Игровые приемы для профилактики нарушений речи у детей дошкольного возраста
консультация

Вера Юрьевна Горщинская

В последнее время отмечается тенденция к увеличению детей с нарушениями речи. Для того чтобы таких детей было меньше, необходимо проводить профилактическую работу, начиная с более раннего дошкольного возраста.

Это можно сделать благодаря комплексной целенаправленной работе специалистов коррекционного сопровождения совместно с педагогами детских садов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые приемы для профилактики нарушений речи у детей дошкольного возраста

1 слайд

В последнее время отмечается тенденция к увеличению детей с нарушениями речи. Для того чтобы таких детей было меньше, необходимо проводить профилактическую работу, начиная с более раннего дошкольного возраста.

2 слайд

Это можно сделать благодаря комплексной целенаправленной работе специалистов коррекционного сопровождения совместно с педагогами детских садов и родителей.

3 слайд

Комплексная работа включает в себя:

- работу по организации правильной речевой среды,

- работу по развитию речевого слуха, слухового внимания, фонематического слуха и восприятия;

- Развитие речевого дыхания;

- Развитие артикуляционной моторики;

- Развитие пальчиковой моторики.

4 слайд

Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха

для детей 2 -3 лет.

  • Игры на узнавание и различение звуков окружающего мира;
  • Игры на различение звуков по силе (громко-тихо);
  • Игры на определение направления звука;
  • Игры на узнавание знакомых людей по голосу, животных, птиц по звукоподражанию.

5 слайд

  • упражнение на тренировку слуха. Для него понадобится несколько различных предметов, которые могут издавать какие-либо звуки: шуршание, стук, звон и т.д., например, это могут быть колокольчик, баночка с орехами и газета. Все предметы кладут в корзинку. Педагог вынимает их и показывает ребенку, какие звуки они могут издавать: так шуршит бумага, так гремит коробочка, в которой лежат орехи, и т.д. Ребенок рассматривает предметы и внимательно прислушивается к их звучанию.
  • Затем педагог предлагает двум детям работать в паре.
    Один ребенок водящий. Ему завязывают глаза или он садится так, чтобы не видеть партнера. Партнер достает из корзины какой-нибудь предмет, звенит или гремит им, а водящий должен определить, какой из предметов издает звук. Потом они могут поменяться ролями.
    Это упражнение еще и очень способствует пополнению словарного запаса. В процессе манипуляции с предметами ребенок должен называть очень много слов.

6 слайд

Игры на развитие фонематического восприятия у детей 3-4 лет.

  • Игры на ознакомление с понятием «звук» и органами артикуляционного аппарата;
  • Игры на различение изолированных речевых звуков;
  • Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости - глухости;
  • Игры на узнавание знакомых людей по голосу, животных, птиц по звукоподражаниям;
  • Игры на повторение серий слогов с общими гласными и разными согласными;
  • Игры, направленные на различение правильно и неправильно произносимых слов;
  • Игры на развитие умения выделять первый и второй звук из двух гласных звуков.

7 слайд

Игры по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей 4 лет и старше.

  • Игры на ознакомление с понятием «звук», «слово»;
  • Игры на различение изолированных речевых звуков;
  • Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости - глухости;
  • Игры на различение изолированных согласных звуков по твердости - мягкости;
  • Продолжение игр на повторение серий слогов с общими гласными и разными согласными;
  • Продолжение игр, направленные на различение правильно и неправильно произносимых слов;
  • Игры на выделение первого гласного и согласного звука в словах;
  • Игры на выделение согласных и гласных звуков из конца слов

8 слайд

Также важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание.

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

9 слайд

Очень важно:

 Развитие правильного речевого дыхания

10 слайд

Развитие воздушной струи

11 слайд

     Несовершенство речевого дыхания у дошкольников

 -  Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это       часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.

-   Не экономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы.

 -  Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).

  - Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”.

 - Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

 - Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

Поэтому очень важно проводить различные игры по развитию речевого дыхания.

12 Слайд

Развитие артикуляционной моторики также играет немаловажную роль для того, чтобы у ребенка формировалась правильная речь.

13 Слайд

14 слайд сказка веселого язычка (Жил да был на свете язычок)

15 Слайд

 Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то

огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…бегемот.

Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

16 Слайд

    Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки(Давай изобразим, как лягушки улыбались.

17 Слайд

    Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом?  Да это же …слон! (Давай покажем, какой у слона хобот!)

