Конспект занятия по исследовательской деятельности для старшей группы "Невидимка воздух".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шубина Елена Анатольевна

Цель:  познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

 

Развивающая среда:  воздушные шары на каждого ребенка, ванна с водой, стакан с водой и соломинками на каждого ребенка, бутылки 0,5 л. прозрачные пластмассовые, лист бумаги А4, небольшие кусочки фольги. Большой воздушный шар, письмо. Бейджики с именами на каждого ребенка.

Ход занятия:  Стук в окно. За окном появляется воздушный шар с письмом. Воспитатель вносит шар в группу. Читает письмо: "Дорогие ребята! Я - воздушный шар. Я очень хочу узнать, что такое воздух, но не знаю, как это сделать. Помогите мне, пожалуйста!"

 - Дети, для того что бы нам помочь воздушному шарику мы с вами становимся учеными, а наша группа - научной лабораторией, в которой и будут проходить наши исследования.

 - Ребята, посмотрите на нашу группу. Что в ней находится? (Столы, стулья, шкафы, игрушки, ковер, цветы, мы - дети...)

 - Группа наша большая, просторная. А что же находится между потолком, полом, стенами, там, где пусто? (Воздух.)

 - Ребята, а вы видите воздух? (Нет.) Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют "невидимка".

 - А почему мы его не видим? (Воздух прозрачный, через него все видно.)

 - А что еще в нашей группе прозрачное? (Окно, аквариум, очки, стекло, лампочка, лампочка и т.д.)

- Сейчас мы пройдем в лабораторию и попытаемся понять, что такое воздух.

 

 Дети проходят к своим рабочим местам.

 - А хотите воздух увидеть? Сейчас мы сделаем фокус. (Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка слетает на пол.)

 - Почему слетела салфетка? (Между салфеткой и книгой есть воздух, он и привел салфетку в движение.)

 - Хотите почувствовать, как движется воздух? (Предложить детям веера из бумаги, дети наблюдают движение воздуха.)

 

 - Дети, что в стакане? (Нет ничего.) Говорите, нет ничего. Тогда смотрите еще один опыт. (Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой. Стакан не наполняется водой).

 - Что же не пускает воду в стакан? (Воздух.) (Опыт предлагается повторить всем детям.)

- А теперь наклоните стаканчики. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха.)

 - Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, быстро поднимается пузырьками наверх. Он ведь легче воды.

 - А теперь еще один опыт. (Детям предлагаются стаканчики с водой и соломинкой.) Подуйте в соломинку. Почему появляются пузыри? (Воздух выходит из воды.) А теперь подуйте сильнее. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

 

 - Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? (Бесцветный.)

 - Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (Безвкусный.)

 - Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха.)

 - Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

 - Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли этого воздуха, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый - на север, разгоняет облака. Ветер перегоняет наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом.

 Без воздух Земля была бы мертвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли.

 - Ребята, а вы как вдыхаете воздух? (Носом.) Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струей выходит из носа.) А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы услышали? (Звуки.) Оказывается, воздух можно услышать. Воздух может звучать по-разному.

 Предложить детям бутылочки, дети приставляют бутылочку к нижней губе и дуют в горлышко - возникает звук. Затем приложить к губам край листа тонкой бумаги и подуть вдоль нее так, чтобы получился звук. А теперь приложить пальцы к горлу во время разговора, почувствовать дрожание.

 Звук рождается тогда, когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху.

 - А теперь давайте поиграем в интересную веселую игру "Раздувайся, пузырь!" Почувствуем, как мы раздувается, когда вдыхаем воздух, и как сужаемся, когда выдыхаем.

Проводиться игра. 

 - Воздух помогает в жизни человека. Посмотрите на предметы, объясните, как воздух помогает человеку. (На доску вывешиваются иллюстрации с изображением мельницы, вентилятора, автомобильной шины, воздушного шара, надувной лодки, свистка, музыкальных инструментов.)

  В конце занятия подводится итог.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_shubina.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по исследовательской деятельности для старшей группы

"Невидимка воздух".

Цель:  познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Развивающая среда:  воздушные шары на каждого ребенка, ванна с водой, стакан с водой и соломинками на каждого ребенка, бутылки 0,5 л. прозрачные пластмассовые, лист бумаги А4, небольшие кусочки фольги. Большой воздушный шар, письмо. Бейджики с именами на каждого ребенка.

