Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей дошкольного возраста по программе И.А. Лыковой "Цветные ладошки"
учебно-методический материал

Барановская Оксана Валерьевна

      Дети рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, по своему характеру она наиболее приближена к игре, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т.п. В то же время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_diagnostika.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей дошкольного возраста по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки»

Педагогическая  диагностика  детей проводится  с  детьми   в   естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши,  салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.

По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-творческое развитие детей 2-3 лет

(первая младшая группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Проявление интереса к иллюстрациям в детских книжках, к народной игрушке и другим предметам декоративно-прикладного творчества (посуда, предметы интерьера);
  • Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
  • Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами;
  • Осваивание  способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
  •  Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
  • Ребенок может передавать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
  • Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
  • Передача формы и цвета доступными художественными способами;
  • Ассоциативно ребенок может устанавливать сходство между реальными предметами и их изображением;
  • Проявление интереса к обыгрыванию образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. д.) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);
  • Сопоставление названий основных цветов с самим цветом.

Высокий уровень – в изобразительном творчестве ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.); имеет представление об основных цветах и может их узнавать; правильно работает с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).

Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, путает основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).

Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; в совместной деятельности с другим человеком (взрослым, старшим ребенком) или по подражанию создает схематичное изображение, но не выражает свое отношение к нему; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).

Педагогическая диагностика по изодеятельности

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

Первая младшая группа (2-3 года)

_________________

Общие показатели развития детского творчества

Ф. О. ребенка

Проявление интереса к иллюстрациям  и предметам декоративно-прикладного творчества

Экспериментирование с художественными инструментами

Освоение способов зрительного и тактильного обследования

Эмоциональность и интерес

Передача представлений и впечатлений

Создание образов предметов и явлений

Передача формы и цвета

Ассоциативное сходство (реальный предмет – изображение)

Интерес к обыгрыванию образов

Знание основных цветов

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 - высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-творческое развитие детей 3-4 лет

(вторая младшая группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Проявление устойчивого  интереса к книжной графике, к декоративно-прикладному искусству, музыкальным инструментам;
  • Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
  • Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами;
  • Осваивание  способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
  •  Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
  • Отображение своих представлений и впечатлений об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
  • Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
  • Передача формы и цвета доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, модульным, каркасным);
  • Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание созданных образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. д.), постройки (забор, мостик, диванчик, стол, домик) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);
  • Знание основных и промежуточных цветов.

Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок охотно и с устойчивым, ярко выраженным интересом выражает собственные представления и впечатления об окружающем мире: создает эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в повседневном быту (в игрушках, одежде, упаковке и др), хорошо сопоставляет название основных и промежуточных цветов с самими цветами, правильно держит инструменты (карандаши, фломастеры, мелки, кисть).

Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, определяет только основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).

Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу, не выражает свое отношение к ее процессу и результату; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).

Педагогическая диагностика по изодеятельности

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

Вторая  младшая группа (3-4 года)

_________________

Общие показатели развития детского творчества

Ф. О. ребенка

Проявление интереса к иллюстрациям  и предметам декоративно-прикладного творчества

Экспериментирование с художественными инструментами

Освоение способов зрительного и тактильного обследования

Эмоциональность и интерес

Передача представлений и впечатлений

Создание образов предметов и явлений

Передача формы и цвета

Владение инструментами

Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание образов и композиций

Знание основных цветов

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 - высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-творческое развитие детей 4-5 лет

(средняя группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Активное, уверенное и с интересом изображение знакомых объектов,  предметов и явлений (бытовых, социальных, природных);
  • Самостоятельное нахождение и воплощение в художественном творчестве простых сюжетов на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов, передовая при этом свое отношение к окружающему миру
  • Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков  изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали).
  • Уверенное владение разными художественными техниками;
  • Начальное понятие «языка искусства»;
  • Выражение своих представлений, переживаний, мыслей, чувств доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
  • Проявление эстетических эмоций и чувств, при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.

Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок создает оригинальные, эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и содержанию; с увлечением знакомится с разными видами  изобразительного и декоративно-прикладного искусства; дает эстетические оценки увиденному в природе, искусстве и в быту (красиво или  не красиво, грустно или весело).

Средний уровень – ребенок интересуется изобразительным или декоративно-прикладным искусством, выражает свое отношение вербально или своими доступными изобразительно-выразительными средствами; владеет практическими навыками в разных видах изобразительной деятельности, но испытывает затруднение при самостоятельном выборе замысла, разработке сюжета, часто следует образцу; охотно включается в коллективную деятельность, но не охотно выступает инициатором, обращается за помощью к взрослым и сверстникам.

Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительному искусству; вовлекается в художественную деятельность лишь по приглашению взрослого; мотивирует свою пассивность «неумением» и «нежеланием»; не выражает свое отношение к процессу и результату; создает схематичное изображение по образцу, копируя чужие рисунки и повторяя свои без особых изменений.

