Проект "Масленица"
проект (младшая, средняя группа)

Гильванова Ирина Витальевна

краткосрочный общесадовский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gotovyy.docx630.06 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 555» (МАДОУ д/с № 555)

630108, г.Новосибирск, ул. Романтиков,6

ИНН 5404038094 КПП 540401001  ОГРН 116476123230

Телефон:240-86-53, 240-84-21 http://ds-555.nios.ru/, е-mail:ds_555_nsk@nios.ru

Педагогический проект

«Масленица широкая»

Участники проекта: (дети, педагоги, специалисты ДОУ, родители)

Вид проекта: краткосрочный, творческий

Сроки реализации проекта: 25.02.20 – 28.02.20 (4 дня)

Подготовил:

музыкальный руководитель

Гильванова И.В.

Новосибирск 2020

Актуальность проекта: Соевременные дети очень далеки от традиций своих предков. Восстановление культурных ценностей нашей страны, приобщение детей к традициям и обрядам России стало одной из важнейших задач в сфере образования. Очень важно приобщать детей к традициям своего народа уже с ранних лет.

Цель проекта:  Привить любовь к Родине через знакомство с традиционными обрядами

Задачи проекта:

  • Создание атмосферы народного праздника
  • Проведение бесед с детьми и консультаций для родителей о  традициях на Масленицу.
  • Организация образовательного процесса, ориентированного на тему проекта
  • Вовлечение детей в организацию праздников (разучивание песен, закличек, хороводов и т.д.)
  • Привлечение родителей к теме проекта (проведение мастер-класса, выставление буклетов о традициях праздника)
  • Привлечение специалистов и воспитателей к организации праздников
  • Организация праздничных мероприятий  для детей как итог проекта.

Ожидаемый результат:

Дети: узнают о народном обрядовом календарном празднике, познакомятся с обычаями и традициями. Научатся уважать, ценить и любить народные праздники и обряды.

Повысят коммуникативные навыки, играя с другими группами и приходя друг к другу в гости.

Родители: Совместно с детьми поучаствуют в подготовке к праздникам; будут иметь возможность участвовать в мастер-классе совместно с детьми, ознакомятся с традициями Масленицы в буклетах.

Педагоги: повысят актерские навыки, проведут игры и театрализацию с детьми

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап.

На музыкальных занятиях: Беседы о Масленице, в ходе которых педагог выясняет степень осведомленности детей о празднике. Наводит на мысль, что скоро он наступит.

Слушание музыки отечественных композиторов, посвященных Масленице (П. И. Чайковский «Времена года.  Февраль. Масленица», Отрывки из «Снегурочки» Римского-Корсакова, хор «Прощай масленица», первое действие балета «Петрушка» И.Стравинского)

Разучивание закличек весны и обрядовых песен. А так же песен к празднику. Знакомство с обрядовыми и традиционными играми.

На хореографии:Разучивание хороводов и других движений, проиграывание музыкальных игр.

На занятиях физической культурой: беседы о традиционных забавах. Традиционные игры на масленицу.

В группе: беседы о празднике, его традициях.

Работа с родителями: Ознакомление с планом проведения праздника. Обозначение задачь (приготовление блинов, беседы о празднике, украшение группы)

Работа с коллективом: Подготовка к театрализации. Раздача ролей и репетиции. Подготовка костюмов и реквизита. Обсуждение плана праздничной недели, ознакомление с задачами.

  1. Основной этап.

Проведение запланированных мероприятий

Беседы с детьми; показ презентации о традициях праздника; пение закличек и песен, обрядовые игры, традиционные круговые движения, хороводы. Показ театралищованныхз представлений (Приложение№ 2,3)

На занятиях по физической культуре: Традиционные игры в зале и на свежем воздухе. Спортивные игры на четвертый день Масленицы «Взятие снежного городка», «Традиционные катания за солнышком»). 

В группе: украшение групп/уголков. Чаепития с блинами и походы в гости с угощениями, ряжением и пением традиционных песен. 

Работа с родителями: выставление буклета о Масленице в каждой группе. Организация выставки масленичных чучел. Организация мастер-класса по изготовлению обрядовой куклы Масленицы. Организация родителей по приготовлению блинов и угощений для детей. Подготовка костюмов и атрибутов для детей (Приложение№ 4)

Работа с коллективом: Репетиция, подготовка и показ театрализаций. Изготовление большого чучела для итогового мероприятия. Привлечение хореографа в помощь в проведении мастер-класса для родителей.

