«Использование подвижных игр для развития ребенка в младшем дошкольном возрасте», опыт работы воспитателя
статья (младшая группа)

Опыт работы воспитателя в использовании подвижных игр в младшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              Шахвердян Л.Р., воспитатель

                                                                                           ГБДОУ детский – сад №38                                                                                          

                                                                                    Калининского района  Санкт- Петербурга                                              

Опыт работы на тему: «Использование подвижных игр для развития ребенка в младшем дошкольном возрасте».                                                        

                                                                         «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего здорового человека происходит, прежде всего, в игре…» А. С. Макаренко.

 

Работа  по развитию речи и ознакомление с окружающим  миром занимает большое место в  воспитании и обучении детей  дошкольного возраста, она  осуществляется не только на занятиях,  но и в режимных моментах, в трудовой деятельности, а так же в игре.

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка  и поэтому рассматривается педагогом  как одно из главных средств воспитания.

Среди всего разнообразия игр следует особо выделить подвижные игры, в процессе которых все играющие вовлекаются в  активные двигательные действия. Эти действия  обусловлены  сюжетом,  правилами игры и направлены  на достижение определенной условной  цели, поставленной  перед  детьми  педагогом.

Все подвижные игры  для детей дошкольного возраста  можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и игры  с элементами  спортивных игр. Группу подвижных игр с правилами  составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, по сложности правил и двигательных заданий. В связи с этим  среди них можно выделить  сюжетные и бессюжетные  игры, игры забавы.

Вторая группа — спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.

В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа « ловишек»  и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами (бабки, кегли, кольцеброс, серсо и т. п.) еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.

Сюжетные подвижные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях -  летчик, пожарный, шофер и т. п., средствах транспорта автомобиль, поезд, самолет, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры.

Подвижные игры  чрезвычайно разнообразны по своему содержанию и организации. Они имеют сюжет, роли, правила и тесно связаны с развитием речи.  На своих занятиях, в течении дня, я старалась как можно чаще использовать  подвижные игры с текстами, начиная с таких  игр  «Пузырь», « Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Мыши  и кот», «Лохматый пес» и.т.д.

Бессюжетные подвижные игры. Бессюжетные игры типа «ловишек», перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей «ловишек», салок, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны и младшим дошкольникам. Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.

Бессюжетные игры с использованием определенных предметов. «Кегли», «Серсо», «Кольцеброс», «Бабки» и т. п.

Играющие выполняют в них более сложные движения: метание, бросание и ловля или перекатывание мечей, шаров, колец. Двигательные задания в этих играх довольно сложные и требуют определенных условий, играть могут небольшие группы детей. В этих играх появляются некоторые элементы индивидуального соревнования.

Игры-забавы. В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках.

Игры с элементами спортивных игр — проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам (городки, бадминтон, хоккей, баскетбол и т. д.).

Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании навыков общения развитии взаимоотношений детей в группе детского сада. В подвижных играх  решаются не только речевые задачи, но также они способствуют формированию  умений детей действовать в коллективе, ориентироваться  в пространстве, выполнять действия  в соответствии  с правилами  или текстом  игры.

Для проведения подвижной игры я учитываю общее состояние детей в группе, если дети возбуждены, я использую хороводные игры: «Кто у нас хороший?», «По малинку в сад пойдём…» и.т.д., настраивая детей на спокойный лад.

Эффективное развитие физических качеств детей младшего дошкольного возраста возможно, если разработана и используется методика, включающая:

• Целенаправленное применение системы подвижных игр, ориентированное на развитие определенных физических качеств (быстроты, ловкости, скорости и т. д).

• Более расширенный объем подвижных игр по сравнению с традиционной методикой.

Правильно организованные подвижные игры могут выступать способом коррекции взаимоотношений детей, способствуют выработке положительных качеств, являются средством, способным оказать положительное влияние на взаимоотношения со сверстниками детей среднего дошкольного возраста.

Для решения проблемы необходимо использовать подвижные игры в образовательной деятельности, так как ленивого они могут сделать трудолюбивым, незнайку — знающим неумелого — умельцем.

Подвижные игры были включены в разные формы работы по физическому воспитанию такие как: занятия по физическому развитию, занятия на воздухе и в зале, утренняя гимнастика, прогулка, и др.

На каждом занятия по физическому развитию мы использовали подвижные игры разного характера: большой, средней и малой подвижности. Чаще всего использовались игры сюжетного характера, так как сюжет захватывает внимание ребенка, и в них ярче всего проявляются эмоции.

Для создания у детей интереса к игре мы вносили в игры маски, включали музыку. В играх-эстафетах использовали различные предметы: скакалки, канат, мячи, кегли и т. д.

Особенно ярко проявлялось чувство радости у детей, когда игры были под музыку, так как музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей педагогов и родителей. Не каждый родитель осознает, что ребенок, играя, познает мир, забавляется, исследует границы дозволенного, открывает правила взаимодействия и присваивает социальный опыт. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки и партнерства. Для любого ребёнка с момента рождения существует только один способ познания - игра. Играя, ребёнок постепенно, входит в мир взрослой жизни с её правилами, запретами, возможностями. Именно в игре формируется характер ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста ( опыт работы)

Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста( опыт работы)...

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детеймладшего дошкольного возрастаВ современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению...

Использование подвижных игр в разных видах деятельности младшего дошкольного возраста

Чтобы сделать ребёнка умным, рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает – пусть находитсяв постоянном движении» Ж. – Ж. Руссо...

Обобщение опыта работы Тема: «Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Целью  работы является создание педагогических условий, для развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности....

Сообщение из опыта работы " Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

quot; Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...

«Формирование экологических представлений о птицах родного края в разных видах деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (опыт работы)

laquo;Формирование экологических представлений о птицах родного края в разных видах деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (опыт работы)...