Фрагмент планирования в старшей группе "Улиточки"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Улитина Анна Ивановна

Планирование Старшая группа. МБДОУ "Слободской деский сад "Пряничный домик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_ulitina_20.04.20_po_30.04.20.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя с 20.04.20. по 30.04.20.

Старшая группа «Улиточки»

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Центр свободной игры.

Тема: «Я выхожу в открытый космос» для изучения звезд, других планет. 

Активация словаря: машина-луноход, антенна, рация, пульт управления, наушники, скафандр.

Игровые ситуации:

Ежедневная тренировка космонавтов, медицинский персонал проводит медицинский осмотр космонавтов перед полетом. полеты в космос.

Полетели на другие планеты: Марс, Сатурн, для изучения грунта на других планетах.

Фотографы на Луне: «Поверхность Луны», «Лунные пейзажи», «Планета Земля – вид с Луны».

Возвращение на Землю встреча космонавтов после полета. Работа медицинских работников с космонавтами после полета, фиксация результатов здоровья до полета и после полета в космос.

Проблемные ситуации:

Невесомость?

Способы передвижения на планетах земного типа?

Можно ли высадиться на планеты – газовые гиганты?

Техника для передвижения по другим планетам?

Космическая еда.

Налаживание контакта с инопланетянами, держим связь с Землей, используем видеосвязь, компьютеры, фотоаппараты.

Сувениры для инопланетян.

Тема: «Кафе-кондитерская «Марсианка»»

Активизация словаря: кондитер, официант, администратор, здоровое питание.

Задание: «Приготовить полезный десерт, с фантастическим названием, оригинально представить его инопланетным гостям в меню, чтобы они заказали его повторно»

Подготовка к открытию: распределение ролей сотрудников кондитерской, реклама, приглашения в кафе.

Проблемные ситуации: «Посетитель заказал пельмени», «Посетитель отказывается оплачивать заказ», «Битая посуда», «Кондитерская для Лунатиков»

Тема: «Кругосветное путешествие по волнам»

Активизация словаря: трап, капитан, капитанский мостик, штурвальный, палуба, матросы, пристань, мачта, бескозырки моряков, бинокль, штурвал, якорь, флажки сигнальные красные - желтые, компас, карта, рупор, глобус.

Игровые ситуации:

Строим корабль, придумываем ему имя, отправляемся в кругосветное путешествие.

Матросы строго следуют указаниям капитана корабля убирают трап, моют палубу, повар-кок готовит обед для команды: полный вперед, работа с компасом, с картой, с розой ветров… Штурвальный управляет кораблем с помощью штурвала. Моряки на корабле

Выходим на берег: Африки, Антарктиды и т.д., знакомимся с жителями - туземцами.

Фоторепортеры готовят репортаж: быт, народы и животные других стран.

В океане спускаемся в батискафе на морское дно, чтобы изучить его.

Возвращение домой.

 

Ежедневный утренний круг: выявление интересов, выявление темы, заполнение маршрутных листов.

Понедельник.

Медиа Центр: Презентация «Галактика. Солнечная система - планета Земля». Эра динозавров.

Центр книги: энциклопедия «Доисторический мир»

Вторник.

Центр исследования: глобус, атлас мира, карта мира, карта России.

Центр исследования: «Атмосфера», «Гидросфера?», «Виды динозавров»

Среда. 

Медиа Центр: Мультфильм «Профессор Почемучкин» «Материки», «Народы мира. Расы.»

Центр искусства: бумажные куклы - народы мира.

Четверг.

Центр исследования: водные резервуары нашей планеты (океаны, реки, моря, озёра). Способы защиты морских обитателей – мимикрия.

Центр искусства: обитатели глубин – оригами.

Пятница.

Медиа Центр: равнины и холмы, животные, мимикрия.

Центр искусства: обитатели равнин – пластилин, соленое тесто, природный материал.

Вторник.

Медиа Центр: Мультфильм «Профессор Почемучкин» «Горы и вулканы», отличия и сходства.

Моделирование: Вулканы

Центр искусства: моделирование «вулкана» для проведения опыта «Извержение вулкана»

Среда.

Медиа Центр: Презентация «Луна - спутник планеты Земля».

Исследование: Поверхность Луны

Центр Искусства: акварель, восковые карандаши, цветные карандаши, фломастеры «Город на Луне», «Жители Луны»

Четверг:

Медиа Центр: Презентация «Звезды, созвездия, карта звездного неба».

Центр Науки: Реши задачки и собери созвездия!