  1. Заключительный этап. Интерактивная театрализация с играми для детей «Прощай, Масленица»

Проводится совместно со всеми педагогами.

В первой половине дня проводится развлечение для младших групп (1,2,3,4). Чучело не сжигают!

Для старших групп (5,6,7,8,9) праздник проводится после сна. Чучело сжигают.

  1. Итог проекта

В ходе работы над проектом удалось решить следующие задачи:

Дети: познакомились с традициями празднования Масленицы, игралив традиционные игры, участвовали в обрядовом празднике прощания с Масленицей.

Родители: узнали о семейных традициях праздника, поучаствовали в мастер-классе совместно с детьми.

Педагоги: организовали театрализацию сказки «Крылатый, мохнатый, да масленый» для всех детей сада, а так же два мероприятия на улице на тему прощания с Масленицей. Всем коллективом сделали чучело, которое потом сожгли вместе с детьми старших и подготовительных групп.

Приложение 1.

План проведения комплекса развлечений для детей

«Масленичная неделя»

Описание недели

  1. Понедельник. Встреча.

(дома), родители пекут блины, готовят чучело, или заготовки чучела.

  1. Вторник. Заигрыш

Музыка: презентация «Масленица», разучивание закличек, водим хороводы, разучивание песни для праздника

В группе: беседы о масленице, выставление буклета родителям, украшение групп.

  1. Среда «Лакомка»

Музыка: показ представления для детей «Крылатый, мохнатый и масленый»

С педагогами: репетиция праздника в пятницу, изготовление чучела.

После обеда: мастер-классы для родителей совместно с детьми по изготовлению куклы-масленицы из ткани.

Задание родителям: приготовить блины.

  1. Четверг. Разгуляй.

Интерактивные развлечения на улице.

Катание на лошадях «За солнышком», чтобы помочь солнцу прогнать зиму. Взятие снежного городка (старшие группы на улице, остальные в зале) Проводит инструктор по физической культуре.

Походы в гости с угощениями (блинами)

Пятница. Прощание

Развлекательное мероприятие на улице «Прощай, масленица»

Приложение 2.

План-конспект тематического музыкального занятия

«Масленица широкая»

Для старших и подготовительных групп.

Цели: Воспитание уважения, любви и интереса к календарно-обрядовым праздникам русской традиции.

Задачи: Познакомить детей с праздником, с традициями каждого дня масленичной недели

Создание атмосферы праздника, вовлечение детей.

Закрепление усвоенных знаний о Масленице.

Разучивание традиционных обрядовых закличек, игр, хороводов,

Знакомство и закрепление знаний о русских композиторах, сочинявших музыку на тему Масленицы.

Необходимый материал:

  • видео-отрывки из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (хор «Прощай, масленица»), отрывок из цикла «Времена года» П.И. Чайковского («Февраль. Масленица»), с видеорядом.
  • Бубен с лентами; чайм-бары; шумовые инструменты, цветная нотная дорожка;
  • Презентация «Масленица широкая»

Ход занятия

  1. Вход под музыку из оперы «Снегурочка». Вспоминают что за музыка звучит. Затем встают в круг, поем песенку-приветствие.
  2. Беседа о Празднике. Показ презентации.
  3. Повторение песенки «Снег-снежок» для того, чтобы весело проводить Зимушку-Зиму.
  4. Разучивание заклички Весны. Разучивание мелодии попевки «С крыши капели». Выкладывание мелодии на цветной дорожке. Пение под сопровождение чайм-баров и фортепиано. Придумывание шумового аккомпанемента.
  5. Круговая игра «Гори, гори ясно»
  6. Релаксация под музыку П.И. Чайковского «Февраль. Масленица». Просмотр видео-ряда с изображением картин с тематическим сюжетом. Беседа о композиторе.
  7. Прощание.

Приложение 3.

Сценарии театрализованных представлений для детей.

Русская народная сказка: "Крылатый, мохнатый да масленый"

(В обработке И. В. Карнауховой)

Цели: Приобщение к народному фольклору. Знакомство с русскими народными сказками на тему масленицы. Развлечение детей.

