки тканей, материалов;

шпингалеты и щеколды;

розетки и вилки;

лабиринты;

гибкая гофрированная трубка и шарики;

счёты;

детское пианино;

часы;

пульт;

резиночки со шнуровкой;

прищепки;

музыкальный телефон;

металлофон.

При изготовлении развивающей доски были учтены меры предосторожности:

все детали накрепко прикручены или приклеены;

нет никаких острых элементов, о которые может пораниться ребенок;

игрушка изготовлена из материалов без вредных добавок и примесей.

Время игры ребенка с нашей развивающей доской в среднем 30 минут в день. Развивающая доска рассчитана на детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Игры с бизибордом «Домик» для детей

младшего и среднего дошкольного возраста.

Игра «Как шнуровать ботинки»

Цель игры: научить ребенка шнуровать ботинки самостоятельно. Для малышей может использовать просто как игра-шнуровка без соблюдения правильности шнуровки ботинка.

Ход игры:

Перед тем как осваивать сложные техники шнуровки, нужно ознакомиться с самым простым методом: Возьмите в обе руки по одному шнурку. Закиньте шнурок поверх пальца и зафиксируйте петлю. Обе руки должны держать по одно петле из шнурков, конец которых свободно свисает. Положите одну петлю на другую, не выпуская их из рук. Между петлями образуется небольшое отверстие. В него нужно продеть нижнюю петлю, которая находится в правой руке. Продетую правую петлю аккуратно захватываем левой рукой. Левую петлю фиксируем правой рукой. Медленно отводим руки в сторону. Посередине получится узел из шнурков, а по бокам будет две петли. Самая простая шнуровка готова!

«Кто быстрее?»

Цель: развивать ловкость пальцев рук.
Ход игры:

Играющим (2-3- ребенка) даётся по шнурку с одинаковым количеством узелков. Их задача - быстро их развязать.

«Открой и закрой окошечки»

Цель: Способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.

Материал: картинки зверей; небольшие замочки, защёлки, щеколды, ручки — все те предметы, которые относят к дверной фурнитуре;

Описание: необходимо открыть дверку, чтобы увидеть, кто там живёт, какой предмет лишний, что бывает такого цвета и т.д.

«Расскажи сказку»

Цель: Обеспечить неограниченный процесс познания ребенка, развивая мелкую моторику, речь и воображение

Материал: Картинки сказок

Описание: Необходимо подобрать картинки к сказке, разложить их в окошечки в разной последовательности. Ребенок, открывая окошечко, проговаривает сказку по картинке.

 «Много - мало»

Цель: Помочь усвоить понятия «много», «мало», «один». 

Материал: счёты, замочки

Описание: Ребенок находит количество замочков (косточек) по заданию воспитателя (один - много).

«Телефон»

Цель: Способствовать развитию действий руки, совершенствовать мелкую моторику пальцев, речь.

Материал: деревянный телефон.

Описание: 

1вариант - Ребёнку предлагается покрутить круг телефона,

2 вариант - называя цифры и показывая их ребёнку, ребёнок набирает номер 01,02,03, закрепляя с ребёнком какой номер к какой службе относиться,

«Башмачок»

Цель: научить ребенка заботиться о себе и обязательно доводить начатую работу до конца, развить у него координацию и сноровку.

Материал: Шнурки

Описание:

1 вариант - Ребёнку предлагается продеть шнурок в дырочки

2 вариант – Ребёнку предлагается зашнуровать ботинок

3 вариант – Ребёнку предлагается завязать бант на ботинке

«Резиночки»

Цель: развитие пространственного мышления, воображения, логики, мелкой моторики, внимания, усидчивости.

Материал: Разноцветные резиночки

Описание: Ребёнок сможет "нарисовать разноцветными резинками" геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы, модели предметов, животных. 

 «Открой – закрой»

Цель: развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение,          

мышление.

Материал: крючок, шпингалет.

Описание: Ребенку предлагается открыть и закрыть крючок, шпингалет.

«Волшебный экран»

Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество.

Материал: магнитный экран.

Описание: 

1 вариант -  Ребенку предлагается нарисовать разные линии, кружочки.

2 вариант - Ребенку предлагается нарисовать сладкое, круглое, ароматное,

свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д. Игру можно повторять

неоднократно, используя каждый раз новый материал.

«Юный компьютерщик»

Цель: Развитие логического мышления, внимания, памяти, развитие речи ребенка.

Материал: Клавиатура, калькулятор.

Описание: 

1 вариант - Ребёнок нажимает на кнопки произвольно.

2 вариант Ребёнку предлагается нажать на определённые кнопки, сначало по показу, затем называя буквы или цифры.

«Открой – закрой»

Цель: развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение,          

мышление.

Материал: молния.

Описание: Ребенку предлагается открыть и закрыть молнию.

«Включи свет» 

Цель: способствовать развитию сенсорики и мелкой моторики рук.

Материал: выключатели.

Описание: Ребенку предлагается включить и выключить свет.

 «Открой окошко»

Цель: Формировать познавательную деятельность, речь, усидчивость.

Материал: картинки

Описание: Ребёнок открывает окошки и называет картинку.

«Закрой дом» 

Цель: способствовать развитию сенсорики и мелкой моторики рук.

Материал: цепочка, крючок, шпингалет.

Описание: Ребенку предлагается закрыть дом на (крючок, цепочку, шпингалет).

Используемая литература:

1. http://babyzzz.ru/0-1/care/16401.html «Как сделать развивающую доску своими руками?»

2. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/26/proekt-razvivayushchie-doski-bizibord «Развивающие доски «Бизиборд»».

3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/08/16/ «Бизиборд – развивающая доска».

4. https://infourok.ru/bizibord-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnih-processov-u-doshkolnikov-s-ras-2785703.html

5. Портал для любящих родителей http://razvitie-krohi.ru/igryi-dlya detey/igrushki/bizibord-razvivayushhaya-doska.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры своими руками

Данное пособие поможет воспитателю создать дидактические игры для работы с детьми к разным разделам образовательной деятельности...

Дидактическая игра своими руками "два медведя"

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов.Игровое действие: Подбор соответствующих слов, картинок.Материал: Предметные картинки.Ход игры: Дет...

Дидактическая игра своими руками "Угостим гостей чаем"

Цель игры: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.Игровой материал: чайные пакетики с изображением садовых ягод.Ход игры: Дети по указанию логопеда ...

Дидактическая игра своими руками «Собираем из частей»

Это увлекательная игра для детей дошкольного возраста. С помощью этой игры ребенок научится осознавать целостность чего-либо, складывать из частей единое. Она развивает знания детей о внутренних орган...

Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры своими руками»

Дидактические игры – это разновидность игр в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и раз...

Дидактические игры своими руками "Весёлые прищепки". Несколько вариантов игры.

Цель: развивать мелкую моторики рук, память, мышление....

Дидактическая игра своими руками "Бизиборд-куб"

Цель: познакомить  детей младшего дошкольного возраста с  правилами дорожного движения, со светофором. Учить  понимать  значение световых  сигналов светофора. Формировать нача...