Мастер – класс «Исследовательская деятельность дошкольников»
занимательные факты (средняя группа)

Галкина Елена Михайловна

Предлагаем вашему вниманию сценарий мастер-класс по организации исследовательской деятельности для старших дошкольников.

Цель: привлечение внимания педагогов к развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Исследовательская деятельность дошкольников»

Предлагаем вашему вниманию сценарий мастер-класс по организации исследовательской деятельности для старших дошкольников.

Цель: привлечение внимания педагогов к развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Задачи: углублять знания педагогов в вопросах экспериментирования с реальными объектами; передавать свой опыт при помощи мастер-класса путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; создавать условия для плодотворной деятельности  участников мастер-класс.

Средства и способы: презентация, стаканы – 2шт, краситель пищевой, вода, масло растительное, шипучие растворимые таблетки «АЦЦ», блестящие пайетки, широкие и глубокие чаши – 2 шт., загуститель, гуашь, 2 кисти, салфетки, одноразовые вилки, бамага, буклеты, фломастеры, мультимедийное оборудование.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости и коллеги, я радавсех вас видеть. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы мне помашете рукой.

Добрый день всем членам жюри!

Добрый день всем участникам конкурса!

Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!

Мой мастер-класс посвящен теме «Исследовательская деятельность дошкольников» и нашу встречу предлагаю начать с просмотра одного сюжета.

На экране – слайды – иллюстрации к данному сюжету.

Притча о бабочке: «Однажды один человек, проходя по парку, заметил кокон, из которого пыталась выбраться бабочка.

В коконе было узкое отверстие, и бабочка прилагала все силы, чтобы вылезти из него.

Человек остановился и наблюдал за бабочкой продолжительное время, но ей так и не удалось продвинуться даже на немного. Тогда прохожий  решил помочь бабочке, он достал перочинный нож и надрезал кокон. Бабочка тут же выбралась. Но ее тельце было немощным и слабым, а крылья еле двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки окрепнут, и она полетит, но этого не произошло. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал, что усилия, необходимые для выхода через узкую щель кокона, развивают, укрепляют ее крылья и дают способность летать».

Вот поэтому я стараюсь организовать образовательный процесс так, чтобы мои воспитанники сами захотели чему-нибудь научиться, что-то сделать, узнать, расправили свои крылья и могли летать самостоятельно.

Мы живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи непонятны нашим детям и только мы можем научить их находить правильные ответы.

Давайте задумаемся, может какие-то из них можно проверить опытным путем? Познавательно-исследовательская деятельность тем и хороша, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности – дети очень любознательны, их интересует все новое и неизвестное, они изучают все с помощью чувств: обоняния, осязания, зрения. А наша задача – помочь им. Для этого и существует детское экспериментирование.

На экране слайд – список уровней работы по решению проблемы.

В технологии экспериментирования мы используем методику А.И.Савенкова «Проведение учебных исследований в детском саду».

В основе исследования должна лежать проблема. Есть варианты проведения работы, которые можно разделить на три уровня по степени сложности.

  1. Воспитатель ставит проблему и намечает пути решения. Ребенок решает.
  2. Воспитатель ставит проблему, ребенок (дети) решает ее самостоятельно.
  3. Самый высокий уровень: ребенок сам ставит и решает проблему.

На экране слайд – система карточек (список).

При составлении плана решения проблемы автор предлагает использовать следующую систему карточек:

  • Подумать самостоятельно;
  • Спросить у другого человека;
  • Посмотреть в книгах, в Интернете, понаблюдать;
  • Связаться со специалистом.

        На экране слайд – примеры пиктограмм.

        Фиксировать результат рекомендуется при помощи пиктограмм (маленьких рисунков). Автор методики считает, что отраженная таким образом информация для ребенка преобразуется в предмет его осознания, а следовательно приобретает значимость и становится его ценностью.

        Совместно с фокус –группой я хочу продемонстрировать отдельные занимательные опыты, которые можно использовать в своей работе с детьми. Мы попробуем не только провести опыт, но и зафиксировать результат.

        Приглашаются четыре коллеги зала, их делят на две команды.

        Итак, без определенного алгоритма действий непросто провести какой-либо опыт, и мы пришли к выводу, что должна быть пошаговая инструкция. С детьми мы ее разрабатываем по оду работы, а вам предоставляем готовые варианты ввиду ограничения во времени.

        Один человек будет проводить опыт, а второй фиксировать результат в виде графических изображений.

        Опыт № 1.

