Недельный проект" Веселый Городец" в старшей группе.
проект (старшая группа)

Мареева Елена Викторовна

Воспитание гражданина и патриота, знющего трвдиции и историю своей Родины, любящего свою Родину - задача актуальная на сегодняшний день.Через знакомство с народным декоративным искусством, несущем в себенациональные традиции, дошкольник соприкасается с жизньюнарода, с тем чем он жил рагьше. Ценностьпроизведений народного прикладного искусствасостоит в том, что оно представляет природный мир, материальную культуру, но еще ивтом, что является памятником духовной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gorodets.docx43.53 КБ

Предварительный просмотр:

,

Недельный проект в старшей группе                           «Веселый  Городец».

ГБДОУ детский сад№2 СПб пушкинский район. Воспитатель Мареева Елена Викторовна , первая категория.

Введение

В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить. воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость . Проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Акцент делается на воспитание таких качеств юных граждан России, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родин, любовь к родному дому, природе, культуре своей страны.  Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живёт в настоящем. Произведения декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но ещё и в том, что они являются памятниками духовной  культуры

 Актуальность создания проекта.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должны начинаться, как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Народное искусство, как и искусство вообще многофункционально и одна из функций воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Использование народного искусства в детском саду никогда не было просто случайным побуждение и модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализацией которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще не доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».

Именно это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства.

Механизм реализации проекта

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в детской руке, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Роспись в стиле Городец доступна для изучения, с ее помощью формируются навыки кистевой росписи, развивает мелкую моторику рук, способствует развитию творческих способностей и воображения.

Тема проекта на сегодняшний день весьма актуальна и ставит перед нами проблемные вопросы:

Как познакомить дошкольников с историей возникновения и традициями городецкой росписи?

- Как в доступной форме научить детей выполнять элементы росписи и составлять из них по своему замыслу узоры?

- Как повысить уровень компетентности родителей в области народно- прикладных художественных промыслов?

- Как вовлечь родителей в активную деятельность по воспитанию духовно-нравственных и эстетических чувств детей

Декоративное рисование и лепка по мотивам городца в интересной, ненавязчивой форме решают эти проблемы.

Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности  творческие, любящие свою Родину, социальноответственные..

Цель проекта.

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству; формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребёнка; создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для детей и родителей для знакомства с народным промыслом Городца.

Тактические цели.

1. Создать  предметно развивающую среду, способствующую ознакомлению детей с  городецким  промыслом.

2. Подобрать и оформить методический материал для проекта.

3. Организовать  материально – техническое обеспечение.

Задачи

- Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями народных мастеров.

- Формировать практические умения и навыки в составлении узоров по собственному замыслу, используя элементы городецкой росписи (ромашка, розан, листочки, купавка, бутон, оживка).

- Обогащать впечатления детей и прививать эстетический вкус через знакомство с  произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике.

- Воспитывать уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.

- Привлекать родителей к участию в проекте.

Ожидаемые результаты:

 - Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве ,Городец.

- Частично сформированы практические умения и навыки в составлении узоров по собственному замыслу, используя элементы Городетской росписи.

- Обогащение предметно-развивающей среды группы  по теме проекта.

- Создана презентация по теме проекта, игры, подобран демонстрационный материал.

- Созданы наглядно-дидактические пособия по искусству Городца.

- Организована выставка детских работ «Веселый Городец».

Продукт

1.Создание мини музея.

2.Выставка детских работ .

3.Презентация по теме, подбор и оформление картотеки  «Все о городецкой росписи».

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Этапы реализации проекта программы

Реализация проекта рассчитана на одну неделю

1. Подготовительно-проектировочный этап

2. Практический этап

3. Результативный этап 

План мероприятий

1 этап - Подготовительно-проектировочный этап

  • Изучить литературу по теме проекта.
  • .Провести мониторинг детей и родителей по теме проекта..
  • .Пополнение новыми материалами развивающей среды.
  • .Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми в режимные моменты.
  • .Создание презентации «Веселый Городец»

2 этап – Практический .

  • Социально-коммуникативное развитие. Беседы: «Деревянное яркое чудо», , «Ремесла на Руси,» рассматривание альбомов  с иллюстрациями по теме, сюжетно-ролевая игра «Магазин народных промыслов»; дидактические игры «Укрась посуду», лото «Русские узоры»,лото «Узнай  и назови  элемент узора» пазлы «Собери городецкий сувенир»
  • Познавательное развитие . Виртуальная экскурсия на фабрику городецких мастеров: просмотр презентации « Городец и все о нем» конструирование из бумаги «Шкатулка».
  • .Речевое развитие. Составление описательных рассказов «Городецкий сувенир», пересказ легенды – сказки «Сказка о славном городе Городце , знаменитом мастере Даниле и невесте его Любаше.»; чтение авторской сказки «Сказ о городецком коне»; стихов о городце (Городецкая доска, Есть на Волге город древний, Если взглянешь на дощечки, Городецкая роспись, как её нам не знать!)
  • Художественно-эстетическое развитие.  Просмотр художественных альбомов:И.Лыковой «Веселый городец». Рисование «Укрась посуду», Аппликация «Сказочная птица».. Слушание музыки русские лирические мелодии ; «Лебедушка», «Сударушка», «На Руси умельцев много», муз.Иванова.

3 этап-   Результативный этап.

  • Выставки детских работ.
  • Создание альбома «Веселый Городец».
  • Создание презентации  по теме проекта.
  • Публикация проекта на сайте детского сада.
  • Организация мини музея «Русские промыслы».

Работа с родителями по проекту.

  • Консультации для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей».
  • Помощь в сборе экспонатов для пополнения  мини музея в группе.

                        Итоги работы по проекту.

В результате реализации проекта уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать виды декоративных росписей ,научились создавать выразительные узоры, у детей появилось желание посещать музеи и выставки.                                                                                                    Расширены и систематизированы знания детей о народном искусствеГородца. Сформированы  умения и навыки в составлении городецких узоров по собственному замыслу.                                                                                                                     Созданы наглядно- дидактические пособия , презентации, игры по теме городецкого промысла.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Недельный проект в старшей татарской группе

Содержание образования детей, формируемое участниками образовательного процесса с учётом климатических, национально-культурных, демографических, социально- экономических и социокультурных условий Респ...

Недельный проект по произведениям К.Чуковского в старшей группе

Данный недельный проект предоставляется как ознакомление с творчеством  К.И Чуковского...

Недельный проект по пожарной безопасности «Чтоб не случилась беда» (старшая группа)

Дети - наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, должна исходить от всех без исключения взрослых. Заинтересованност...

Недельный проект по пожарной безопасности в старшей группе "Чтоб не случилась беда!"

Проект по пожарной безопасности,цель которого - Подготовить ребёнка к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него ...

КРАТКОСРОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МЫ И КОСМОС».

КРАТКОСРОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  НА ТЕМУ: «МЫ И КОСМОС»....

Недельное планирование работы с детьми в ДОУ по ФГОС (старшая группа) Неделя "Весенняя капель"

Цель:  Расширение и уточнение представлений детей о весенних изменениях в природе. Задачи: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие интересов детей, любозна...

Недельное планирование работы с детьми в ДОУ по ФГОС (старшая группа)

Цель:  Расширение и уточнение представлений детей о весенних изменениях в природе. Задачи: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие интересов детей, любозна...