Основы финансовой грамотности или играем в экономику.
методическая разработка

Мулеева Алия Наильевна

Данный материал собрал в себе небольшие рекомендации для родителей и педагогов для осуществления воспитания по финанасовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_multfilmy_po_finansovoy_gramotnosti.docx387.05 КБ

Предварительный просмотр:

Основы финансовой грамотности или играем в экономику.

Дошкольник и экономика на первый взгляд кажутся далекими друг от друга.

Область экономической деятельности - одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

С чего же начать?

Рекомендуем родителям проводить с детьми беседы:

-Что такое потребности? (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Словесная игра «Что мне нужно?»;

- Рассуждения «Что необходимо человеку?» (Разнообразие потребностей человека, жизненно важные потребности человека, потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т.д.);

- Беседа «Что такое труд. Путешествие в мир профессий»

- Беседа «Потребности семьи» ( Разнообразие потребностей членов семьи);

- Беседа «Зачем всему нужно учиться?»

- Рассуждение «Кем я хочу стать?» рисование будущей профессии;

- Беседа «Профессии моих родителей»;

- Беседа с детьми «Что такое деньги?» ( познакомить ребенка с монетами, банкнотами; отличительные признаками);

- Беседа с детьми «Что такое семейный бюджет и из чего он складывается?»

Литература, рекомендованная для чтения.

  1. «Петушок и два мышонка»
  2. «Чудеса в кошельке»
  3. «Муха-цокотуха»
  4. «Стрекоза и муравей»
  5. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

Мультфильмы для совместного просмотра.

  1. «Незнайка»
  2. «Как мужик корову продавал»
  3. «Барбоскины и реклама»
  4. Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»

-Что такое деньги?

- Умение экономить.

- Семейный бюджет.

- Карманные деньги 

- Потребности и возможности

- Мои домашние питомцы

- Работа и зарплата

5. Фиксики

- Деньги; 

- Копилка;

6. «Все профессии нужны, все профессии важны»

7. «Зайчонок и муха»

8. «Так сойдет»

9. «Пятачок»

10. «Вершки и корешки»

11. Сказка про лень

12. Серия мультфильмов «Навигатум»

Игры и занятия

13.Комикс «История о рублике и его друзьях»

14. Книжка -раскраска для дошкольников

15. Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

16. Игра «Кто кем работает?»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Суть игры

Покажите  детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам — с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

17. Игра Услуги и товары

Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал. Предметные, сюжетные картинки с изображением труда — изготовление товаров или предоставления услуг — в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Суть игры

Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?

 Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

    -Мама печет пирожки бабушке. Пирожки — это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу .

    -Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

18. Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

 

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

19. «Товарный поезд»

Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Материал. Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами. Содержание. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д. Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д

Используемая литература:

  1. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, Москва, 2019г.;
  2. https://sad9borisov.schools.by/pages/kartoteka-igr-po-finansovoj-gramotnosti-dlja-detej-5-7-let
  3. https://www.art-talant.org/publikacii/12181-kartoteka-igr-po-finansovoy-gramotnosti-dlya-detey-5-7-let

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Где логика?»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Проект по основам финансовой грамотности "Этот интересный мир экономики"

Проект «Этот интересный мир экономики»(подготовительная к школе, старшая группы)Содержание проектаНазвание проекта: «Этот интересный мир экономики».Вид проекта: познавател...

Кружок «Экономика детям» по направлению основы финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобал...

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»

Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...

Консультация для родителей «Дошколята и основы финансовой грамотности» Финансовая грамотность детей.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления ...