Мастер – класс по теме: «ОРФ - педагогика в работе с детьми с ОВЗ».
методическая разработка (подготовительная группа)

Финеева Елена Валерьевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как никто нуждаются  в нашей  помощи. Как говорил ученый и философ Цицерон: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_fineeva_e.v.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме:

«ОРФ - педагогика в работе с детьми с ОВЗ».

Воспитатель: Финеева Е.В.

Добрый день! Уважаемые коллеги!

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как никто нуждаются  в нашей  помощи. Как говорил ученый и философ Цицерон: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».

-Как Вы думаете, все ли возможности изыскала педагогика для организации коррекционной работы в группах для детей с ОВЗ?

-Совершенно верно, не все, возможности неисчерпаемы, так же как наша фантазия…

-И я хочу сегодня  вспомнить о довольно известной в прошлом  и не очень широко используемой технологии  Карла Орфа.

        В ходе модернизации системы образования, сложились принципиально новые условия для развития, обучения и воспитания.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация, а так же использование в практике эффективных педагогических технологий.

         

Специальными  исследованиями выявлено, что у большинства детей дошкольного возраста с нарушениями речи присутствует недостаточная сформированность моторных функций, и поэтому  коррекционно-развивающая работа  по выравниванию речевых навыков и развитию координации движений  ведется системно в группах для детей с ТНР.

И здесь очень важно  найти наиболее   эффективные   средства, формы и инновационные  методы  работы с детьми.

Для себя я нашла решение проблемы формирования моторных функций через применение ОРФ - педагогики.

Почему ОРФ – педагогика?

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. ОРФ подход – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанное на единстве и  взаимосвязи музыки, речи и движения.

        

Мне сегодня хочется  показать вам некоторые игровые упражнения коррекционно-развивающей  работы по ОРФу.

Использовать их можно, как часть  обычного занятия по разным образовательным областям; в свободной  самостоятельной или  совместной с взрослым  деятельности детей;  на занятиях логоритмикой и т.д.

Для таких игр подойдет любой бросовый материал, который есть под рукой: палочки, карандаши, фломастеры, стаканчики пластмассовые, стаканчики  пластиковые, камешки, кубики. В общем,  любые небьющиеся предметы.

Предметы, с помощью которых мы отбиваем ритм, могут быть разные, а еще можно просто хлопать, щелкать, притопывать. Упражнения мы делаем  и без музыкального сопровождения и с музыкальным сопровождением тоже:  в основном короткие классические произведения, песенки, инструментальная музыка -  у нас в группе есть музыкальный центр, в зале ноутбук, поэтому используем все возможности. Все это очень  доступно и интересно детям.

УМК Н. В. Нищевой это  Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) плюс методические пособия, альбомы, тетради для занятий - очень богатый дидактический речевой материал, по каждой лексической теме, по времени года и т.д. Т.Е проблем найти нет, бери и делай.

Я вам продемонстрирую некоторые музыкально - ритмические упражнения, развивающие разные виды внимания, чувство ритма и темпа, координацию речи с движением; регулирующие мышечный тонус. Развитие у детей дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха – это все те задачи, которые можно решить в работе с детьми.

1. Упражнения с палочками: «Говорим и стучим».

-Послушайте внимательно, как мы с вами будем необычно  рассказывать про «Гномиков-Прачек».

(проговаривает текст и отстукивает)

Жили-были в домике

Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики,
Мики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали гномики стирать:
Токи рубашки,

Пики платочки,

Лики штанишки,

Чики носочки.

Мики умница был, Всем водичку носил. 

-А теперь давайте попробуем рассказать и отстукать палочками, как я….

( все проговаривают и отстукивают)

-Такое упражнение можно повторить 3-4 раза хором и 2-3- раза индивидуально с детьми.

Проговаривание потешки: Г.Лагздыня «Петушок».
Петушок, петушок,

Подари мне гребешок.

 Ну, пожалуйста, прошу!

Я кудряшки расчешу.

Можно использовать любые тексты, разного темпа, интонации, выразительности.

2. Следующий цикл  упражнений со стаканчиками. Отрабатываем координацию  речи  с движением, работа над темпом и ритмом речи.

   «ЕЖИК И БАРАБАН»
С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик, Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум!

3 Упражнения с использованием музыкального сопровождения.

Дети слушают песенку или танцевальную музыку и играют со стаканчиками или со стаканчиками и палочками и т.п.

- Слушаем все внимательно.

- А сейчас попробуем поиграть палочками и стаканчиками, как на барабане.

Упражнение повторяется 3-4 раза, можно импровизировать – играть по-разному или пропевать знакомые песенки….

- Все игровые упражнения не требуют особой подготовки и специальных условий, но очень увлекательны для детей и приносят несомненную пользу детям  для их развития.

- А сейчас я вас попрошу взять в руки листы бумаги и фломастеры; если Вы уже используете ОРФ - педагогику в своей работе,  нарисуйте  восклицательный знак;

если Вы впервые узнали о таких  возможностях  ОРФ - педагогики в коррекционной работе, нарисуйте цифру один;

если Вам был полезен сегодняшний мастер-класс, нарисуйте на листе улыбку;

ну а если, все вышесказанное вы попробуете применить на практике, нарисуйте на листе -  цифру 1,улыбку и восклицательный знак!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Музейная педагогика в работе с детьми»

Доклад на тему «Музейная педагогика в работе с детьми»  (с показом презентации)на районном методическом объединении для воспитателей групп старшего возраста Егорьевского муниципального ...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Биоэнергопластика в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Предлагаю вашему рассмотрению мастер - класс для педагогов ДОУ на тему: «Биоэнергопластика в работе с детьми, имеющими нарушения речи»,где педагоги узнали, что означает термин "биоэнергопластика", поз...

Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста"

В работе раскрыты основные методы и приемы работы  педагогов с детьми по освоению  различных нетрадиционных техник рисования....

Мастер – класс на тему «Оздоровительные технологий в работе с детьми ОВЗ»

Цель: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога – воспитателя.Задачи;·        Познакомить участников семинара ...

Мастер-класс по теме «Соты Кайе в работе с детьми с ОВЗ »

Мастер-класс по теме «Соты Кайе в работе с детьми с ОВЗ »...

Презентация к мастер-классу на тему: "ОРФ-педагогика в работе с детьми с ОВЗ"

Орф-педагогика–это: • Творческий процесс обучения, где что давать и как давать —главные части обучения.• Разные виды совместного исследования, которые приводят к импровизаци...