Текст к презентации "Дидактические игры по изобразительной деятельности"
консультация

Текст к презентации "Дидактические игры по изобразительной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc470 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Дидактические игры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»

Провела воспитатель:        

Монастырская Е.Н.

                                                                                     2020г

      Слайд №1                             

    Игра - это сложное социально-психологическое явление. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной целью и задачей. К сожалению, в плане художественного развития ребёнка дидактическая игра ещё не нашла должного применения. В результате в образовательном пространстве, реализующем задачи художественного развития, игра всё более вытесняется занятиями.

     Все игры в изобразительной деятельности носят эстетический характер и сочетаются с серьезным напряженным трудом. Использование этих игр позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию, композицию) и различные материалы - карандаши, краски, мелки, глину, пластилин, бумагу и др. В игровой форме детей учат овладевать инструментами, чувствовать материал, развивать память и легкость руки, формировать изобразительные навыки, художественный вкус, учат обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат.

      Не стоит усложнять игры излишней атрибутикой и игровыми действиями. Чтобы избежать этого, следует четко выделить дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации.

    Игра в изобразительной деятельности в силу своей специфичности требует и особых приемов руководства ею.

     Поэтому в руководстве игрой в изодеятельности выделяют три этапа:             - Появление художественного замысла в игре;

- Его реализация (исполнительская часть деятельности);

- Воплощение игрового замысла (создание художественно-изобразительного образа).

Дидактические игры возможно проводить с использованием знаний из различных разделов методики изодеятельности: рисования, лепки, аппликации. Особенно интересными являются игры, включающие задания одновременно из разных разделов.

Слайд №2                             

При этом необходимо выполнять следующие требования:

- в играх объем практических заданий должен быть таким, чтобы не терялась основная игровая задача;

- повтор упражнений должен осуществляться на разных уровнях трудности и с использованием различного материала;

-  должны быть в наличии все необходимые вспомогательные пособия и инструменты для работы;

- должен осуществляться личностный подход к ребенку.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время),

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самою воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыт глаза);

- определение роли воспитателя в игре, ею участие в качестве играющего, болельщике или арбитра. Мера непосредственно участия воспитателя в игре определяется возрастом детей уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры -- это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет т он с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, поправилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения - на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.

 Длительность одной игры составляет 5-10 минут.

Слайд №3                             

Художественно-дидактические игры можно разделить на условные группы:

1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Играя в эти игры, дети развивают пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Например: «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай предмет по силуэту».

Слайд №4                             

 2. Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения. Например: в игре «Теплый – холодный», мы уточняем с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; в игре «На лугу расцвели красивые цветы» дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или холодной; в играх «Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года» ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе.

Слайд №5                             

3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине. Например: в игре «Парные картинки» необходимо найди сходство и отличия предметов; играя в конструктор «Животные», дети собирают целое животное из различных частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвост).

Слайд №6                             

4. Игры, на развитие чувства ритма и симметрии. В этих играх дети учатся самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм учили игры - «Выложи узор на коврике», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов».

Слайд №7                            

5 . Игры, способствующие развитию композиционных умений, начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине. Например: «Составь натюрморт», «Дорисуй картину», «Перспектива». В этих играх дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне.

       В дидактических играх ребенок может максимально проявить свою эмоциональную, познавательную и психомоторную активность. Они оказывают воспитательное и развивающее влияние на ребенка. например, «В далеком космосе», «Научи кисточку рисовать», «Хоровод красок». В играх по ознакомлению с искусством даются задания: «Кто больше заметит и назовет», «Узнай художников», «Составь узор». Очень хорошо помогают снятию психического перенапряжения; повышению общей работоспособности.

       Игры с неоформленным материалом учат детей экспериментировать, исследовать мир, что помогает ребенку, не умеющему словесно выразить свои чувства и ощущения, погружаться в мир красок, линий, форм и создавать новые образы. Это игры с красками, карандашами мелками, глиной и пластилином, бумагой, природным материалом, с различными бросовыми материалами, с камешками. Детям даются творческие задания, типа: «Выложи из собранных листьев картинку», «Раскрась красиво перышки для картинки «Сказочная птица» и др.

 Развивающий эффект игры помогает:

 - Повышать интерес к изобразительной деятельности;

 - Сделать осмысленным выполнение детьми учебных заданий;

- Вызвать у детей желание овладеть предполагаемым учебным содержанием;

- Разнообразить использование различных изобразительных материалов для реализации творческого процесса.

Слайд № 8 - 17                        

     Таким образом, одним из эффективных средств развития интереса к изобразительной деятельности является использование дидактических игр , что способствует созданию у дошкольников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.

      Педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. Еще К.Д. Ушинский советовал вводить элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.                           В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

    Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрывался перед ребенком классной дверью.

    Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

Слайд №18                            

Дидактические игры по лепке

Формы

Цель: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить интерес на их сравнение и анализ сходства—различия; вылепить из пластилина объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изображение на плоскости; создать условия для экспериментирования с вылепленными формами развивать пространственное мышление и воображение.

 Материал. Вылепленные из пластилина  формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цветной плотной бумаги геометрические формы; рисунки геометрических тел.  

Варианты игр. В зависимости от поставленной дидактической задачи, воспитатель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель игры, объясняет необходимые условия или правила и предлагает детям:

•    Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.

•     Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)  

•    Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?)

•    Вылепить три разных квадрата.  

•    Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)  

•      Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)  

•    Вылепить несколько геометрических тел.  

•    Вылепить несколько геометрических фигур.  

•    Вылепить домик из нескольких форм.

•    Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.  

Змейка

Цель: развитие мелкой моторики детей.

Материал: пластилин, доска для лепки, стека

Ход игры. Предложите ребенку раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Несуществующее животное.

Цель: развитие воображения, развитие мелкой моторики.

Материал: пластилин, стека, доска для лепки

Ход игры. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

Загадки и отгадки.

Цель: развитие воображения.

Материал: пластилин, стека, доска для лепки.

Ход игры. Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составитель ст. воспитатель Прапро Е.А. МБДОУ д/с ОВ № 6 Краснодарский край ст.Кущевская ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Тема: "ДИВО ДИВНОЕ, ЧУДО ЧУДНОЕ"

Составитель ст. воспитатель Прапро Е.А. МБДОУ д/с ОВ № 6 Краснодарский край ст.Кущевская ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Тема: "ДИВО ДИВНОЕ, ЧУДО ЧУДНОЕ" После выступления ведущий зад...

Дидактические игры в изобразительной деятельности

В презентации представлены дидактические игры позволяющие знакомить детей с цветом и цветовыми оттенками, разработанные И.А.Лыковой,  Г.С Швайко....

Доклад на тему "Дидактические игры в изобразительной деятельности"

О дидактических играх в изобразительной деятельности. Именно изобразительная деятельность является наиболее эффективность средством для развития у детей творческих способностей, всестороннего ра...

Конспект дидактической игры по изобразительной деятельности "Путешествие в страну Рисования"

Данная игра может быть использованна как развлечение для детей старшей и подготовительной группы...

Дидактические игры по изобразительной деятельности

В методическую копилку педагогам ДОУ...

Дидактическая игра по изобразительной деятельности "Укрась фигуру"

Цель игры: учить детей украшать предметы,развивать мелкую моторику рук, чувство цвета и композиции. Игра состоит из набора заламинированных карточек, на которых изображены различные предметы. Дети мог...

Консультация для родителей и педагогов (+ каталог дидактических игр, игры на развитие мелкой моторики рук) Дидактические игры по изобразительной деятельности.

Консультация для родителей и педагогов (+ каталог дидактических игр, игры на развитие мелкой моторики рук)  Дидактические игры по изобразительной деятельности. Вопросы использования дидактич...