Центр искусства: моделирование из цветной бумаги, картона, крап-бумаги, пластилина, природного материала и т.д. «Волшебное созвездие. Галактика»

Пятница: итоговое мероприятие

КП «Речецветик» в центре речевого развития:

«Сказания» об истории динозавров, рождения и развития галактики

«Посиделки в театральной студии» - рассуждения о том, что было бы, если…, и наоборот, анализируя знания – открывать новые знания

Обсуждение вопросов познавательного характера (предметы и их назначение, материалы и их использование в предметах, в разных видах деятельности человека, жизнь и привычки животных и т.д.)  

Сочинять сюжетные рассказы по картинам, сказки на заданную воспитателем тему, придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и конец, присказка, троекратные повторы, победа добра над злом, волшебные предметы, герои, превращения и т.д.)

Сочинять загадки ТРИЗ, подбирая слова, характеризующие существенные особенности объектов.

Д/игры: 

«Найди слово противоположное по смыслу» (антонимы);

«Цепочка слов» - выделять начальный и конечный звуки в словах;

«Выбери картинки» - выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук;

«Знакомство», «Встреча с другом» - правила этикета при знакомстве с инопланетными друзьями; 

«Похвали автора» - выражать свои положительные эмоции слушая других детей

Речевое развитие в театрализованной деятельности

Понедельник.

Группа:

Центр живой и неживой природы: «Солнце и планета Земля» соотношения размеров Солнца и Земли.

Центр воды и песка:

Орбитальная инопланетная станция «Сладкоежка» - украшение сухим песком, с помощью картонной воронки, тортов, куличей и других сладостей из влажного песка, прорисовывая узоры.

Световые столы для рисования песком: «Парад планет»

КП «Профессор Почемучкин» центре исследования:

Лаб. комплект «Простые механизмы» (фронтальная работа): «Почему все планеты вращаются вокруг Солнца, не падают на него и не улетают в космос?»

«Моменты творчества» (работа в малых группах): «Семья планет», «Необычные динозавры»

Лаб. комплект «Свет и тень», глобус (работа в малых группах): «Как влияет вращение планеты Земля вокруг солнца и вокруг своей оси на изменение температуры, времени суток?» 

ТРИЗ признаки Круги Луллия (работа в малых группах) «Форма (объемная, плоскостная)»: 1 круг – планеты, 2 круг – плоскостные фигуры, 3 круг – объемные фигуры.

Задание: сделай планеты необычной формы, объясни необычность этой формы.

Динамическая пауза: «Невесомость»

Дидактическая игра «SMART» доска (совместная работа с педагогом): «Восстанови порядок в солнечной системе»

Индивидуальная работа (голосовой помощник «Алиса», помощь родителей): просмотр интернет- ресурсов, энциклопедий, альманахов для составления презентации «Почему исчезли динозавры?»

Вторник.

Группа:

Центр живой и неживой природы: от чего оберегает планету Земля атмосфера?

Центр воды и песка: песочные прятки «Инопланетный клад»

Эко Центр: для полива цветов самая полезная вода: талая, дождевая, водопроводная или речная?

Интерактивная песочница: «Кто спрятался?»

Световые столы для рисования песком: необыкновенные следы «Кракозябликов»

КП «Профессор Почемучкин» центре исследования:

Лаб. комплект «Свет и тень» - стеклышки, колбы (фронтальная работа): пар, конденсация? Как образуются облака, идет дождь на нашей планете?

«Моменты творчества» (работа в малых группах): «Звездочет Каплин»

Лаб. комплект «Весовые измерения», ТРИЗ «ММЧ» (работа в малых группах): «Агрегатное состояние воды: лед, пар, жидкость. Что весит больше, при условии, что объём пробирок для исследования одинаковый» 

Динамическая пауза «Космическая дискотека».

Дидактическая игра «SMART» доска (совместная работа с педагогом): «Собери созвездие по образцу. Придумай созвездие, назови его»

Индивидуальная работа (голосовой помощник «Алиса», помощь родителей): просмотр интернет- ресурсов, энциклопедий, альманахов для составления доклада «Есть ли облака (осадки) на других планетах?»

Среда.

Группа:

Центр живой и неживой природы: расовые особенности, быт и жилища у разных народов мира.

Центр воды и песка: песочный ветер, дождь и др. по замыслу детей. 

Эко Центр: одинаково ли развиваются растения на разных континентах? Благоприятные условия для его роста и развития.

Интерактивная песочница: «Город»

Световые столы для рисования песком: «Райский уголок»

КП «Профессор Почемучкин» центре исследования:

Медиа центр (фронтальная работа) ММЧ «Нагревание – расширение, охлаждение – сжимание объектов»: презентация «Кухни мира» особенности и разнообразие.