Задачи: создание условий для проведения театрализации, проведение театрализации для детей.

Персонажи и исполнители ролей:

Ведущий (сказочник)

Блин

Мышонок

Воробей

Лиса

Предварительная работа: определение исполнителей, раздача ролей, репетиции, подготовка костюмов и реквизита.

Беседы о масленице с детьми, пение весенних песен-закличек. Знакомство с весенним фольклором Руси.

Сценарий сказки:

Ведущий

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать.

Воробей: Ух, и тяжелый день был сегодня! Мышь, еда готова? Накрывай на стол!

Ведущий:

А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Блин (ходит, бока показывает, пробует кашу) Хороша каша, жирна, вкусна!
Ведущий:

Сядут за стол — не нахвалятся.

Воробей:
— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
Блин:
— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
Воробей:
— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!
Мышь:
— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!
Мышь: Да и я не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

(без звука едят, дружно разговаривают, звучит музыка)
Ведущий: Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался воробей, а потом и говорит:
Воробей: Это что же получается! Я значит целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!
Ведущий: Как рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
Воробей: Завтра же работу поменяем!
Ведущий: Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. (мышь и блин гладят воробья, успокаивают, кивают головой)

На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.
Блин: (вприпрыжку «катится»)

Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!

выходит навстречу Лиса

Лиса: Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?
Блин: На охоту.
Лиса: А какую ты, блинок, песенку поешь?
Блин(заскакал на месте да и запел):
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!

Лиса:(поближе подкрадывается) Хорошо поешь… (еще ближе, вокруг ходит, облизывается) Так, говоришь, на сметане мешан?

Блин: На сметане да с сахаром!

Лиса: Прыг-скок, говоришь?
(Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок) — ам!
Блин: Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!
Лиса: Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!

Ведущий: Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!

Выходит мышь, подходит к печке, варит суп)
А дома-то что делается!
Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.
Мышь: (вспоминает)Как блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные! И всегдделов! Я тоже так могу!
(Мышка только хвост засунула в горшок, запищала. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет)

Входит Воробей, плачет, за клюв держится, он свернут
Ведущий:А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.

(мышь и воробейц сидят, обнялись, плачут)
Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит, воробей плачет, сидит рядом.
Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.

(все обнялись и рыдают)
Блин: Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.
Воробей: Простите, братцы, моя вина. (крснеет, опускает)
Ведущий: Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

Веселой Вам Масленицы! (герои кланяются)

Приложение 3.

Сценарий праздника на улице «Масленица, проводы зимы», для детей младшего дошкольного возраста

Цель: приобщение к культурным традициям родной страны, знакомство с обрядовым фольклором. Привитие любви к традициям и фольклору своей родины

Задачи: создание условий для проведения праздника прощания с масленицей

               Проведение праздника среди старших групп на улице

Предварительная работа: беседы, разучивание песен, подготовка костюмов                   и  атрибутов.

Приготовление блинов родителями.

Персонажи:

Скоморох 1

Скоморох2

Весна

Баба Яга

СЦЕНАРИЙ МАСЛЕНИЦЫ

звучит фонограмма песни «Весну звали» (В. Осошник-Н. Осошник)

Скоморох 1:

Здравствуйте, ребята дорогие,

Маленькие и большие!

Скоморох 2:

Здравствуйте, гости!

Милости просим!

Скоморох 1:

Собирайся народ!

В гости Масленица ждет

Мы зовем к себе всех тех,

Кто любит веселье и смех

Не годится вам стоять,

Будем дружно все плясать!

ОБЩИЙ ТАНЕЦ ХОРОВОД

Скоморох 2

Ай, спасибо, малыши,

Поплясали от души!

Да Весна не за горами.

Скоро кончатся метели,

И холодные недели,

Гололед, и  ветры колючие,

И морозы большие, трескучие

Скоморох 1:

Не печаль Зима нам дарила,

Игры зимние она заводила,

Было радостно всей детворе,

Когда снега полно во дворе.

А и впрямь, ребятишки, давайте вспомним, чем вас Зимушка порадовала? Во что мы с вами играли? Какие праздники вместе праздновали?

Дети: катались на санках, лыжах, коньках; играли в снежки, снеговиков лепили, новый год, да Рождество праздновали; Дед мороз с подарками приходил.

