Сказка в жизни ребенка
статья

Усольцева Людмила Васильевна

Сказка оказывает огромное влияние как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности. Со сказки начинается знакомство ребенка  с миром  литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сказка в жизни ребенка18.91 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 00,00,00         Усольцева Л.В

Воспитатель

МБДОУ № 97

Россия г. Иркутск

СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Аннотация: В данной статье рассмотренна сказка как средство развития детей дошкольного возраста. Сказка оказывает огромное влияние как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности. Со сказки начинается знакомство ребенка  с миром  литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Ключевые слова: сказка, развитие, речь, духовно-нравственное воспитание.

        

UDC 00,00,00        Usontsev L.V.

Caregiver

MBDOW No 97

Russia Irkutsk

LIFE IN LIFE

Abstract: This article examines fairy tale as a means of development of preschool children. The fairy tale has a huge impact on both the conscious and the unconscious aspects of the individual. From the fairy tale begins the acquaintance of the child with the world of literature, with the world of human relationships and with the world around him.

Keywords: fairy tale, development, speech, spiritual and moral education. 

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает

эмоциональная оценка ребенком

жизненных явлений. "

В. А. Сухомлинский 

   Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

   Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на  вымысел.

     В.Я. Пропп сказал про сказку: «Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь».

   Наибольший вклад в изучение сказок внесли такие литературоведы, как

А.Н. Афанасьев, В.Я. Пропп, В.И. Даль, А.И. Никифоров.

 Роль детских казок в воспитании детей не может быть не замечена. Детские сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребенка эмоциональной , красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы.

   Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему.

Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействия на ребенка.

    Дошкольный возраст – возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, чудесному. Сказка оказывает большое влияние на духовно-нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание детей, нормы поведения в обществе и отношение к окружающей жизни. С помощью сказки передаются накопленные знания и социальный опыт от одного поколения к другому, в сказках отражены представления народа о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Народные сказки всегда были доступны, интересны и понятны детям, их сюжет и поступки сказочных героев заставляют ребенка думать, рассуждать, они помогают ему разобраться в своих собственных поступках, учат жизненной мудрости. Сказка в разных своих проявлениях всегда стремится воплотить идеал человеческой жизни, человеческих поступков и поведения. В сказке имеет место призывы к мудрости, к активности, к подлинной человечности, к искренним чувствам и добрым делам. Кроме того, сказки расширяют кругозор человека, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, формируют гуманное отношение к природе и ко всем обитателям нашей Земли.  Сказки развивают фантазию, мышление, внимание и память. Сказка играет очень важную роль в развитии эмоциональных качеств ребенка, а те, в свою очередь влияют на формирование нравственных оценок ребёнка. Впечатления детства очень долго будут сохраняться в сознании ребенка, и при этом именно они влияют на поведение и настроение взрослого человека.

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает. Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьется не на жизнь, а на смерть.                         Сказка активизирует воображение. Благодаря ей сознание ребенка не только обогащается новыми знаниями и представлениями, возникает главное - новое отношение к людям, событиям и явлениям.  

   Дети легче понимают сказку, чем обычную взрослую речь. 
Сказка представляет собой одно из наиболее доступных средств, позволяющих развивать ребенка.  Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение.
 Сказка влияет на формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовывать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров.                                                                                                        

   Таким образом, народные сказки являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка оказывает огромное влияние как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности. Она знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой. Сказка воспитывает лучшие качества характера в детях. Сказка всегда поучительна. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка.

Использованные источники:

1. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001. – 7239 с.

2. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. – СПб.:Речь; М.: Сфера, 2008. – 118 с.

3. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. – М.: Фолио, АСТ, 2000. – 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Сказка в жизни ребенка.

Материал поможет родителям в правильном выборе литературной сказки для детей....

Статья для родителей: "Роль сказки в жизни ребенка".

Статья для родителей: "Роль сказки в жизни ребенка".Что такое сказка?Сказка – веками наработанная ценнейшая информация, поднимающая по настоящему философские проблемы осмысления мира. Детская сказка –...

РОЛЬ СКАЗКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО.

Департамент образования города МосквыСеверо - Западное окружное управление образованияГосударственное Бюджетное Образовательное Учреждение г. Москвысредняя общеобразовательная школа №1489дошкольное от...

Консультация "Роль сказки в жизни ребенка."

Роль сказки в жизни ребенка....

Консультация для родителей 2 младшей группы на тему "Читайте детям сказки","Сказка в жизни ребенка"

               консультация для родителей 2 младшей группы на тему "Читайте детям сказки","Сказка в жизни ребенка" В настоя...