Консультация для воспитателей Кодекс профессиональной этики педагогических работников
консультация

Бочкарёва Елена Александровна

Кодекс профессиональной этики педагога разработан с целью определения основных норм в отношениях педагогов с обучающимися и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Кодекс профессиональной этики педагогических работников

Кодекс профессиональной этики педагога разработан с целью определения основных норм в отношениях педагогов с обучающимися и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

Этический Кодекс Педагога  - документ, разработанный с целью создания корпоративной культуры в ДОУ, улучшения имиджа учреждения, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри нашего ДОУ, совершенствования управленческой структуры, т.е. обеспечения устойчивого развития в условиях современных перемен.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) возлагает на педагогических работников обязанность соблюдать правовые, нравственные и этические  нормы, следовать требованиям профессиональной этики (п. 2 ч. 1 ст. 48).  Данные нормы должны быть установлены локальным нормативным актом образовательной организации, разработка которого в соответствии с Законом № 273-Ф3 относится к ее компетенции ( ч. 4 ст. 47).

Кодекс профессиональной этики педагогических работников служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.

В феврале 2014 г. Минобрнауки России подготовило Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и направило его письмом руководителям. Согласно данному письму кодекс профессиональной этики педагогических работников представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную  деятельность, независимо от занимаемой ими  должности.

Целями кодекса профессиональной эти педагогических работников являются:

  • установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;
  • содействие укреплению авторитета педагогических  работников;
  • обеспечение единых норм поведения педагогических  работников.

Этические принципы и правила профессионального поведения педагогического работника

  1. При выполнении трудовых обязанностей педагогическому работнику следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
  2. Принципами профессионального поведения педагогического работника являются: гуманность, законность, справедливость, профессионализм, ответственность, солидарность и толерантность.
  3. В своей деятельности педагогический работник проявляет терпимость и уважение к обычаям и традициям народов РФ и других государств, учитывает культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий.
  4. Педагогический работник осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне, постоянно стремится к совершенствованию своих знаний, умений, навыков, методологии обучения, занимает активную жизненную позицию.
  5. Педагогический работник дорожит своей репутацией и добрым именем дошкольной организации, подает своим поведением положительный пример всем участникам образовательного процесса.
  6. Педагогический работник соблюдает правила русского языка, культуру устной и письменной речи, не использует сам и не допускает использования в присутствии участников образовательного процесса ругательств, вульгаризмов, грубых или оскорбительных фраз.
  7. Педагогический работник способствует реализации права на получение образования всех детей независимо от их пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, а также религиозных убеждений, социального статуса, материального положения их родителей.
  8. Педагогический работник уважает честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений, защищает воспитанников от любых форм проявления жестокости и унижения.
  9. Педагогический работник стремится к повышению положительной познавательной мотивации у воспитанников, развивает у них активность, самостоятельность, инициативность, способность к труду, творческие способности, культуру здорового и безопасного образа жизни.
  10. В своей профессиональной деятельности педагогический работник:
  • учитывает особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья;
  • применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
  • соблюдает специальные условия, необходимые для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  1. Педагогический работник может проводить педагогические исследования только при условии добровольного согласия участника образовательного процесса, принимающего участие в исследовании.
  2. Во взаимоотношениях с коллегами педагогический работник обязан быть честным, справедливым, порядочным, с уважением относиться к их знаниям и опыту, при необходимости оказывать им профессиональную помощь и поддержку.
  3. Педагогический работник высказывает критику в адрес коллег аргументированно, конструктивно, без использования оскорбительных слов. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег.
  4. Педагогический работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии воспитанников и их родителей (законных представителей).
  5. Педагогический работник добровольно и сознательно осуществляет помощь родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с процессом обучения и воспитания их детей при их добровольном согласии.
  6. Педагогический работник не вправе препятствовать родителю (законному представителю) воспитанника в выборе формы получения образования, в защите законных прав и интересов ребенка, в участии в управлении дошкольной организацией.
  7. Педагогический работник не вправе препятствовать родителю (законному представителю), решившему доверить дальнейшее развитие и воспитание своего ребенка другому педагогу.
  8. Педагогический работник не вправе подвергать критике внутрисемейные ценности и верования воспитанников.
  9. Педагогический работник хранит в тайне информацию о воспитанниках, доверенную ему участниками образовательного процесса, в т. ч. высказанное мнение о родителях (законных представителях), педагогах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Требования к внешнему виду педагогического работника

  1.  Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать формированию уважительного отношения в обществе к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
  2. Во время выполнения своих должностных обязанностей педагогический работник должен быть аккуратно одет. Одежда не должна быть яркой и вызывающей и противоречить общепринятым нормам приличия. Приемлем деловой костюм, к которому относятся пиджак с юбкой/брюками и блузка. Предпочтительными цветами для одежды являются черный, коричневый, серый, темно - синий, темно-бордовый, бежевый. Рубашки и блузки могут быть пастельных тонов.
  3. Не допускается ношение одежды, указывающей на принадлежность к той или иной национальности и религии.
  4. Обувь предпочтительнее закрытая, для женщины - на невысоком каблуке.
  5. Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими.
  6. Прическа, макияж и маникюр должны производить впечатление аккуратного и ухоженного человека. Макияж и маникюр должны быть нейтральных тонов.
  7. Недопустимо наличие у педагогического работника татуировок и пирсинга на открытых участках тела.
  8. Парфюм не должен быть слишком резким, предпочтительны легкие запахи.
  9. Выражение лица педагога, мимика, жестикулирование должны быть доброжелательными и располагающими к себе.

 Конфликт интересов

  1. Педагогический работник использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы дошкольной организации бережно, максимально эффективно и исключительно в рабочих целях.
  2. Педагогичекий работник должен избегать ситуаций, при которых у него может возникнуть конфликт интересов.
  3. В случае возникновения конфликта интересов педагогический работник должен проинформировать об этом своего непосредственного руководителя.
  4. Ситуацией, приводящей к конфликту интересов, может быть получение педагогическим работником подарков в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей.
  5. Педагогическим работникам не разрешается принимать от третьих лиц подарки:
  • за совершение каких-либо действий (бездействия), связанных с выполнением трудовых функций;
  • стоимостью свыше 3 тыс. руб;
  • в виде денег или денежных эквивалентов;
  • в отсутствие очевидного, общепринятого повода для подарка.
  1. Использование педагогическим работником активов и ресурсов дошкольной организации в личных целях может привести к конфликту интересов.

Ответственность за нарушение положений Кодекса

  1. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса является одним из критериев оценки его профессиональной деятельности.
  2. Факты нарушения педагогическим работником правил и принципов педагогической этики и норм профессионального поведения, предусмотренных Кодексом, рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом дошкольной организации, и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
  3. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.
  4. При наличии в действиях (бездействии) признаков аморального проступка педагогический работник может быть подвергнут мерам дисциплинарного взыскания в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

(Наше положение о проф. Этики ДОУ №16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Колосок»

Положениео нормах профессиональной этики педагогических работниковмуниципального казенного дошкольного  образовательного учрежденияДетский сад  «Колосок»...

Кодекс профессиональной этики педагогических работников

Кодекс профессиональной этики педагогических работников...

Кодекс профессиональной этики педагогических работников

Кодекс профессиональной этики педагогических работников МКДОУ детский сад №11...

Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников

Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения педагогических работников....

Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников

Настоящее Положение содержит нормы профессиональной этики педагогических работников, которыми рекомендуется руководствоваться при осуществлении профессиональной деятельности педагогическим работникам,...