«Моменты творчества» (работа в малых группах): «Необычное блюдо», «Термометр из бутылки»

Глобус, карты, атласы, интернет (работа в малых группах): «Влияет ли отдаленность страны от океана, экватора (полюсов Земли) на разнообразие продуктов и особенности приготовления блюд?» 

ТРИЗ признаки изменения во времени (работа в малых группах) «Фантастическая история»: задание: как в зимнем саду снять богатый урожай?

Динамическая пауза: «Поварята»

Дидактическая игра «SMART» доска (совместная работа с педагогом): «Интеллект- карта: животные (растения) – продукты - блюда и т.д.»

Индивидуальная работа (голосовой помощник «Алиса», помощь родителей): просмотр интернет- ресурсов, энциклопедий, альманахов для составления презентации, доклада «Необычное блюдо, которое я хочу попробовать?»

Четверг.

Группа:

Центр живой и неживой природы: свойства воды ТРИЗ, моделирование молекул воды.

Центр воды и песка: «Друзья и враги водоемов»

Эко Центр: можно ли поливать растения морской (соленой) водой? А что будет, если поливать растения сладкой водой?

Интерактивная песочница: «Рельеф»

Световые столы для рисования песком: мифические обитатели глубин.

КП «Профессор Почемучкин» центре исследования:

Медиа центр (фронтальная работа) «Вода в жизни обитателей планеты Земля», четыре океана, моря и реки образуют Мировой океан.

«Моменты творчества» (работа в малых группах): «Проект очистного сооружения для воды»

Лаб. оборудование, спиртовка, ТРИЗ растворение и выпаривание (работа в малых группах): «Можно ли из соленой воды получить пресную» 

ТРИЗ Мозговой штурм (работа в малых группах) «Как вода попадает в кран?»

Динамическая пауза: «Море волнуется…»

Дидактическая игра «SMART» доска (совместная работа с педагогом): Волшебник Уменьшения, схематизация «Водопровод».

Индивидуальная работа (голосовой помощник «Алиса», помощь родителей): просмотр интернет- ресурсов, энциклопедий, альманахов для составления презентации, доклада «Дружат ли человечки воды с человечками мела, фарфора, полиэтилена и т.д.?» 

Пятница.

Группа:

Центр живой и неживой природы: пустыня, живая природа пустыни.

Центр воды и песка: отличия гор от холмов

Эко Центр: смогло бы растение из нашего зимнего сада выжить в пустыне? Какие растения живут в пустыне, их особенности.

Интерактивная песочница: игры с песком по замыслу детей.

Световые столы для рисования песком: «Оазис»

КП «Профессор Почемучкин» центре исследования:

Медиа центр (фронтальная работа): почему в пустыне днем очень жарко, а ночью очень холодно? И куда прячется вода? В воздухе над пустыней есть вода?

«Моменты творчества» (работа в малых группах): «Полярное сияние. Что влияет на его появление?»

Медиа центр (работа в малых группах): «Почему Арктику и Антарктику называют пустынями?» 

Лаб. комплект «Свет и тень», глобус: «Почему на полюсах – царят низкие температуры?»

Динамическая пауза: «Зоопарк»

Дидактическая игра «SMART» доска (совместная работа с педагогом): «Цвета и краски» белый цвет состоит из всех цветов спектра.

Индивидуальная работа (голосовой помощник «Алиса», помощь родителей): просмотр интернет- ресурсов, энциклопедий, альманахов для составления презентации, доклада «Миражи в пустыне. Почему это происходит?» 

Вторник.

Группа:

Центр живой и неживой природы: извержение вулкана (опыт с содой и лимонным соком). Какие сокровища хранят горы?

Центр воды и песка: Цунами?

Интерактивная песочница: «Рельеф – извержение вулкана»

Световые столы для рисования песком: горные хребты, вулканы.

КП «Профессор Почемучкин» центре исследования:

Медиа центр (фронтальная работа): «Какие бывают вулканы? Самый большой вулкан? Почему вулкан извергается? Последствия извержения вулканов?»

«Моменты творчества» (работа в малых группах): «Модель возникновения гор»

Игра ТРИЗ «Да- Нет» в линейном ряду: «Самоцветы»

Динамическая пауза.

Дидактическая игра «SMART» доска (совместная работа с педагогом): «Сокровища гор»

Индивидуальная работа (голосовой помощник «Алиса», помощь родителей): просмотр интернет- ресурсов, энциклопедий, альманахов для составления презентации «Сказки и легенды о горах»

Среда.

Группа:

Центр живой и неживой природы: поверхность Луны, моря, кратеры. А что находится на обратной стороне Луны?