        Ведущий. В стакан наливаем немного подкрашенной воды. Затем медленно вводим рафинированное растительное масло, добавляем блестки. Что вы видите?

Участники отвечают.

        Предлагаю попробовать оживить жидкость при помощи волшебных (шипучих) таблеток.

Участники добавляют таблетки, которые начинают пениться в воде и перемешивать ее с маслом.

        И что у вас получилось? Смешались ли вода и масло? Почему? Какой можно сделать вывод?

Участники высказывают предположения.

        Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и воды отталкиваются друг от друга. При добавлении шипучей таблетки вода насыщается капельками масла. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется «эмульсия».

        Представьте свою пиктограмму.

Участники рисуют пиктограмму, показывают ее ведущему и гостям.

        Опыт № 2.

Ведущий. Как вы думаете, можно ли рисовать на воде?

Ответы участников.

Ведущий. А почему?

Участники высказывают обоснованные ответы.

        Конечно, краски растворяются в воде. Но все же это возможно. Что для этого нужно? Так как вода жидкая, нам нужно сделать ее густой. Чтобы узнать, какой загуститель мы будем использовать в работе, нужно отгадать загадку:

Я – предмет ведь очень важный

Чтобы сделать куб бумажный,

Самолет, картонный дом,

Аппликацию в альбом,

Ты меня не пожалей.

Я липучий, вязкий….(клей).

        Да, именно клей поможет нам изменить способность воды растворять краски.

        Берем баночку с загустителем (клеем), переливаем его в тарелочку с водой. Теперь аккуратно все перемешаем. Когда мы приготовили основу, берем кисти, обмакиваем в краску и кончиком, едва касаясь поверхности, опускаем на воду, делаем несколько разноцветных капель. Берем одноразовые вилочки и «расчесываем» краску. Попробуем перенести результат на бумагу. Возьмем бумагу, аккуратно опустим лист плоскостью на наш волшебный раствор с рисунком.

        Получилось?

        Вывод: рисовать на воде можно, если добавить в нее загуститель. Рисунок легко переносится на бумагу.

        Представьте свою пиктограмму.

Участники создают и показывают вторую пиктограмму.

        Этот опыт можно использовать как основу для нестандартного рисования. А само рисование хорошая психологическая разгрузка (не только для детей, но и для взрослых).

        А теперь настало время вывести проблему данного опыта и ее решение.

        Проблема: как этот опыт можно использовать в быту?

        Решение: таким образом можно делать обои. Только в качестве основы мы используем воду и масляные краски (поскольку они не растворяются в воде).

        Ребята предложили соединить полученные результаты опытом  в один. Мы так и сделали: потом долго любовались необычными пейзажами.

На экране слайд – совместный рисунок детей, созданный в данной технике.

        Мы видим в этом решение задачи ФГОС « …идем от детей».

Такие вот занимательные и простые опыты способны многое дать для развития дошкольников. Дети на наглядном примере усваивают некоторые законы физики и химии, их впоследствии они будут проходить в школе. Таким образом, осуществляются межпредметные связи: «Через простое к необычному».

Рефлексия

Ведущий.

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Ответы участников.

Ведущий. Вы пришли сюда по обмену опытом?

Ответы участников.

Ведущий.

Я вас понимаю.

Дайте мне тогда ответ:

Вам понравилось или нет?

        Для определения эффективности информации мы придумали систему: у каждого из вас есть значок «информация», на столе стоят когнтейнеры с картинками, поместите значок в тот контейнер, в который посчитаете нужным:

  • чемодан -  информация пригодится в дальнейшем;
  • мясорубка – информацию переработаю;
  • корзина – все выброшу.

Благодарю всех за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Исследовательская деятельность с детьми с применением метода ТРИЗ-технологии "Моделирование маленькими человечками".

Предложенный материал поможет педагогу самому научиться мыслить нестандартно, а также научить этому своих воспитанников. Применяя в работе ТРИз-технологи у детей развивается речь, мышление, память, во...

Мастер-класс "Исследовательская деятельность старших дошкольников"

Развитие познавательной активности дошкольников. через поисково-исследовательскую деятельность....

Мастер - класс: «Исследовательская деятельность дошкольников»

laquo;Исследовательская деятельность дошкольников»...

Мастер класс «Исследовательская деятельность дошкольников"

Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников...

Мастер класс «Исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей у дошкольников».

Цель:  Повышение уровня познавательно-исследовательской компетентности воспитателей ОУ. Задачи: создать атмосферу творческого поиска;с...