Ход занятия:  Стук в окно. За окном появляется воздушный шар с письмом. Воспитатель вносит шар в группу. Читает письмо: "Дорогие ребята! Я - воздушный шар. Я очень хочу узнать, что такое воздух, но не знаю, как это сделать. Помогите мне, пожалуйста!"

 - Дети, для того что бы нам помочь воздушному шарику мы с вами становимся учеными, а наша группа - научной лабораторией, в которой и будут проходить наши исследования.

 - Ребята, посмотрите на нашу группу. Что в ней находится? (Столы, стулья, шкафы, игрушки, ковер, цветы, мы - дети...)

 - Группа наша большая, просторная. А что же находится между потолком, полом, стенами, там, где пусто? (Воздух.)

 - Ребята, а вы видите воздух? (Нет.) Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют "невидимка".

 - А почему мы его не видим? (Воздух прозрачный, через него все видно.)

 - А что еще в нашей группе прозрачное? (Окно, аквариум, очки, стекло, лампочка, лампочка и т.д.)

- Сейчас мы пройдем в лабораторию и попытаемся понять, что такое воздух.

 Дети проходят к своим рабочим местам.

 - А хотите воздух увидеть? Сейчас мы сделаем фокус. (Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка слетает на пол.)

 - Почему слетела салфетка? (Между салфеткой и книгой есть воздух, он и привел салфетку в движение.)

 - Хотите почувствовать, как движется воздух? (Предложить детям веера из бумаги, дети наблюдают движение воздуха.)

 - Дети, что в стакане? (Нет ничего.) Говорите, нет ничего. Тогда смотрите еще один опыт. (Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой. Стакан не наполняется водой).

 - Что же не пускает воду в стакан? (Воздух.) (Опыт предлагается повторить всем детям.)

- А теперь наклоните стаканчики. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха.)

 - Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, быстро поднимается пузырьками наверх. Он ведь легче воды.

 - А теперь еще один опыт. (Детям предлагаются стаканчики с водой и соломинкой.) Подуйте в соломинку. Почему появляются пузыри? (Воздух выходит из воды.) А теперь подуйте сильнее. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

 - Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? (Бесцветный.)

 - Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (Безвкусный.)

 - Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха.)

 - Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

 - Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли этого воздуха, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый - на север, разгоняет облака. Ветер перегоняет наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом.

 Без воздух Земля была бы мертвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли.

 - Ребята, а вы как вдыхаете воздух? (Носом.) Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струей выходит из носа.) А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы услышали? (Звуки.) Оказывается, воздух можно услышать. Воздух может звучать по-разному.

 Предложить детям бутылочки, дети приставляют бутылочку к нижней губе и дуют в горлышко - возникает звук. Затем приложить к губам край листа тонкой бумаги и подуть вдоль нее так, чтобы получился звук. А теперь приложить пальцы к горлу во время разговора, почувствовать дрожание.

 Звук рождается тогда, когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху.

 - А теперь давайте поиграем в интересную веселую игру "Раздувайся, пузырь!" Почувствуем, как мы раздувается, когда вдыхаем воздух, и как сужаемся, когда выдыхаем.

Проводиться игра.  

 - Воздух помогает в жизни человека. Посмотрите на предметы, объясните, как воздух помогает человеку. (На доску вывешиваются иллюстрации с изображением мельницы, вентилятора, автомобильной шины, воздушного шара, надувной лодки, свистка, музыкальных инструментов.)

  В конце занятия подводится итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «В гостях у Повелительницы Воды»

Задачи: Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые ...

Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе "Вода. Бережем планету вместе"

Цикл занятий по исследовательской деятельности в старшей группе по теме "Вода" начался еще в начале зимы 2014 года и продолжается по сей день, поскольку эта тема очень интересна и многогранна, особенн...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Синяя вода"

Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе по теме : " Какой бывает вода?"...

Конспект занятия познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебный воздух"

Познакомить детей со свойствами и способами обнаружения воздуха. Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Дети экпериментируют и ставят опыты в детской лаборатории....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — какой он?»

Формирование первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую, экспериментальную и игровую деятельность....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух - невидимка"

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования....