Активные формы проведения родительских собраний в детском саду
консультация

           В последнее время стали популярны нетрадиционные формы проведения родительских собраний, предполагающие присутствие родителей с детьми, активное взаимодействие всех участников, а также оказание родителям необходимой методической и дидактической помощи по вопросам воспитания и обучения дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные формы проведения родительских собраний в детском саду

     Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников реализуется через родительские собрания. К традиционным формам проведения  относятся: консультации, лекции, семинары, собрание с родительским комитетом. Проводятся,  как правило, 3-4 раза в год. Обычно первое собрание организуется в сентябре-начале октября , следующее –  декабрь-январь, далее – в апреле-мае. Время проведения собрания приблизительно 1 час.   Состоит из 3-х частей: вводной (цель: организовать родителей и создать благоприятную психологическую атмосферу), основной, которая делится на теоретическую и практическую  и «разное».

Часто перед педагогами в период подготовки к родительскому собранию встает вопрос: как построить собрание? Какую форму для проведения лучше всего выбрать? Можно использовать только одну форму, можно взять несколько на одном собрании. Главное - не переборщить, да и выбранная тема собрания должна соответствовать форме проведения.

           Традиционно родительские собрания чаще всего проходят в пассивной форме. Для встречи с родителями воспитатель готовит доклад на какую-либо тему, затем обсуждаются различные организационные вопросы. На этом взаимодействие родителей и воспитателей заканчивается. Более того, родители на подобных собраниях не проявляют практически никакой активности. Сама форма встречи не располагает к диалогу и активному участию обеих сторон. В такой ситуации нужно пересматривать форму проведения родительских собраний в ДОУ. 

           В последнее время стали популярны нетрадиционные формы проведения собраний, предполагающие присутствие родителей с детьми, активное взаимодействие всех участников, а также оказание родителям необходимой методической и дидактической помощи по вопросам воспитания и обучения дошкольников. 

Лучше всего проводить родительские собрания, следуя правилу Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеките меня, и я пойму». Если перевести в цифры то: услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное - на 25%, написанное - на 40%, проделанное - на 70%. Несомненно, использование нетрадиционной методики проведения родительских собраний позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями и повысить их педагогическую культуру в вопросах воспитания детей.

Родители будут с радостью идти на собрание, зная, что будет что-то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях, также с интересом родители относятся к текстовым материалам, рекомендациям и советам специалистов работающих в детском саду. Кроме того, родительские собрания позволяют:

- давать родителям информацию педагогического, психологического, логопедического содержания; повышать педагогическую компетентность, как родителей, так и воспитателей;

- продемонстрировать приемы и методы работы педагогов  с детьми; 

- организовать экспресс-консультации со специалистами сразу после собрания.

Среди современных форм  проведения собраний выделяют следующие:

  •  «Педагогическая лаборатория». Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года можно провести анкетирование. Проводится оно для того, чтобы воспитатель ближе узнал ребенка и его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать, а также их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

  • «Конференции». На конференции собираются и педагоги, и узкие специалисты, и родители, которые заранее готовятся к выступлению по одной теме (педагог при необходимости оказывает помощь родителям в оформлении выступления). Каждый выступает со своей точкой зрения, как он видит данную жизненную ситуацию. Это дает всем участникам конференции возможность не только высказаться, но и услышать другого человека, а затем прийти к общему мнению. Важно определить актуальную тему конференции, например: «Забота о здоровье детей», «Роль семьи в воспитании ребенка». К конференции можно приготовить  выставку детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу ДОУ, и т.д. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей. В результате у родителей накапливаются знания в области воспитания детей и устанавливаются доверительные отношения с педагогами.
  •  «Круглый стол». Проведение собрания в такой форме предполагает наличие стола, не обязательно круглого. Важно, чтобы   за ним сидели и педагоги, и родители, и гости собрания. В такой обстановке обычно обсуждают актуальные проблемы воспитания, родители знакомятся друг с другом, задают вопросы и отвечают на них необязательно педагоги детского сада. По своей сути, это собрание-беседа. Во время такого собрания можно объединять родителей парами или тройками для обсуждения какого-либо вопроса или ситуации. На собрания, в форме круглого стола, можно  приглашать специалистов. Основные цели интерактивного взаимодействия — обмен опытом, выработка общего мнения, создание условий для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы. В этой форме работы важно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, собственным опытом, высказывая дельные советы. Для реализации поставленных целей, при организации собрания в форме «круглого стола», необходимо продумать применение различных методов, таких, как: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и упражнения и др. методы.
    Встречи такого формата расширяют кругозор родителей в вопросах воспитания и обучения, располагают к эффективному взаимодействию семьи и воспитателя. Примерные темы для собраний в форме круглого стола: «Азы воспитания», «Наш выбор – здоровый образ жизни», «Адаптация к детскому саду», «Родительский авторитет – основа воспитания», «Кризис трех лет»,  «Готовность к школе», и так далее. Предварительно стоит провести анкетирование родителей, чтобы на собрании ответить на все интересующие вопросы.
  • Метод «Мировое кафе» идеально подходит, для того чтобы организовать обмен мнениями большого количества людей по важным вопросам и проблемам, изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений. Такие собрания способствуют эмоциональному сближению всех участников воспитательно-образовательного процесса. Обычное количество участников - не менее 12-15 человек. Рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по трое-четверо за столик. Можно предложить чай, кофе.  И начинается обсуждение. При этом один человек становится «хозяином» за столом, остальные - его «гости». Для решения проблемы в малой группе есть бумажные скатерти и  фломастеры, все идеи фиксируются в любой форме - запись, рисунок, диаграмма. Через небольшой отрезок времени, например 5-7 мин, дается сигнал и «гости» отправляются к следующему столику, они выступают «посланцами новых идей», «хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости». К концу второго круга дискуссий все «посетители» кафе ознакомятся с идеями и предложениями друг друга, каждый выскажет свое мнение и выслушает коллег. После нескольких таких «хождений» между столиками все собираются для общего обсуждения темы. Таким образом, можно «проработать» сразу несколько аспектов одного вопроса за короткое время. В конце «хозяин» делает презентацию всех идей от своего столика.  Результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения. Подводятся итоги, проводится анализ.

