Конспект открытого занятия в старшей группе «Солнышко» «В мир русской народной игрушки приоткроем дверь»
план-конспект занятия (старшая группа)

Терентьева Наталия Владимировна

Воспитатель предлагает детям отправиться на необычную выставку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_narodnaya_igrushka.docx495.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 17 г. Новокуйбышевск г.о. Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение

«Детский сад «Алёнушка»

Конспект открытого занятия в старшей группе «Солнышко»

«В мир русской народной игрушки приоткроем дверь»

Подготовила:

Терентьева Н.В.

Новокуйбышевск, 2020

Ход занятия

1.Мотивационно-организационный этап

Воспитатель собирает детей в круг и вместе повторяют:

«Собрались все дети вкруг, я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь».

Воспитатель: ребята, сегодня я предлагаю вам отправится на выставку, она необычная. А что это за выставка, вы сейчас сами догадаетесь.

Дети рассматривают игрушки.

2.Деятельностный этап

Воспитатель: посмотрите, какие игрушки разные, обратите внимание на дымковские игрушки, о которых нам сейчас расскажет Сафия.

 Сафия (показывает игрушки и рассказывает о них): дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Лепили игрушки из красной глины, затем просушивали (в течение 20-25 дней), а после в печи обжигали. Готовые фигурки покрывали мелом, разведенным коровьим молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками из потали (имитация золота). Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синий, зеленый. Рисунок - геометрический (круги, ромбы, полоски, клетки) с добавлением цветочных мотивов. Чтобы цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яйцом.

Самыми популярными были - козлик, петух, баран, баба в ярком сарафане, женщины и животные. Позже сюжеты расширились, появились мужские фигурки и детские, карусели и целые скульптурные группы. Технология изготовления передавалась по наследству. Поначалу промысел этот был семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины».

Воспитатель: Кого вы узнали? Здесь и барышня с зонтиком, и петушок-золотой гребешок, «сидим на завалинке». Вот их сколько, и про каждого сказочка своя есть.

Дети рассматривают дымковские игрушки, а воспитатель обращает внимание на филимоновские игрушки.

Воспитатель: рядышком поселились филимоновские игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют! А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав? О возникновении и изготовлении этих игрушек нам расскажут Миша и Варя.

Миша (показывает игрушки и рассказывает о них): филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Все игрушки можно разделить на несколько групп:

  • люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем.
  • животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.
  • птицы - петух, наседка, павлин, утка.
  • многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке. (Рассказ сопровождается показом игрушек, картинок с изображением русских народных игрушек)

 Варя: русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. И делали их из разных материалов: и из глины, и из дерева, и из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц.

Воспитатель (обращает внимание детей на богородские игрушки): «Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу и затем вырезает игрушку специальным богородским ножом. В работе резчика используется и стамеска. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, не подлежащие раскраске, покрывают бесцветным лаком. Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки.

Воспитатель: а вот еще одна куколка в наряде Гжель и про нее Ульяна вам хочет рассказать стихотворение.

 Ульяна: Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель!

Дальше дети замечают игрушку, накрытую платком.

Воспитатель: а что это за игрушка, вы узнаете, если отгадаете загадку, которую для вас подготовил Семен.

Семен Д.:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская… (матрешка)

Воспитатель открывает платок. Под платком стоят матрешки.

Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки.

 Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более.

 

1.Семеновская матрешка (Ульяна):

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самые главные цвета – жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый

2. Загорская матрёшка (Божена):

Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок, а поверх сарафана фартук.

3. Полхов-Майданская матрёшка (Миша):

И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

 Воспитатель: матрешка - наиболее известный и наиболее популярный из всех российских сувениров. Появился новый тип матрешки, который представлял собой картину в картине. Основой образа по-прежнему была молодая девушка, только теперь на ее передничке рисовали не цветы, а сюжеты русских сказок и пейзажи, а также исторические места.

Усложнение традиционной росписи матрешки привело к огромному разнообразию стилей и вариаций. Тенденция использования декоративных элементов, характерных для традиционных центров русской народной культуры, становятся все более популярной в росписи матрешек начала 21 века. Появляются куклы, расписанные под Гжель, Жостово, Хохлому.

Музыкальная пауза. Танец матрешек.

Воспитатель: в далёком прошлом на Руси вечерком, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки, обсуждали насущные проблемы. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие. А ещё они играли, пели песни, водили хороводы, загадывали и отгадывали загадки.

