Культурные практики в проектной деятельности дошкольников
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Филяева Екатерина Александровна

Применение культурных практик при реализации проектной деятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulturnye_praktiki.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

        КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

        Думаю, что многим из Вас, уважаемые коллеги, знакома известная китайская пословица: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь.»

        Она очень точно отражает идею системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании в рамках ФГОС.

        Учеными установлено, что только 10% информации дети запоминают на слух, 20% через зрительное восприятие, и до 70% информации усваивается ребенком, если он выполняет действия самостоятельно. Поэтому педагог  должен всегда помнить, что его задача состоит в том, чтобы направлять ребенка, дать ему возможность развиваться самостоятельно, но в тех рамках, в которых нужно взрослому. В этом и заключается великое мастерство педагога: ненавязчиво стимулировать, организовывать и направлять деятельность воспитанника так, что бы он сам добывал знания и приобретал необходимые навыки.

        Для достижения это непростой задачи нам помогут культурные практики. Хочу сразу отметить, единого определения  термина «культурные практики» не существует. За основу можно взять трактовку Натальи Михайловны Крыловой, автора образовательной программы дошкольного образования «Детский сад — дом радости», которая еще в 2000 году начала работать над культурной составляющей дошкольного образования в России.

Наталья Михайловна определяет культурные практики как «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта», складывающиеся с первых дней его жизни.

Среди культурных практик можно выделить следующие:

  • манипуляция с предметами,
  • фантазирование,
  • творческая деятельность,
  • продуктивные виды деятельности,
  • коллекционирование,
  • экспериментирование,
  • игра,
  • поисково-исследовательская деятельность.

При этом наиболее эффективно формирование культурных практик происходит в совместной деятельности со взрослыми, как родителями так и педагогом.

На основании многолетнего опыта хочу отметить, что одним из лучших вариантов вовлечения детей в совместную деятельность одновременно с родителями и педагогом является проект, на какую-либо актуальную и выбранную самими воспитанниками тему.

Метод проектов дает возможность развития и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, коммуникативных навыков и многого другого, что является составляющими успешной личности.

Совместных проектов за последние  десять лет моей педагогической практики было немало. Они были разными по продолжительности (краткосрочными и долгосрочными); по составу участников (индивидуальные и групповые); по тематике (творческие, информационные, игровые и исследовательские). Однако все их объединяло одно: неизменное применение  и развитие различных культурных практик участвующих воспитанников.

Хочу выделить наиболее яркие и запоминающиеся проекты и на их примере рассмотреть какие именно культурные практики и каким образом были использованы в каждом из них.

Культурные практики в проектной деятельности дошкольников

Наименование проекта

«Освоение космоса»

«Москва — город героев»

«Что за чудо эти сказки!»

Вид проекта

Познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный (октябрь-апрель 2015/2016)

Познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный (октябрь-май 2016/2017)

Познавательный, творческий, групповой, среднесрочный (март-апрель 2019)

Участники

Педагоги, воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников.

Педагоги, воспитанники средней группы, родители воспитанников.

Педагоги, воспитанники старшей группы, родители воспитанников.

Цель проекта

Способствовать развитию у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому

Создать у детей образ Москвы- столицы, главного города России, города-героя путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и изодеятельности.

Развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина, умение эмоционально воспринимать произведения русского литературы, получать радость от занятий чтением и искусством, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и изодеятельности.

Основные культурные практики, осваиваемые воспитанниками:

Игра (сюжетная и с правилами)

Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты в полет!», «Космическое путешествие», «Будущие космонавты»

Строительная игра «Космодром»

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по улице», «Военные учения и парад».

Строительные игры и игры с макетами: «Улица города», «Моя улица»

Сюжетно-ролевая игра: «В гостях в Лукоморье»

Строительные игры: «Терем для семи богатырей», «Флот царя Солтана»

Продуктивная деятельность

Рисование «Путь к звездам», «Лунный пейзаж», Аппликация с элементами конструирования из бумаги в технике оригами «Космический коллаж», Лепка с элементами конструирования «Космонавт»

Рисование «Военная техника», Аппликация: «Флаг России», «Мирный город», Аппликация с элементами конструирования «Мой дом» «Бравый солдатик», «Подарок папе».

Рисование «Золотой петушок», Аппликация обрывная методом мозаики: «Золотая рыбка», Рисование коллективное с элементами аппликации «Флот царя Салтана». 

Познавательно-исследовательская деятельность

Работа с энциклопедиями

Работа в патриотическом и книжном уголке.

Акция «Вот эта улица, вот этот дом...»

Работа в мини-музее,  знакомство с предметами старинного русского быта

Чтение художественной литературы (работа в книжном уголке)

С. Баруздин «Первый человек в космосе», М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли», А. Митяев «День космонавтики», «Первый полет», Г. Юрмин «Счастливого пути, космонавт», К. Булычев «Тайна третьей планеты», В. Медведев «Звездолет Брунька».

Ф. Глинка «Город чудный, город древний...», Б. Житков «Красная площадь», Е. Карасев «Город-герой», С. Васильев «Россия»,  «Наша Родина», Н. Рубцов «Привет, Россия», К. Ушинский «Отечество», В. Берестов «Пусть пулеметы не строчат», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», С. Могилевская «Сказка о громком барабане», А. Гайдар «Мальчиш Кибальчиш»

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о Попе и о работнике его Балде».

Коммуникативный тренинг (развитие речи)

Беседы: «Что такое Солнечная система?», «Земля и ее спутник», «Созвездия нашего неба», «Путеводная звезда», «Что такое метеориты?», «Кто придумал космический корабль?», «Первые космонавты Земли», «Полет человека в космос», «Мы первые в космосе!», «Российские космонавты»

Беседы: «Наш флаг и герб - символы России», «Москва - столица», «Кто может служить в армии», «Богатыри земли русской», «Кто такие герои???» «Они прославили Россию», «Герои мирного времени», «Мы помним героев».

Беседы: «Сказки А.С. Пушкина», «Там на неведомых дорожках…», «Из какой сказки герой?...», «Наши любимые сказки...».

Практическая деятельность по самообслуживанию

Игровые упражнения «Что должен уметь будущий космонавт»

Игровые упражнения «Помогаем другу - готовимся быть защитниками»

_______

Музыкальная/литературная гостиная

_________

Знакомство с музыкальными произведениями «Гимн России», «Гимн Москвы», марш «Прощание славянки», марш Преображенского полка

Интегрированное занятие с применением ИКТ «Музыка в сказках А.С. Пушкина»

Интеллектуальный тренинг/детский досуг

Интеллектуальный досуг «Большое космическое путешествие»

Спортивное развлечение посвященное Дню Защитников Отечества.

Интеллектуальный досуг «Что за чудо эти сказки!»

        Где еще в образовательном пространстве детского сада можно использовать культурные практики?

  • Совместная игра воспитателя и детей
  • Ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта
  • Творческая мастерская
  • Музыкально-театральная детская студия
  • Детский досуг.

        Разнообразные культурные практики так же могут быть организованы во второй половине дня, ориентированны на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Таким образом, культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие культурных практик в образовательной деятельности дошкольника

В статье рассматриваются различные культурные практики ребенка дошкольного возраста и их краткое содержание. Делается вывод о целесообразности их использования....

Культурная практика математического содержания "Знакомство дошкольников со скоростью и временем"

Культурная практика в дошкольном образовании играет важную роль в развитии и воспитании детей. Культурная практика - это совместное со взрослым,  либо самостоятельное ситуативное общение детей, к...

Культурные практики в правовом воспитании дошкольников.

Одной из главных задач правового воспитания в свете Федерального Государственного Образовательного Стандарта является формирование чувства собственного достоинства у ребенка, осознания своих пра...

Культурные практики в правовом воспитании дошкольников.

laquo;Каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей , дарований, каждый ребенок может свободно выражать свои мнения и мысли, каждый ребенок имеет право на с...

Презентация на тему "Культурные практики в проектной деятельности дошкольников"

Презентация на тему "Культурные практики в проектной деятельности дошкольников"...

"Культурные практики в проектной деятельности дошкольников"

quot;Культурные практики в проектной деятельности дошкольников"...

Организация музыкальной деятельности старших дошкольников на основе детских культурных практик и проектной деятельности

Презентация, в которой раскрывается алгоритм создания сказок на примере "Сказки про Волка, Ёжика, Петушка, Козу и козлят" в ходе совместной деятельности детей, родителей и педагогов....