Консультация для воспитателей "Современные игровые технологии в ДОУ"
методическая разработка (подготовительная группа)

Банникова Наталья Валерьевна

Консультация для воспитателей "Современные игровые технологии в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 5»

Консультация для воспитателей

на тему:

«Современные игровые технологии в ДОУ»

Подготовила:

воспитатель Гребнева Н.В.

Г. Шумиха

2017 год

Актуальность использования современных игровых технологий в ДОО заключается в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества.

С введением ФГОС ДО дошкольное образование стало первой ступенью в образовании. Для успешного развития детей дошкольного возраста сейчас актуальны игровые технологии.

Раньше в ДОУ проводились занятия в урочной форме с использованием игровых элементов. Сегодня ведущим видом деятельности является игра, точнее комплекс игровых упражнений, которые тесно переплетаются в зависимости от темы.

Умение правильно подобрать игровые методики – залог успешной работы. Благодаря игровым технологиям,  учебный процесс легко проходит в течении всего дня в режимных моментах.

Можно сказать, что игровая педагогическая технология – это наука о способах взаимодействия воспитателя и ребенка в образовательном процессе с использованием ряда игровых методик, объединенных одной темой. 

Игровая технология включает в себя :

 -Игровые тренинги –

 -Сюжетно – ролевые игры

 -Театрализованные игры

 К игровым технологиям относятся:

       Методика Марии Монтессори. Эта методика в большей степени применяется в группе раннего возраста и младших группах дошкольного возраста, которая способствует развитию мелкой моторики, сенсорному развитии. Она интересна тем, что материалом для развития служат подручные предметы (чашки, ложки, стаканчики, крупы, ситички и т. д.

Также стоит отметить технологию Никитиных. Элементы этой игровой технологии интересны тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Методика Никитиных включает в себя головоломки для развития логического и образного мышления, набор задач, направленных на распознавание и достраивание различных образов, которые можно выполнить с помощью квадратиков по принципу пазла или конструктора. ( «Сложи узор»«Уникуб»«Сложи квадрат»«Точечки» и др.) Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, каждая из которых представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д.

Следующая игровая технология о которой хочется сказать – это ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Основателем является Г.С. Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Программа ТРИЗ для дошкольников - это коллективные игры и занятия, которые предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Также к современным игровым технологиям относятся «Блоки Дьенеша», палочки Кюизенера , игры Воскобовича, которые  направлены на развитие логико-математического развития детей.

Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопряжены «бездушными» упражнениями. Игра, помогает нам, педагогам, создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.

Каждая логико – математическая игра включает в себя определенную познавательную нагрузку, которая, как правило, скрыта игровой мотивацией. Умственная задача реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

 Многообразие игр занимательного материала дает основание для его систематизации. З. А. Михайлова выделяет три основные группы занимательного математического материала:

1.Развлечения.

2.Логические игры, задачи, упражнения.

3.Развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Математические развлечения- это головоломки, ребусы, лабиринты, загадки, задачки – шутки, кроссворды, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи – смекалки, «Танграм» и т.д., они  интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

Логические игры, задачи, упражнения:с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи на увеличение, уменьшение, сравнение; игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные;–они все отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы.

Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих предметов, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение  противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же?», «Назови одним словом», «Что изменилось?», «Какие числа убежали», «Продолжи», «Следопыт» и т.д. –все они направлены на развитие у детей логического мышления, количественных, пространственных, временных представлений. Их основная задача - упражнять детей в различении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Дидактические игры способствуют формированию новых знаний и способов действий, в связи с чем являются оптимальным средством обучения детей началам математики.

Для успешного использования логико – математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями:

- создание предметно – развивающей среды;

- систематизация игр в планирование;

- уровень сенсорного развития дошкольников;

- индивидуально – дифференцированный подход;

- характер мотивации;

- руководство детской деятельности  в игре;

Хочу заметить, что применение современных игровых технологий, положительно влияют на качество образовательного процесса и позволяют осуществлять текущую коррекцию его результатов, т. к. обладают двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей, и на снятие отрицательных последствий образования. В результате применения игровых технологий у детей повысится уровень развития с учетом их индивидуальных особенностей и достижения целевых ориентиров дошкольного образования. Появится уверенность в своих силах, желание активно участвовать в процессе обучения, улучшится память, внимание, фантазия, разовьётся  способность к умственным действиям, понимание математической речи. А это все способствует всестороннему развитию дошкольника.

В своей группе я использую такие современные игровые технологии, как «Двухцветный  и прозрачный квадрат Воскобовича», элементы технологии Никитиных, такие как  «Сложи узор»«Уникуб»«Сложи квадрат», и конечно же Методика Марии Монтессори.  Практика показала, что использование игровых технологий в моей средней группе  существенно повысило интерес воспитанников к учебной деятельности, они лучше стали запоминать материал, их сознание и мышление стало более раскрепощенным. Отсюда повысился уровень усвоения детьми знаний.

Таким образом, мы видим, что  на современном этапе развития общества происходят изменения в воспитательно-образовательных процессах: акцентируется внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят новые методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка.

Список используемой литературы:

1. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции// Педагогика. – 2011. -  № 3.

2. Паранчер Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии -  путь к творческому развитию педагога. // Школьные технологии. – 2008. -  № 3.

3. Подласый И.П. Где помогут технологии? // Школьные технологии. – 2

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игровые технологии в дошкольном образовании"

Игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры....

Консультация для родителей "Игровая технология «Сказочные лабиринты игры» для детей от 3 до 7 лет В.В. Воскобовича"

Игра для детей – это способ вырасти и стать большим. В играх дети готовятся к взрослой жизни, они «пробуют», что же это такое – ходить на работу, быть матерью или отцом, ездить на машине....

Консультация для воспитателей "Игровые технологии в детском саду"

Данный материал систематизирует понятие игровой технологии, классификацию, функции...

Консультация для воспитателей «Игровые технологии в экологическом воспитании»

С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федераци...

Консультация для родителей «Игровые технологии в экологическом воспитании»

В консультации представлены экологические игры для страшего дошкольного возраста. Подробное описание различных видов игр....