Педагогическая диагностика по изодеятельности

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

средняя группа (4-5 лет)

_________________

Общие показатели развития детского творчества

Ф. О. ребенка

Уверенное изображение знакомых объектов, предметов и явлений

Самостоятельность в выборе сюжетов

Передача простыми художественными средствами различных признаков изображаемых объектов.

Владение разными художественными техниками

Выражение своих эмоций и мыслей доступными выразительно-изобразительными средствами

Эмоциональность  при восприятии произведений разных жанров изобразительного искусства

Коллективная деятельность

Инициативность

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 - высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-творческое развитие детей 5-6 лет

(старшая группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Самостоятельное создание образов  различных объектов,  предметов и явлений (бытовых, социальных, природных) окружающего мира на основе сформированных представлений о них;
  • В разных видах изобразительной деятельности стремление к воплощению развернутых сюжетов
  • Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков  изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), а также различные взаимосвязи между ними.
  • Выражение личного отношения к изображаемому, доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
  • Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
  • В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочитающего форму, декор и назначение предмета.
  • Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
  • Освоение новых техник  по своей инициативе (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше и др.);
  • Освоение различных изобразительно-выразительных средств (форма, линия, пятно, ритм, цвет, композиция, симметрия, асимметрия и др.).

Высокий уровень – ребенок активно интересуется разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; проявляет индивидуальное эмоционально-ценностное отношение (выражает эмоциями, жестами,  мимикой); самостоятельно и мотивированно занимается изобразительной деятельностью; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном).

Средний уровень – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире и выражает свои эмоции, включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.

Низкий уровень – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей); не проявляет интереса к освоению новых художественных техник.

Педагогическая диагностика по изодеятельности

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

старшая группа (5-6 лет)

_________________

Общие показатели развития детского творчества

Ф. О. ребенка

Самостоятельное создание образов

Развернутость сюжетов в изображении

Передача различных признаков и деталей в изображении объектов.

Владение разными художественными техниками

Выражение своих эмоций и мыслей и отношения в изображении

Сюжетность в изображении

Коллективная деятельность

Умение сочетать форму, декор и назначение предмета в декоративно-прикладной деятельности

Стремление осваивать новые художественные техники

Освоение новых изобразительных средств

Инициативность

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 - высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-творческое развитие детей 6-7 лет

(подготовительная к школе группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Самостоятельное, свободное, увлеченное и с устойчивым интересом  создание оригинальных образов и сюжетных композиций различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые, общественные и природные явления,  флора, фауна, деревня, город, праздники), на основе своего представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» (приключения).
  • Передача  личных впечатлений и отношения об окружающем мире (добрый или злой сказочный персонаж, грустный или веселый человек) доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
  • Выражение своего  отношения к эстетическим объектам и явлениям (красиво, нравится, любуюсь);
  • Успешная реализация творческих замыслов;
  • Свободное сочетание разных видов художественно-продуктивной деятельности;
  • Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
  • В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочетающего форму, декор и назначение предмета.
  • Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
  • Свободное использование освоенных художественных техник  и изобразительно-выразительные средства как особый «язык искусства»;
  • Освоение новых способов создания образа и изобретение своих в процессе художественного экспериментирования;
  • Планирование работы;
  • Сотрудничество с другими  детьми в процессе создания коллективной композиции;
  • Интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Высокий уровень – ребенок проявляет устойчивый интерес к  разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; увлеченно и самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; нашел свой стиль (индивидуальный почерк); получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном), сам пытается внести красоту и гармонию в окружающий мир.

Средний уровень – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире, охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.

Низкий уровень – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей) или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых художественных техник и изобразительно-выразительных средств; не высказывает заметного интереса к искусству

Педагогическая диагностика по изодеятельности

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

подготовительная к школе группа (6-7 лет)

_________________

Общие показатели развития детского творчества

Ф. О. ребенка

Самостоятельное создание оригинальных образов

Развернутость сюжетов в изображении

Личное отношение к эстетическим объектам и явлениям

Владение разными художественными техниками

Передача личных впечатлений и отношения в изображении

Сюжетность в изображении

Коллективная деятельность

Умение сочетать форму, декор и назначение предмета в декоративно-прикладной деятельности

Реализация творческих замыслов

Свободное использование новых изобразительных средств и техник

Инициативность

 Планирование работы

Интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 - высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построение образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО

Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выв...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.

                Управление качеством образования – это важнейшее направлениедеятельности в целостной системе управления образовательнымучреждением. Качес...

Статья "Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей дошкольного возраста по программе И. А. Лыковой "Цветные ладошки"

В данной статье содержится информация о мониторинге художественно-творческого развития детей дошкольного возраста по программе И. А. Лыковой "Цветные ладошки". Бонусом являются оценочные лис...

Обобщение педагогического опыта Тема: «Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Тема:«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей   дошкольного возраста».“Ум ребенка - на кончиках его пальцев”.В....