Скоморох 1 Давайте зиме песенку споем , чтобы не грустно ей было с нам расставаться

Будем Зиму провожать!

ПЕСНЯ «СНЕГ-СНЕЖОК»

Скоморох 1:

(второму скомороху) Зима, уходя, прощенья попросила?

Скоморох 2:

Конечно! Ведь законом было –

Друг другу в пояс поклониться,

С кем поругался – помириться.

Обиду в сердце не таить,

За боль и слезы всех простить.

Скоморох 1:

Давайте и мы с вами обнимемся и попросим друг у друга прощения.

Дети и скоморохи обнимаются и просят прощения друг у друга.

Скоморох 2:

Расступись, честной народ!

В гости к нам Весна идет!

Приходит Весна.

Весна:

Здравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, мои пригожие!

Я Весна-Красна!

К вам на праздник я пришла.

Вижу, как меня вы ждали,

Знаю, по теплу скучали.

Что же, будем веселиться,

Песни петь, играть, резвиться!

Загадаю-ка, ребятки

Вам весенние загадки!

ЗАГАДКИ.

1.

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый …

(Ручей.)

2.

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый самый нежный,

Чистый маленький …

(Подснежник.)

3. Ночью спрячется оно –

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьётся радостное … (солнце)

Весна:

Солнце красное взошло.

Станет людям всем тепло!

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло!

Сыграем, ребята, в игру, позовем в круг солнышко!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВЕСНЯНКА»

Весна:

Я к вам, ребята, шла, за собой Масленицу вела. Да что-то она отстала. Давайте ее позовем.

Дети зовут Масленицу. Приходит баба Яга, переодетая в масленицу.

Баба Яга:

Здравствуйте, детишки,

Девчонки, да мальчишки!

Слышала меня вы звали?

Весна: Что-то не похожа ты на Масленицу.

Баба Яга: Как так не похожа? Я самая настоящая Масленица и есть!

ВеснаМасленица нарядная.

Баба Яга: И я нарядилась (показывает бусы, юбку)

ВеснаМасленица веселая. Приходит к нам с песнями да плясками.

Баба Яга: А уж я какая веселая!

Вам меня не удержать,

Вот как хочется плясать!

Ну-ка, дети, выходите,

Да со мною попляшите!

ТАНЕЦ «БАБКА ЁЖКА»(импровизация бабы яги)

Весна: Что-то и песни у тебя не масляничные.

Баба Яга: Самые масляничные! Да мне в лесу все говорят«Ты, Баба Яга – лучше всякой Масленицы Ой! Что это я говорю? (зажимает рот)

Весна: Ах, вот оно что! Ребята, узнали теперь, кто к нам пришел?

Дети: Баба Яга!

Весна: Уходи, Баба Яга обратно в лес. Сейчас настоящая Масленица приедет.

Баба Яга: Как бы ни так! Я первее вас Масленицу встретила, спрятала глубоко, так что раз я вам не гожусь, оставайтесь и вовсе без праздника!

Весна: Ну что же ты, бабушка, наделала! Твое болото то не растает, лягушки не повылезут, из чего же ты зелье варить будешь!

Скоморох1: ни кто к тебе в гости не зайдет пока холода, люди в лес не ходят в морозы!

Баба Яга: (чешет затылок)да, чего-то я поторопилась масленицу красть. Да и не нужна она мне совсем! На праздник хотела я, скучно мне сидеть в избушке, она глупая и играть не умеет со мной. А вы умеете играть?

(дети ДА)

Тогда поиграете, я отдам , так и быть, вашу масленицу

Дети разделяются на 3 подгруппы, идут играть с персонажами.

 Баба Яга , скоморохи и Весна проводят игры

Баба яга: Ох, триста лет так не веселилась! Отдам вам Масленицу, но с условием что пригласите меня на следующий год!

(дети приглашают)

Скоморохи выносят масленицу

Скоморох 1:

Расступись, честной народ,

В гости Масленица идет!

Скоморох 2:

Идет Масленица дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

Устанавливают чучело

Все: Прощай, Масленица, прощай, Зимушка-Зима!

Приложение 3.

Сценарий праздника на улице «Масленица, проводы зимы», для детей старшего дошкольного возраста

Цель: приобщение к культурным традициям родной страны, знакомство с обрядовым фольклором. Привитие любви к традициям и фольклору своей родины

Задачи: создание условий для проведения праздника прощания с масленицей Проведение праздника среди старших групп на улице

Предварительная работа: беседы, разучивание песен, подготовка костюмов                   и  атрибутов. Приготовление блинов родителями.

Персонажи:

Скоморох 1

Скоморох2

Весна

Кикимора (нечисть) болотная

Зима

СЦЕНАРИЙ МАСЛЕНИЦЫ

на улице для среднихстарших и подготовительных групп

звучит фонограмма песни «Весну звали» 

 Скоморох 1:

Здравствуйте, ребята дорогие,

Маленькие и большие!

Скоморох 2:

Здравствуйте, гости!

Милости просим!

Скоморох 1:

Собирайся народ!

В гости Масленица ждет

Мы зовем к себе всех тех,

Кто любит веселье и смех

Не годится вам стоять,

Будем дружно все плясать!

ОБЩИЙ ТАНЕЦ ХОРОВОД или ручеек

Скоморох 2

Ай, спасибо, малыши,

Поплясали от души!

Да Весна не за горами.

Скоро кончатся метели,

И холодные недели,

Гололед, и  ветры колючие,

И морозы большие, трескучие

Скоморох 1:

Не печаль Зима нам дарила,

Игры зимние она заводила,

Было радостно всей детворе,

Когда снега полно во дворе.

Скоморох 2:А и впрямь, ребятишки, давайте вспомним, чем вас Зимушка порадовала? Во что мы с вами играли? Какие праздники вместе праздновали?

Скоморох 1Давайте зиме песенку споем , чтобы не грустно ей было с нам расставатьсяБудем Зиму провожать! Будем петь и танцевать!!

ПЕСНЯ «СНЕГ-СНЕЖОК»

1-й:Ребята, а вот и Зимушка- зима!

Зима:

Пришла я к вам с метелями

Как раз под Новый год

Снежинок в платьях беленьких

Пустила в хоровод.

Сейчас настало время

И мне пора уйти,

Моя сестра Весна-Красна

Вот-вот должна прийти.

Выходит Нечисть Я нечисть болотная, живу в чаще лесной, под старою сосной, путников пугаю, чтобы они со страху в лес бежали, да там и замерзали! (заворожила Зимушку)

Обращается к Зиме: Что ж ты, зимушка, рано так торопишься, весну красную да солнышко зовешь! Она меня живо загонит в самую чащу леса, куда никто не заходит. Так я без добычи останусь! Нет, торопиться не надо, солнышко и тепло звать! Дай руку, погадаю на судьбу. Погадаю, не прогадаю! Ох, линия жизни подсказывает мне: быть тебе у нас еще долго, властвовать, царствовать, да холоду нагонять. А ну-ка, злите ее, злите! Нечисть говорит заклинание:

«Заклинаю, заклинаю, скуку, дрему навеваю, Солнце с неба укатись, Зима-зимущая, злись, злись, злись! И с пургой к нам на долго явись!»

 (Грозная музыка, Зима выпрямляется во весь рост)

Зима:

А ну-ка, Нечисть – всю землю тьмой покрой! Забери Масленицу, весь год буду Я, Я, Я! Зима-зимущая, злющая, холоднющая! (Нечисть забирает Масленицу.)

Нечисть: Теперь я властвовать буду вечно! О, сколько гостей, сегодня будет великолепный праздник, который запомнится вам количеством совершенных гадостей и неприятностей! (Забирают чучело Масленицы, уходят)

Скоморохи:

Что же делать? Кого просить, к кому обратиться все вернуть на свои места?! Какой ужас, а Весна-то на подходе! Не миновать битвы Зимы с Весной! Надо остановить Зиму, расколдовать ее. К кому же нам обратиться?

Лучик солнца нам поможет

 Давайте  Солнышко все вместе позовем!

зовут (Выходит Солнце)

Солнце: Вижу ждали вы меня

Вижу звали вы меня?

Что это с Зимой стало?

Ск1 Нечисть болтная ее заколдовала,

Зима злющая стала!

Солнышко: Пришло время расколдовать Зимушку – Зиму. Ребята помогите нам Зиму разбудить! Давайте песенку все вместе споем для нее.

 Все поем Снег-снежок, Зима меняется, добреет.

Зима:

Что же это? Как же я колдовству поддаться смогла?

Лучик, ты гори!

Мое сердце растопи,

Ну-ка, дети, все сюда!

Как же Нечисть справиться с вами смогла?

Ск: это потому что солнышка с нами не было ! А теперь вместе нам никакая нечисть не страшна!

Зима: Видело ты, Солнышко, красную Весну?

Встретило ли красное, ты мою сестру?

Видело ли, Солнышко, Нечисть страшную?

Как она подлая за гору ушла,

Масленицу праздную с собою унесла?!

 Солнце: Не кручиньтесь, детушки,

Ты не плачь, Зима,

С Весной сегодня встретишься,

Пришла твоя пора

И вместе дружно Нечисть всю

Прогоним со двора!

Зима: Давайте с вами поиграем, пока время мое не вышло!(игра в кругу)

Солнце:

Ребята без Весны, мы не сможем Масленицу вернуть. А ну-ка, ребята, давайте все вместе Весну-красну кликать!

Скоморохи:

Повторяйте за нами, ребята:

Ясна, красна, приди Весна

С золоченым гребнем,

С изумрудным стеблем,

С пенною водою,

С первой бороздою! (Приходит Весна)

Скоморох 2:

Расступись, честной народ!

В гости к нам Весна идет!

Приходит Весна.

Весна:

Здравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, мои пригожие!

Я Весна-Красна!

К вам на праздник я пришла.

Вижу, как меня вы ждали,

Знаю, по теплу скучали.

Что же, будем веселиться,

Песни петь, играть, резвиться!

Загадаю-ка, ребятки

Вам весенние загадки!

1.

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый …

(Ручей.)

2.

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый самый нежный,

Чистый маленький …

(Подснежник.)

3. Ночью спрячется оно –

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьётся радостное … (солнце)

Весна:

Солнце красное взошло.

Станет людям всем тепло!

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло!

Сыграем, ребята, в игру, позовем в круг солнышко!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГОРИ-ГОРИ ЯСНО!»

Весна:

Я к вам, ребята, шла, за собой Масленицу вела. Да что-то она отстала. Давайте ее позовем.

Дети зовут Масленицу. Приходит нечисть болотная, переодетая в масленицу.

нечисть:

Здравствуйте, детишки,

Девчонки, да мальчишки!

Слышала меня вы звали?

Весна: Что-то не похожа ты на Масленицу.

Нечисть: Как так не похожа? Я самая настоящая Масленица и есть!

ВеснаМасленица нарядная.

Нечисть: И я нарядилась (показывает бусы, юбку)

ВеснаМасленица веселая. Приходит к нам с песнями да плясками.

Нечисть: А уж я какая веселая!

Вам меня не удержать,

Вот как хочется плясать!

Ну-ка, дети, выходите,

Да со мною попляшите!ТАНЕЦ «БАБКА ЁЖКА»(импровизация)

Весна: Что-то и песни у тебя не масляничные.

Нечисть: Самые масляничные! Да мне в лесу все говорят«Ты, Кикимора болотная – лучше всякой Масленицы Ой! Что это я говорю? (зажимает рот)

Весна: Ах, вот оно что! Ребята, узнали теперь, кто к нам пришел?

Дети: Кикимора!

Весна: Уходи ка ты обратно в лес. Сейчас настоящая Масленица приедет.

Нечисть: Как бы ни так! Я Масленицу заколдовала, спрятала глубоко, так что раз я вам не гожусь, оставайтесь и вовсе без праздника!

Весна: Ну что же ты, кикимора, наделала! Твое болото то не растает, лягушки не повылезут, из чего же ты зелье варить будешь!

Скоморох1: ни кто к тебе в гости не зайдет пока холода, люди в лес не ходят в морозы!

Нечисть: (чешет затылок)да, чего-то я поторопилась масленицу красть. Да и не нужна она мне совсем! На праздник хотела я, скучно мне сидеть на болоте, там одни лягушки, играть они не умеют. А вы умеете играть?(дети ДА) Тогда поиграете, я отдам , так и быть, вашу масленицу

Ск.1 А давайте все поиграем!

Дети разделяются на 3 подгруппы, идут играть с персонажами.

Кикимора проводит: Эстафета «Метелки-веники»

Атрибуты: 4 конуса, 2 метлы.

Ход игры: разделить детей на 2 команды, у капитанов команд по 1 метле. Зажав метлу между ног, дети бегут до ориентира и обратно. Побеждает команда, первой справившаяся с заданием.

Скоморохи проводят: Эстафета «Быстрые лошадки»

Атрибуты: 4 конуса, 2 санок.

Ход игры: разделить детей на 2 команды, дети встают парами – один ребенок будет везти санки, другой – на них ехать до ориентира. Обратно – дети меняются местами - тот, кто ехал на санках, становится лошадкой.

Весна проводит:

Эстафета «Бег в мешках»

Атрибуты: 4 конуса, 2 мешка.

Ход игры: разделить детей на 2 команды, у капитанов команд по 1 мешку. Стоя в мешке, дети прыгают до ориентира и обратно. Побеждает команда, первой справившаяся с заданием.

Кикимора:Ох, триста лет так не веселилась! Отдам вам Масленицу, но с условием что пригласите меня на следующий год!(дети приглашают)

Скоморохи выносят масленицу

Скоморох 1:

Расступись, честной народ,

В гости Масленица идет!

Скоморох 2:

Идет Масленица дорогая!

Наша гостьюшка годовая!Устанавливают чучело

Весна:

Вот что я, друзья, скажу:

Сестру Зиму в дорогу снаряжу,

И чтоб идти ей было веселее,

Предать огню надо это чучело скорее!

Все:

Прощай, Масленица, прощай, Зимушка-Зима! Поджигают чучело

Приложение 4.

Сценарий проведения мастер-класса с родителями.

Мастер-класс для родителей «Кукла Масленица из ткани своими руками»

Цель мастер - класса: Научить выполнять обрядовую куклу Масленицу из ткани.

Задачи:

1. Познакомить родителей с помощью презентации с русскими обрядами и традициями, связанные с изготовлением кукол;

2. Воспитывать уважение и интерес к культурному наследию России;

3. Развивать навыки работы с различными материалами (ткань, синтепон, нити).

4. Обогащать творческий потенциал.

Масленица - это один из любимых и весёлых праздников в народе. Люди уставшие от зимних холодов, радовались празднуя проводы зимы. Пекли румяные блины, похожие на солнышко и конечно же веселились от души!

С приходом Масленицы не только пекли блины в каждой семье, но и делали подарки. И одним из таких подарков бала кукла Масленица.

 

Славяне верили, что в дни языческой Масленицы, когда зима с весной борются, врата между иным и явным миром приоткрываются, границы истончаются. Поэтому в древности славянские рода использовали защитные магические предметы. Однин из них – кукла Масленица.

Проводы лютой зимы славяне празднуют ранней весной. Многим известен праздник Масленицы (Комоедицы) – тёща приглашает на блины зятя со своей дочерью, разворачиваются обрядовые уличные гулянья, участвуют в празднествах такие персонажи, как Медведь-Комоед, Коза-Дереза и другие.

Символом чего является кукла Масленица

Зима для славян – настоящее испытание, которое они проходили в древности с большим трудом. Символ зимы в конце ее периода – изображение состарившейся Морены, Богини Зимы и Смерти. Изображалась она всегда старухой-бабой, чья соломенная фигура сжигалась на праздничном огне в весенний праздник. Именно эту фигуру и называют куклой Масленицей в некоторых частях России. Речь идет о соломенном чучеле, которое делалось в человеческий рост и устанавливалось на шесте и затем сжигалось на праздник языческой Масленицы.

Другую масленичную куклу, домашнюю Масленицу, хозяйки делали прямо во время Масленицы (или за день до неё). Домашняя кукла будет служить оберегом весь год. А старую масленичную куклу (изготовленную в прошлом году) сжигали на обрядовом костре, либо за день до праздника сплавляли по реке. Такую фигурку делали из соломы, обряжали в платье с пышной грудью, а потом хранили до следующей весны, то есть – от Масленицы до Масленицы.

В старину так приговаривали: «Старая сжигается, новая обретается».

Символы Масленицы всегда яркие, нарядные. Вот и обрядовая кукла в ярких одеждах означала приход солнечного тепла, конец лютым морозам, скорое пробуждение всей Природы и начало работ на земле. Пока кукла Масленица хранилась на почётном месте в жилье, она имела большую силу отгонять зло и напасти.