18 Слайд

Видит Язычок лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул: «но!» и поскакал. (Давай покажем, как язычок катался на лошадке)

19 Слайд

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале.    («Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал.)

20 Слайд

   Привел язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

21 слайд

Артикуляционная гимнастика расширяет возможности осознанного усвоения звуков и помогает формировать полноценное звукопроизношение.

Поэтому надо регулярно проводить артикуляционную гимнастику для детей. Упражнения несложные и дети легко овладевают ими.

22 слайд

И еще одним из направлений работы является развитие мелкой моторики.

Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей эмоциональный подъем и оказывает тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

23 Слайд

Средства развития мелкой моторики это- (Природный материал, Пластилин, Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани, Карандаши, счетные палочки, Бумага, Песок, Вода)

24 слайд

Шнуровки, пирамидки, пазлы и тд.

25 Слайд

Ребенок получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на крупе.

26 Слайд

Также можно проводить различные игры с бумагой, (Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок) пластилином

27 Слайд

 с пуговицами (Пуговичный массаж:

Заполните просторную коробку пуговицами.

Опустите руки в коробку;

Поводите ладонями по поверхности;

Перетирайте пуговицы между ладонями;

Пересыпайте их из ладошки в ладошку;

Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

28 Слайд

Застежки Монтессори

29 Слайд - Шнуровки

30 Слайд - Рамки вкладыши

31 Слайд Развитие тактильных ощущений

32 Слайд Тактильные книги

       Тактильная книга –это разноцветная книга с рисунками, выполненными из различных материалов, которые на ощупь максимально приближены к оригиналу. Читая ее, ребенок знакомится со сказкой, животным, предметами домашнего обихода, инструментами, и т.д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.
           С ее помощью ребенок впервые получает представление об очень крупных или наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. С помощью тактильных рисунков можно объяснить многие противоположные явления и понятия. Яркие цвета и четкие цветные контуры заставляют ребенка тренировать зрение и упражнять совместную работу глаз и рук. Наличие в книге пуговиц, шнурков, молний помогает детям развивать мелкую моторику рук
.

33 Слайд

Пальчиковая гимнастика   

Включая пальчиковые игры и упражнения в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

34 Слайд

Упражнения с масса жорами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

35 Слайд

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

-массаж тыльной стороны кистей рук

-массаж  ладони и пальцев рук

36 Слайд

Игры с прищепками

Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением.
Задание состоит в том, чтобы на края шаблонов нацепить обычные бельевые прищепки. Затем надо попросить ребенка снять эти прищепки тремя пальцами (теми, которыми он потом будет писать) и положить обратно в корзину. Вот и все упражнение. Оно кажется очень простым, но маленькому ребенку действительность открывается через ощупывание предметов и через механические действия с ними. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формировании навыка письма: ребенок гораздо быстрее и легче научится держать карандаш и владеть им, как орудием письма.
Если вы хотите усложнить задание, можно внести соревновательный элемент, предложив детям прикреплять прищепки на скорость: кто быстрее. Можно организовать маленькое состязание пар детей, когда двое партнеров должны будут прицеплять прищепки, а потом снимать их по очереди.

37 Слайд

Таким образом, регулярно используя различные игровые приемы, можно добиться красивой правильной речи у детей дошкольного возраста.

37 Слайд СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

      Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски,...

«Игровые упражнения для профилактики зрительного утомления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

Комплекс игровых упражнений для снятия зрительного напряжения, общеукрепляющих упражнений для глаз у детей дошкольного возраста....

План ММО «Преодоление нарушений речи у детей дошкольного возраста. Традиционные и инновационные игровые приёмы развития речевых навыков у детей c ЗПР».

Предствлен план методического объединения, целью которого является формирование единой методической базы в практической деятельности учителей-логопедов и создание условий для оказания помощи детям с н...

Профилактика нарушений чтения у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий

У большей части детей, которые поступают в школу, отмечается возрастная несформированность речи (около 60%), слабо развита моторика (30–35%), наблюдается недостаточная сформированность зрительного и з...

Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста

laquo;Все должны знать, что профилактика нежелательных проявлений - это трудный процесс, но очень важный в формировании личности ребенка»А.С. Макаренко С каждым годом жизнь предъ...

Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста

Данная публикация будет полезна родителям, воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста....

Игровые упражнения для профилактики зрительного утомления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами ...