Подходы к преодолению негативных проявлений кризиса трех лет у младших дошкольников в условиях ДОО
тест (младшая группа)

 Анисимова Александра Викторовна

Переживание кризиса трех лет является сложным не только для самого ребенка, но и для окружающих его взрослых: родителей, педагогов, которым важно выбрать правильные стратегии воспитания и обучения, которые позволят пройти ребенку этот сложный этап без проявления негативных проявлений. Причиной негативных проявлений кризиса трех лет является несоответствие родительских отношений и требований с желаниями и возможностям ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_3_let.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Анисимова А.В.

Воспитатель

МДОУ детский сад

№ 51 «Центр детства»

г.о. Серпухов

Подходы к преодолению негативных проявлений кризиса трех лет у младших дошкольников в условиях ДОО

Переживание кризиса трех лет является сложным не только для самого ребенка, но и для окружающих его взрослых: родителей, педагогов, которым важно выбрать правильные стратегии воспитания и обучения, которые позволят пройти ребенку этот сложный этап без проявления негативных проявлений.

Причиной негативных проявлений кризиса трех лет является несоответствие родительских отношений и требований с желаниями и возможностям ребенка.

Т.А. Строкова считает, что педагогу, который работает с ребенком, оказавшимся в возрастном критическом периоде развития важно знать не только особенности данного возрастного кризиса и характерные конфликты, но и пути оказания помощи ребенку. Это имеет важное значение потому, что не преодоленные кризисы в сочетании с травматизацией могут превратиться в устойчивые невротические конфликты, которые будут проявляться в различных нарушениях поведения. Кроме того, психолого-педагогическая работа, которая заключается не в преодолении симптомов кризиса, а в усилении его положительного эффекта, способствует гармоничному развитию ребенка.

Предмет, содержание, приемы, методы и формы организации работы по преодолению негативных проявлений кризиса трех лет были определены в работах О.С. Газман.

Преодоление кризиса трех лет у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения во многом зависит от качества работы специалиста [4].

Работа по преодолению негативных проявлений кризиса трех лет будет эффективна при правильном направлении и определении подходов работы: психолого-педагогическая поддержка педагогов ДОО; работа с родителями; совместная деятельность и игра детей и родителей;

Ключевым моментом педагогической поддержки как подхода в контексте проблемы преодоление негативных проявлений кризиса трех лет, является то, что процесс оказания педагогической поддержки начинается с обнаружения эмоционального переживания ребенка.

По мнению автора, данные средства выступают как одно из основных направлений деятельности педагога. При этом, в основе организации работы должны лежать принципы личностно-ориентированного подхода, направленные на решение проблем, преодоления негативных проявлений кризиса трех лет.

Н.Н. Михайлова отмечает, что психолого- педагогическая поддержка как способ преодоления негативных проявлений кризиса трех лет включает в себя несколько этапов:

1. диагностический этап – выявление проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация проблемы;

2. поисковый этап – поиск причин возникновения проблемы совместно с ребенком;

3. деятельностный этап – использование различных методов, стратегий и приемов для преодоления проблемы;

 4. рефлексивный этап – оценка результатов, обсуждение с ребенком успехов и неудач предыдущих этапов, осмысление новой ситуации жизнедеятельности [3].

Т.А. Строкова обращает внимание на то, что в ходе психолого-педагогической поддержки возрастных кризисов важное значение имеет эмоциональная поддержка, которая должна сочетаться с остановкой негативных проявлений поведения. Эта дифференциация помогает ребенку построить собственное поведение, найти свое место в изменяющихся условиях [4].

Оказание поддержки детям в период трех лет связано преимущественно с ведущей ролью взрослого, поскольку сам ребенок еще не в состоянии определить наличие у него каких-либо проблем, и не может выразить свою готовность к их преодолению [2].

По мнению Н.Б. Крыловой, основным подходом преодоления негативных проявлений кризиса трех лет является именно коррекция поведения взрослых. Взрослому (родителю) необходимо иметь определенные знания об изменениях, происходящих с ребенком на данном возрастном этапе. Только на основе этих знаний можно определенным образом действовать и анализировать собственные действия. Это означает, что огромную значимость приобретает также работа с родителями. Ученый установила, что одним из основных препятствий благоприятного течения кризиса трех лет является то, что проявление в поведении ребенка симптомов обесценивания взрослых, ругательных высказываний в их адрес негативизма встречает соответствующую негативную реакцию со стороны взрослых и подавление этих реакций. Блокирование возможностей ребенком выражать негативные чувства является неблагоприятным фактором, который затрудняет течение кризиса. Как считает Н.Б. Крылова, помощь в период возрастного кризиса, заключается не в преодолении симптомов кризиса, а в том, чтобы взаимодействие ребенка со взрослым позволило ему пережить кризис и использовать его положительный эффект для решения задачи развития [2].

Возрастной кризис детей часто обуславливает кризис системы воспитания взрослого, потому что делает неэффективными его старый стратегии воспитания и заставляет переходить к новым формам взаимодействия.

О.А. Степанова, указывают, что ведущим подходом преодоления негативных проявлений кризиса трех лет является совместная деятельность и игра. В условиях игровой деятельности взрослый помогает ребенку не только приобретать новые формы взаимодействия, но и выражать свое эмоциональное состояние. Взрослый может анализировать по действиям ребенка в игре, как протекают симптомы кризиса, что является для ребёнка наиболее значимым в оказании ему педагогической поддержки: предоставление ли ему большей степени самостоятельности, оказание доверия, создание опыта достижений, выражение собственных чувств, возможностей проявлять негативные чувства по отношению к взрослым.

Таким образом, основным подходом к преодолению негативных проявлений кризиса трех лет, является создание условий для выражения ребенком своих негативных чувств, формирование у ребенка умений выражать эти чувства в социальной приемлемой форме, а также одновременная работа с родителями, связанная с педагогическим просвещением и формированием у них представлений о том, какие симптомы кризиса проявляются у детей, о чем они свидетельствуют, и как правильно необходимо реагировать на данные симптомы. с ненадежной привязанностью в психологическом и социальном плане меньше, чем у ненадежно привязанных детей.

Список литературы

1.        Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников / В.Э. Вайнер.  М.: Педагогическое общество России, 2014.  162 с.

2.        Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная под-держка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого классный руководитель.  2000.  №3.  С. 92–103

3.        Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. М.: Мирос, 2011.– 208 с.

4.        Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной обра-зовательной практике.  Педагогика. 2012. №4.  С. 20–27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Кризис трех лет" (вторая младшая группа)

Как известно, природа не терпит статичности, неподвижности, поэтому сообразно Природе все должно развиваться и быть в непрестанном движении. Кризис трех лет у детей тоже является знаком развития...

Консультация для родителей 1 младшая группа «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способ...

Психолого-педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях дошкольной группы

Игра – это сквозной механизм развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО), с помощью которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативного развития»; &l...

Психолого-педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях дошкольной группы

Игра – это сквозной механизм развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО), с помощью которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативного развития»; &l...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...