Игра на развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик»
методическая разработка (младшая группа)

Гулева Нина Викторовна

Игра на развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_emots.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Игра на развитие эмоциональной сферы детей

младшего дошкольного возраста

 «Цветик – семицветик»

Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа личности ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад со слабо развитой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои  чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.

Исследования показывают, что дети младшего дошкольного возраста способны воспринимать состояние другого человека, при этом они точнее определяют радость и затрудняются с определением грусти, удивления. Дети обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Часто ребенок просто не знает, как проявить свои эмоции. Распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития. Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека и отреагирует на него. Развитию понимания эмоционального состояния человека во всех его проявлениях и умения детей выражать свои эмоции способствуют различные педагогические средства эмоционального развития.

Развитию понимания эмоционального состояния во всех его проявлениях у детей  помогают игры.    

Предлагаем вашему вниманию игру «Цветик – семицветик» на развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Игра «Цветик – семицветик» не только учит определять, различать и передавать эмоции и чувства, но и может быть использована для развития интонационной выразительности речи. Дети учатся произносить разные предложения по соответствующему настроению эмоции. Данная игра познакомит детей с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, данный цветок-конструктор поможет создать каждому ребёнку свой  образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции, а также поможет познакомиться с его проблемами, которые могут возникнуть  как в детском коллективе, так и в семье.

Игра «Цветик – семицветик» предназначена для детей, педагогов и родителей. «Цветик – семицветик» может использоваться для  индивидуальной и групповой деятельности детей.

Цель игры:

     -    умение определять и различать человеческие эмоции и чувства;

-       формирование положительных эмоций, снижение психофизического напряжения.

Задачи: 

-       способствовать развитию конструктивных умений; 

-       формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка;

-       развивать воображение;

-       развивать мелкую моторику;

-       развивать монологическую и диалогическую речь детей;

-        воспитывать чувство любви к близкому человеку;

-       создать условия для ознакомления детей с цветом, величиной, осязательными свойствами предметов;

-       закреплять знания детей цветов спектра;

-       развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;

-       развивать активный словарь эмоциональных состояний;

-       научить детей понимать своего собеседника по выражению его лица;

-       формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками

-       развивать воображение;

-       развивать монологическою и диалогическую речь.

Вариант №1 «Зеркало».

Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.

Воспитатель с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача детей точно копировать его состояние, настроение.

Вариант №2 «Волшебные превращения»

Предложить ребенку изобразить ту или иную эмоцию. Что случилось, какая-то история произошла с героем? Помочь герою сменить печаль на радость, страх на удивление и т.д. Можно проиграть известные русские народные сказки.

Вариант №3 «Какого цвета радость»

Педагог предъявляет детям четыре эмоциональных состояния и четыре лепестка цветка. Ребенок должен выделить одно состояние, и подобрать к нему цвет.

-радость-красный, желтый

-грусть-синий

-удивление-зеленый

Вариант №4 «Мимическая гимнастика»

Воспитатель предлагает детям три-четыре эмоции и просит мимикой их изобразить, конечно показывая детям как это сделать

Игра очень увлекательна и дети с огромным удовольствием в нее играют.

 

 Список  литературы и литературных произведений, которые познакомят воспитанников с той или иной эмоцией

  1. Корнилова К. Н. Методика исследования ребенка раннего возраста. - М.: Гос издат, 1922. - С. 48-55.
  2. С эмоцией гнева: К. Чуковский «Краденное солнце»
  3. С эмоцией горе: И. Токнакова «Мне грустно»
  4. С эмоцией радости: К. Ушинский «Четыре желания»
  5. С эмоцией страха: Е. Пермяк « Самое страшное»
  6. С эмоцией удивление: В. Сутеев «Под грибком»
  7. С  эмоцией печали: р.н.с. «Гуси-лебеди», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте"

Все родители хотят видеть своих детей реализованными и успешными. Знаете ли вы, что если пару десятков лет назад во главу угла ставился интеллект, уровень образования и наличие максимального количеств...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....

Театрализованные и сюжетно-ролевые игры в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Статья о важности, особенностьях и сопсобах формирования эмоциональгого интеллекта у детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Цветик - семицветик».

Конспект  занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста    «Цветик - семицветик».Цель:  приобщение детей среднего дошкольного возраста к устному народном...

Игры направленные на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Данный материал содержит игры и упражнения решающие задачи эмоционального развития...

Технологическая карта по развитию речи в старшем дошкольном возрасте «Цветик -Семицветик»

Технологическая карта по развитию речи в старшем дошкольном возрасте«Цветик -Семицветик»      Воспитатель: Мингалимова Т.В...

Игры, упражнения для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Игры на эмоциональное развитие — это организованная игровая деятельность, призванная показать детям способы направления своих переживаний в нужное русло, считывания чувств окружающих, что впосле...