  • «Семинар-практикум» - основная цель подобного собрания – обыгрывание и решение проблемных ситуаций.

           Рекомендации:

          - выступают не только воспитатели, но и родители, логопед,  

            психолог, другие специалисты

          - теоретическая часть выступления, постоянно разбавляется  

            упражнениями и играми по теме встречи

          - выслушивается мнение родителей по рассматриваемой

            проблеме

            Например: если встреча посвящена теме детских страхов

           1)  подготавливается небольшое теоретическое сообщение

           2) затем родителей просят высказать свое мнение о причинах  

               детских страхов и о способах их преодоления, можно обыграть

               небольшую ситуацию

           3) далее с родителями проводится мини-тренинг, в котором

               демонстрируются игровые приемы на снятие тревожности и

               страхов у детей, чтобы родители в случае чего могли помочь  

               им.

 

  • «Мастер-класс» - основная цель данного мероприятия – поделиться опытом работы педагога с родителями. На такой встрече участники дают друг другу практические советы по развитию личности ребенка.

          Рекомендации:

        - определиться с темой мастер-класса, она должна быть  

          актуальной для родителей

        - проведение фрагмента какого-либо занятия для детей

        - можно предварительно  задать тему нескольким родителям,  

          которые смогут объяснить, как они на практике увлекают своих

          детей какой-либо деятельностью, либо обучают элементарным

          жизненным  навыкам

  • «Тренинг» - эта форма активной работы с родителями, направлена на тех, кто желает изменить свое взаимодействие со своим ребенком. В ходе таких встреч родители могут не только получить консультацию специалиста по определенной теме, расширить свои знания в вопросах воспитания и обучения (особенно это касается молодых родителей), но и на практике отработать полученные навыки. Темы могут быть разными: «Как понять ребенка 2-3 лет?», «Кризис 3 лет на практике», «Подготовка к школе», «Адаптация к детскому саду» и так далее

Рекомендации:

- участие желательно обоих родителей ребенка

- родителям дают возможность ощутить себя ребенком

- предлагаются педагогические ситуации, которые необходимо решить  

  всеми возможными путями

- в конце встречи проводиться рефлексия

  • «Собрание - деловая игра» -  это такой вид деятельности, когда поставленная проблема решается в процессе игры, а её участники примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы, например, «дети» «воспитатели»«родители»«эксперты». Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её решений.

  • «Ток-шоу» - основная цель данной встречи раскрыть плюсы и минусы рассматриваемой проблемы. Собрание проводится в форме дебатов: участники произвольно делятся на 2 группы, одна из которых отстаивает положительные стороны вопроса, а вторая делает акцент на отрицательных.

Рекомендации:

- родителям заранее дается тема для ее изучения

- после проведения дебатов, проводится совместное обсуждение обоих

  позиций

- в конце встречи участникам предлагается перейти в другую команду,

  если они изменили свою точку зрения

- можно провести голосование – какая же точка зрения победила

  • «Собрание-конкурсы» - могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я - читающая семья» или «Папа, мама, я - спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.

  • «Аукцион».

Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, развитие внимания у ребенка. Педагог  дает понятие – внимания. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит  в виде игры.

  • Совместные экскурсии, походы - цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями. 

  • «Вечера вопросов и ответов». 

              Предварительно родителям дается задание продумать,    

              сформулировать наиболее  волнующие их вопросы. В ходе

              обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать

              оптимальные пути их решения.

 

Об  эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

- проявление  у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

- возникновение  дискуссий  по их инициативе;

- увеличение  количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

- стремление  взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

- размышление  родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- повышение  их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

В заключении, хотелось бы отметить положительную сторону подобных форм  взаимодействия с родителями, так как они исключают навязывание готовой точки зрения, построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение родительского собрания в детском саду.

Знакомство родителей с программой по обучению граммоте в подготовительной группе....

Презентация "Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду"

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду....

Алгоритм проведения родительского собрания в детском саду

Родительские собрания - это общественный орган, который своим решением определяет задание, содержание, направления работы родительского коллектива, образовательного заведения. На собраниях сплачиваетс...

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду.

Доклад "Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду"...

"10 правил проведения родительских собраний в детском саду"

Родительское собрание — общение воспитателя с родителя­ми, формирование дружеских, партнерских отношений, обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспи­тания и образ...