- А вы умеете отгадывать загадки? Сейчас Божена загадает вам загадку:

Божена: Платья носит, есть не просит,

Всегда послушна, но с ней не скучно! (Кукла)

Воспитатель: игрушки во все времена занимали важное место в народной культуре. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки. Давайте расскажем нашим гостям, какие куклы мы знаем.

1 Варя. Кукла-пеленашка. В древние времена кукла пеленашка выполняла несколько важных ролей, но главная ее сила заключалась в защите малыша от злых духов и болезней. Такой оберег делался за месяц до предполагаемой даты рождения ребенка и сопровождал его до года.

2. Ульяна. Соломенная кукла. Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.

Чтобы успевать по хозяйству, женщины делали из соломы кукол-шестиручек. В процессе их создания непременно приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».

3 Семен Д. Куклы из ниток. Куколки-мотанки из ниток умели делать даже маленькие дети, что, помимо благоприятных магических свойств, способствовало развитию мелкой моторики. Они мотались как оберег в дорогу и служили защитным декором углов дома. На таких берегинь наматывались беды, невзгоды и болезни хозяина.

Воспитатель: куклы обереги появились много веков назад, еще во времена язычества, когда люди поклонялись всем природным явлениям. Moтaниe кyкoл-oбepeгoв – иcключитeльнo жeнcкoe зaнятиe. Myжчинaм зaпpeщaлоcь дaжe пpиcyтcтвoвaть пpи пpoцecce. Куклу «Берегиняю» рaзмeщaли нaд вхoднoй двepью. Зaдaчa кyклы – нe пpoпycкaть в дoм злoнaмepeнных людeй, зaщищaть члeнoв ceмьи oт cглaзa, пpинocить cчacтьe и пpeyмнoжaть бoгaтcтвa. Meтлyшкa-вымeтaeт нeгaтивнyю энepгeтикy, пpoгoняeт нeзвaных гocтeй. Taк жe как и Бepeгиня, paзмeщaeтcя y вхoднoй двepи, тoлькo нe нaд нeй, a y пopoгa нa пoлy. Кукла Жeлaнницa спocoбнa иcпoлнить caмoe иcкpeннee и cвeтлoe жeлaниe cвoeгo coздaтeля. Чтoбы кyклa нe зaбpaлa дapoвaннoe нaзaд, eё нeoбхoдимo cжeчь cpaзy пocлe тoгo, кaк oнa выпoлнит cвoe пpeднaзнaчeниe.

4.Сафия Кукла Крупеничка. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды куклу наполняли зерном из нового урожая. Иногда куклу наполняли и другими крупами: овсом — на силу, перловкой — на сытость, рисом — на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.

5.Миша Тряпичная кукла. Чаще всего в Древней Руси изготавливались тряпичные куклы-обереги, служившие владельцам на протяжении всей жизни. Обрядовая, или обережная, кукла считалась мощным талисманом во благо рода.

6.Воспитатель Обрядовая игрушка-коза святочная являлась обязательным атрибутом рождественских праздников. С ней выходили на колядование на святки с пожеланиями достатка, здоровья и благополучия на весь год. У славян коза являлась символом жизненной силы, плодородия, упорства. Коза почиталась, часто делалась нарядной, богатой щеголихой. Дарится как оберег дома-все невзгоды будут обходить стороной.

Для изготовления кукол подбирали красивые лоскутки ткани, из которых делали одежду кукол. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали. Такие куклы назывались безликими. А в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может служить сувениром и быть хорошим подарком.

Воспитатель: ребята, почему у кукол нет лица? (Люди считали, что кукла приобретёт душу и сможет навредить ребенку, то есть она оживет и, возможно, приобретет дурной характер.) А Ангелина нам расскажет про безликую куколку.

7. Ангелина: лицо куколкам не рисовали, чтобы в куклы не вселялась нечистая сила. Куклу называли безликой, это позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и ее характер.

Воспитатель: молодцы, ребята, а я вам приготовила сюрприз. Я хочу вас познакомить с куколкой, о которой вы еще не слышали (демонстрирует куколку из пластиковой ложки). Для ее изготовления мне понадобились пластиковая ложка, нитки для изготовления волос, ткань для сарафана, а также скотч и ленты для закрепления наряда и волос. Для оформления лица я использовала пластилин.

3. Заключительный этап. Рефлексия.

Воспитатель (собирает детей вокруг себя): ну что, понравились вам на нашей выставке игрушек? А что вам особенно понравилось и запомнилось? (выслушиваются ответы детей). Благодарит всех детей за участие.