Центр воды и песка: как образуются кратеры на Луне (опыт с песком и морскими камешками)?

Эко Центр: влияет ли Луна на развитие растений и жизнь животных на нашей планете?

Интерактивная песочница: рельеф луны.

Световые столы для рисования песком: «Луноходы», «Лунные жители»

КП «Профессор Почемучкин» центре исследования:

Медиа центр (фронтальная работа): «Спутники. Для чего нашей планете спутники? Как влияет Луна на нашу планету: морские приливы и отливы. Затмение Луны и солнечная корона»

«Моменты творчества» (работа в малых группах): «Есть ли жизнь на Луне? (Посадить семена и создать для одного земные условия, для другого лунные, гипотеза, подтверждение-опровержение)»

Лаб. комплект «Свет и тень», мяч (работа в малых группах): «Почему Луна меняет свой вид: от полной до тонкого месяца?» 

Лаб. комплект «Весовые измерения» (работа в малых группах): «Земля = 80 лунам» 

Динамическая пауза: «Невесомость»

Дидактическая игра «SMART» доска (совместная работа с педагогом): «Влияние Луны на жизнь на Земле. Дыхание океана»

Индивидуальная работа (голосовой помощник «Алиса», помощь родителей): просмотр интернет- ресурсов, энциклопедий, альманахов для составления презентации «Лунное время. Сутки на Луне длятся столько же, что и сутки земные?»

Четверг.

Группа:

Центр живой и неживой природы: Звезды светят днем? А кольцо Юпитера состоит из звезд? Что такое «Млечный путь?»

Центр воды и песка.

Эко Центр: пассифлора – растение с цветами звездочками. А какие еще цветы похожи на звездочки?

Световые столы для рисования песком: «Космический вальс»

КП «Профессор Почемучкин» центре исследования:

Медиа центр (фронтальная работа): «Звезды? Сколько их на небе?»

«Моменты творчества» (работа в малых группах): «Полярная звезда, Большая и Малая медведицы»

Лаб. комплект «Свет и тень», мяч (работа в малых группах): «Почему кажется, что звезды движутся по кругу?»

Динамическая пауза.

Дидактическая игра «SMART» доска (совместная работа с педагогом): «Солнце – самая большая звезда»

Индивидуальная работа (голосовой помощник «Алиса», помощь родителей): просмотр интернет- ресурсов, энциклопедий, альманахов для составления презентации «Карта Звездного неба. Созвездия»

Восприятие худ. литературы и фольклора

Самообслуживание и бытовой труд

Конструирование

Центр книги  

Чтение художественной литературы по теме «Космос»:

· «Дорога на космодром»,

· В. Кащенко «Созвездие драконов»,

· «О чем рассказал телескоп»,

· «Покорение космоса»,

· «Большая энциклопедия дошкольника»,

· Альманах «Хочу все знать».

Чтение художественной литературы по теме «Динозавры»:

Стихи: Ю. Юркий «Динозавры»

А. Сметанин «Почему исчезли динозавры?»

Е. Аэрова «Мы собрали рюкзаки»

В. Пахомов «Данька любит динозавров»

И. Карде «Просит динозавр»

А. Монт «У мамы динозаврихи»

Л. Самигулиной Стихи о динозаврах.

Сказка Бажова «Хозяйка Медной горы»

1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

2. Своевременно обращать внимание и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его.

3. Самостоятельная подготовка материалов и пособий к культурным практикам, игровой деятельности.

4. Культурно-гигиенические навыки: полоскание рта после еды, мытье рук до и после еды.

Центр мелкой моторики

«Сухой бассейн» - ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам) 

Речевое сопровождение: «Сюда насыпали горох и пальцы запустили, устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.» 

«Коробочка тактильных ощущений»      

с текстилем, бархатной и наждачной бумагой (гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые). 

«Весёлые клубочки» перематывание на скорость. 
«Собери бусы»: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку. 

 «Волшебные палочки» - ориентирование на плоскости, выкладывание из цветных палочек сюжетов по схематическому изображению, по собственному воображению. 

«Заплети косы»  –  навыки плетения.  

«Веселые прищепки (канцелярские скрепки)» 

«Крышечки» - подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать. 

 «Танграм, планшет математический с резинками» - выкладывание по образцу (домик-  окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д.  

«Играем с природным и бросовым материалом» - семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п., бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.  

«Геометрическая мозаика» -  картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу.  

Понедельник

Центр конструирования

«Страна Изобретателей»: лего- конструирование, картон, картон-коробки «Летательные аппараты - ледоколы»

Вторник

Центр Творчества

«Детский Вернисаж»: конструирование из цветной бумаги, картона и природного материала: скорлупа грецких орехов, береста и др. «Парусник» (другой вид судна по замыслу детей), «Динозавры».