Советы, как сделать кукольный оберег на Масленицу

Изготавливалась кукла Масленица способом мотания, потому и называлась она кукла-мотанка. Весь процесс создания оберега обходился без применения ножниц или иголок. У славян считалось, что при использовании колющего или режущего инструмента куклы-обереги получались обессиленные, неполноценные, с прорехами. Однако, если хочется, чтобы кукла получилась нарядной и аккуратной, современные мастерицы иногда используют ножницы и иглу. Но с их помощью изготавливают только наряд куклы, который обязательно сшивается отдельно, до того как он будет надет на тело куклы-оберега.

Наши предки использовали следующие материалы для изготовления домашней масленичной куклы:

  • лыко, лён, мочало или солома;
  • веточка, щепа, лучинка;
  • красная нить из шерсти или тонкая красная лента;
  • кусок ткани для головного убора.

Ветка служила твердой основой, на которую наматывалась солома, связанная красной нитью. Голову куклы покрывали платком. В простейшем варианте кукла обходилась без тряпочного сарафана с передником. Импровизированной юбочкой служил выпрямленный пучок соломы или лыка.

Размер домашней Масленицы около 25 см. Если куклу делают полностью тряпичной, лоскутки для неё должны быть яркими и нарядными: зелеными, красными, белыми, синими, оранжевыми.

Самый оптимальный вариант размеров домашней куклы – 25 см. Вариант целиком тряпичной куклы подразумевал использование ярких лоскутков. В этом случае активно используются следующие цвета в тканях – зеленый, красный, белый, синий, оранжевый. Каждый цвет имел свое значение и подбирался к куколке с умыслом. Так, например, для привлечения здоровья к членам семьи, преимущественно был зеленый, а активацию оберегающей силы давал красный цвет.

Правила обращения с масленичной куклой

Хранят Масленицу в «красном углу», в том месте, которое считается в доме святым, а также – у входа в дом. Если нет возможности выбирать такие места, тогда можно поставить куклу в гостиной на видном месте. Если же хозяева подозревали, что кто-то приходит в дом со злым умыслом, куклу могли скрыть от посторонних взглядов.

Перед приходом зятя и дочери в гости тёща выставляла нарядную куклу на окно. Так приглашали на трапезу к теще, которая будет угощать блинами. Если в дом приходили сваты, желанного жениха могли встретить на пороге с куклой-Масленицей в руках. Так семья благословляла будущих молодоженов.

Есть еще одна особенность использования куклы Масленицы – в буквальном смысле на ней вымещали всю свою досаду, обиду и злость в течение года. Могли подойти побить ее, представляя, что это обидчик. Или же потыкать ее булавками. В конце года всё худо сжигалось вместе со старой куклой.

В доме кроме масленичной куклы хранили Крупеничку, УспешницуБерегиню и других куколок. Каждая из них делалась в своё время. Например, куклу-Крупеничку изготавливали осенью, а наполняли её зерном из нового урожая, чтобы в доме всегда был достаток.

Для изготовления куклы нам понадобится:

1. 1 квадрат 20* 20 белой ткани для головы и туловища;

2. 2 квадрата 10* 10 белой ткани для ручек;

3. 2 квадрата 20* 20 цветной ткани для юбочки;

4. Красная ткань для платка на голову, разносторонний треугольник, самая большая сторона 14 см;

5. синтепон;

6. красные нитки.

Ход работы:

  • Изготовление головы и туловища, берем синтепон, скатываем из него шарик, кладем шарик внутрь квадрата из белой ткани 20*20, формируем голову, скрепляем красной ниткой.

 

  • Приделываем ручки. Из двух квадратов белой ткани 10* 10 делаем скрутки и присоединяем их к туловищу, обмотав их ниткой. На конце ручки также обматываем ниткой.

    

  • Приступаем к изготовлению юбочки. Для этого складываем два квадрата цветной ткани по диагонали, чтобы получилось два треугольника. Наложили их друг на друга под прямым углом, положили нашу куклу Масленицу, скрутили юбку перемотав ее ниткой.

    

  • Голову украшаем кружевами, делаем косы, или просто подвязываем красным платочком.Готово!