Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в прошлое"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тамара Петровна Матвеева

Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в прошлое"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска д/с №329 комбинированноговида

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы

 на тему: «Путешествие в прошлое»

Подготовила:

Матвеева Тамара Петровна-воспитатель

Новосибирск 2020

Тема «Путешествие в прошлое»

Цель: формирование у детей представлений о традициях и быте русского народа через различные виды детской деятельности.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа;

обогатить словарь детей народными  загадками.

Развивающая: закрепить знания о кухонных принадлежностях (ухват, чугунок, самовар) и предметах быта.

Воспитательная: воспитывать  интерес к истории и традициям своего народа, любовь и уважение к народной культуре.

Образовательные области: познавательное, речевое развитие.

Ход занятия.

(Воспитатель и дети одеты в русские народные костюмы, зал(группа) оформлен под русскую избу)

 Здравствуйте, детки милые! Прошу в избу, будьте как дома. Как говорится «Гость на порог — хозяину радость».

Что ж, садитесь поудобней.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Ребята, раньше не было многоэтажных домов, люди жили в домах, которые назывались…(избами).

Как вы думаете, из чего их делали? Правильно ребята, в нашей стране много лесов и поэтому в стародавние времена ставили деревянные избы из лиственницы, ели, сосны.

Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам, так раньше здоровались. Гости кланялись, входя в избу еще не только потому, что они были вежливыми, но и потому, что двери в избах были низкими, а порог высокий, чтобы не дуло.

Ребята, как вы думаете, какие полы были в избе? (деревянные)

Конечно деревянные, на них стелили самотканые дорожки, чтобы в избе было теплее.

А вы знаете, что было главным в избе? Послушайте загадку.

Дрова кушает,

Зубов не имеет,

Телом своим,

Весь дом греет! (печь)

Да, дети, печь в стародавние времена занимала больше всего места, а как вы думаете, почему?

Правильно ребята, в ней готовили еду, пекли хлеб, она и дом обогревала, на печи сушили одежду, обувь, ягоды, грибы, мелкую рыбу. Раньше люди даже спали на печке. В народе про печь говорили "Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу".

Но самым главным назначением печи, конечно, было приготовление пищи. Ребята, а посмотрите дров-то маловато осталось. Давайте сходим  за дровами, чтобы было, чем печку топить.

Физминутка ( имитируют движения).

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли

в печку их разрубим на дощечки.

Молодцы, ребята! Сколько дров нарубили.

Ребята, отгадайте загадку и узнаете, в чем в старину готовили еду?

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где там в печке уголек

Кашу сварит. ( Чугунок)

В старину готовили еду в чугунках. А были эти чугунки сделаны из чугуна. А как вы думаете, это хорошо или плохо?  (Ответы детей).

Конечно, хорошо, потому что чугунок в печи не сгорит, не разобьется.  Отгадав следующие загадки вы узнаете, чем ещё пользовались в старину:

1.Рогат да не бык, хватает да не сыт.

Людям отдает, а сам на отдых идет (ухват).

2.Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра…(коромысло).

3.Из избы идут пляшут,

А в избу идут – плачут (вёдра).

4.Четыре братца под одной крышей живут. (стол).

Молодцы ребята разгадали загадки.

В старину люди любили, и повеселиться, поводить хороводы, попеть песни, играли в разные игры.  А вы хотите поиграть?

Подвижная игра «Метелка» (пока звучит музыка - дети танцуют, как только музыка остановилась, дети становятся парами, кому не хватило пары танцует с метелкой).

 (Раздаётся детский плач)

 Ой, ребята! Кто-то здесь плачет. Как выдумаете, кто там? (Ребенок).

 (Достаю). Посмотрите, какой он.

Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках.  Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша? (Покачать, спеть колыбельную). Давайте мы с вами успокоим нашего малыша.

(поют колыбельную).

Баю-баю-баиньки

Я скатаю валенки,

Я скатаю валенки

Небольшие, маленькие

Вовоньке по ноженьке,

Бегать по дороженьке.

Вот и успокоился наш малыш!

В старину люди много работали. Хозяин плел лапти. Такая обувь была раньше. Шили и вышивали одежду. Даже игрушки делали сами. Посмотрите, какие куклы. Их делали только из ткани без ниток, иголок и ножниц.  Еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял

Выпуская жаркий пар

Древний чайник... (Самовар).

Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:

Сверху пар, снизу пар-

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

Гостей угощали пирогами. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Пирог»

По считалке выбирают водящего, дети становятся в 2 шеренги, друг против друга. Водящий приседает в центре – он «пирог». Все поют и двигаются:

Экий он высоконький, (руки поднимают вверх)

Экий он широконький, (руки разводят в стороны)

Экий он мягонький. (руками гладят живот)

Первый из каждой шеренги бежит и дотрагивается до «пирога». Кто первый задел – уводит «пирог» к себе в шеренгу. Кто опоздал – становится «пирогом».

А еще стояли в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.

Заглянем туда! Вам интересно посмотреть, что в нем? Посмотрим!

Да здесь игра « Что стало –что  было».

Я называю, что стало, а вы - что было.

В. Кастрюля- чугунок.

В. Плита-печь.

В.Туфли-лапти.

В.Чайник- Самовар.

В.Шкаф-сундук.

В.Дом-изба.

 Вот и подошла к концу наша встреча. Сегодня мы с вами заглянули в прошлое, без него невозможно будущее.

Итог: Чем вам больше всего понравилось заниматься? (Ответ детей).

Что нового вы узнали? Что вы расскажите родителям о нашем с вами путешествии в прошлое?(Ответ детей).

Вот на наших посиделках

Отдохнули вмести мы

Вспомнив игры и загадки

Нашей русской старины.

 Спасибо всем за работу и теплую встречу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Из прошлого автомобиля»

1.           Познакомить детей с историей создания автомобиля, закрепить знания детей о различных видах наземного транспорта.2....

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги»

познакомить детей с историей появления книг, со способами передачи информации в разные исторические эпохи.Задачи:- познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги;- дать детям знания о...

Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в прошлое светофора"

Конспект занятия с презентацией в подготовительной группе "Путешествие в прошлое светофора"Цель: Формирование у детей представлений об истории светофора, с процессом преобразования этого уст...

Конспект занятия в подготовительной группе: "Историческое прошлое Кубани, история заселения казаков".

Конспект занятия в подготовительной группеТема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения казаков». Задачи:Развивающие:-сформировать представление о жизни и быте первых переселе...

Конспект занятия в подготовительной группе «В прошлое кожаных вещей»

Конспект занятияв подготовиельной группе "В прошлое кожаных вещей"...