Среда

Центр конструирования

Конструирование, плоскостное моделирование по схемам, с помощью геометрических фигур: «Роботы – помощники», «Водный транспорт».

Четверг

Центр конструирования

Конструирование – работа в парах, при помощи схем объёмного изображения, используя базовые лего-конструкторы, мелкие игрушки «Kinder»: «Переправы, мосты. Межгалактические канатные дороги»

Пятница

Центр конструирования 

Конструирование из картонных коробок, столов, стульев: «Космодром – Лунодром - Марсодром», «Межгалактические звездолеты»

Вторник

Центр Творчества

Конструирование с использованием различной бумаги, фольгированной бумаги, природных материалов, ниток, кусочков ткани, солёного теста, бросовых материалов и т. д.: «Гномы и самоцветы»

Среда

Центр Творчества

Конструирование с использованием различной бумаги, фольгированной бумаги, природных материалов, ниток, кусочков ткани, солёного теста, бросовых материалов и т. д.: «Мир динозавров»

Четверг

Центр Творчества

Конструирование из бумаги – оригами «Волшебный квадрат»: животные планеты Земля.

Пятница: итоговое мероприятие

Изобразительная

Музыкальная

Двигательная

«Симметричные предметы»: картинные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам, составить из деталей как можно больше симметричных предметов.

«Подбери узор» - роспись посуды разных народов, закрепить знание элементов народной росписи.

«Волшебные краски» - различать и называть оттенки цветов, характерных для осени и зимы.

«Фантастическое животное» - используя разные части животных, птиц, рыб, насекомых (вырезанные из бумаги), составить из имеющихся элементов фантастическое животное, придумать название.

«Веселые ладошки» - картонные силуэты ладошек, предметы- шляпки, ленты, бантики, цветочки, колечки и т.д. разного цвета, нарядить каждый пальчик, приклеить плоские или объемные предметы.

«Угадай на что похоже» - листы бумаги или картона с наклеенными кусочками ткани или другого материала разной формы, фактуры, задание: увидеть образ в кусочке ткани, картона… дорисовать и описать.

«Составь натюрморт» - составь натюрморт из цветов, овощей, фруктов, ягод, грибов, посуды.

«Фигурки из проволоки» - проволока разного цвета.

Порядок действий: загибать, закручивать, соединять проволоку, изображая животного, человека, букву, цифру, здание и т.д.

 «Море – океан»: три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного, бушующего; грамзапись пьесы Римского- Корсакого «Море», при повторном прослушивании предлагает детям разложить картинки в той последовательности, в которой они звучали.

«Наше путешествие»: металлофон, бубен, ложки, барабан.

Ход игры: придумать рассказ о своём путешествии, которое можно изобразить на каком-нибудь музыкальном инструменте.

«Поющие ручки» - пластика движений рук, творческое воображение, общение возможно только с помощью языка, мимики, образных движений: волнообразные, круговые, встряхивания, постукивание пальцами и т.д. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью, силой движения.

«Скульпторы» - передача образа с помощью пантомимы в парах, Дети один ребёнок исполняет роль скульптора, другой – глины. Ребёнок-скульптор придаёт глине форму в соответствии с собственными впечатлениями о прослушанной музыке. Ребёнок-глина должен быть послушным, мягким, податливым. Когда работа завершена, скульптор рассказывает всем о своём художественном замысле, средствах, которыми он передан.

 «Музыкальный зонтик» - музыкальные инструменты, зонтик, на грани которого приклеены изображения этих инструментов.

Описание игры: дети стоят в кругу, под весёлую ритмичную музыку вращается зонтик, по окончании звучания музыки дети открывают глаза, и каждый ребёнок берёт тот инструмент, изображение которого видит перед собой, все вместе играют в оркестр.

БЕГ: развивать ловкость, быстроту движений, действия по сигналу: «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Сделай фигуру», «Горелки», «Пустое место».

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ: «Найди следы зайца… и т.д.», «Кто ушел?», «Добрые слова», «Возьми быстро».

МЕТАНИЕ, ЛОВЛЯ: «Охотники и зайцы», «Попади в обруч», «Городки»

ПРЫЖКИ: «Кто сделал больше прыжков», «С кочки на кочку», «Не оставайся на земле», «Классы».

ЭСТАФЕТЫ: «Забрось в корзину», «Дорожка препятствий», «Кто быстрее».

ЛАЗАНЬЕ: «Лиса в курятнике», «Пожарные на учении»